Принцип обучение дидактический единоборство

Дидактические принципы обучения равно применимы к любой педагогической деятельности, в том числе и к учебно-тренировочному процессу в спорте. О принципах обучения в единоборствах писали многие авторы, в первую очередь, в учебниках и учебных пособиях для вузов, а также в работах, по отдельным видам спорта. В первую очередь, это пособия по борьбе [3, 13, 15], боксу, кикбоксингу и фехтованию. К сожалению, материалов по педагогике применительно к восточным единоборствам существует очень немного [8, 11] и в тех практически ничего не говориться о дидактических принципах обучения. Наиболее полно данная тема раскрыта в учебнике Б.В. Турецкого «Обучение фехтованию» [14].

При обучении единоборствам наиболее важными представляются следующие дидактические принципы:

· научность;

· доступность;

· систематичность;

· сознательность и активность;

· наглядность;

· прочность;

· единство группового и индивидуального подхода;

· связь теории и практики.

При всей известности и понятности этих принципов, далеко не всегда ясно, для чего и как их следует применять в ежедневной работе тренера.

Принцип научности – самый «спорный» принцип из всех, поскольку мнение о том, что книги пишут теоретики, а тренируют практики, весьма распространено.

В то же время, именно «научность» позволяет «не изобретать велосипед» в области построения методик тренировок, дает ответ на такие вполне практические вопросы как соотношение общей и специальной физической подготовки, технической и тактической подготовки, позволяет познакомиться с новейшими достижениями в области методов и технологий подготовки спортсменов. Это важно для любого тренера, но наибольшее значение имеет для представителей восточных единоборств, поскольку традиционные методы обучения в них весьма далеки от научных и использование современных достижений спортивной науки позволяет существенно улучшить качество преподавания.

Принцип доступности – это согласование материала, форм и методов обучения с возможностями спортсменов, прежде всего, юных.

Способность воспринимать увиденное, а затем воспроизвести его, у детей разного возраста различна.

Так в раннем детском возрасте мышление наглядно-действенное; в дошкольном и младшем школьном – наглядно-образное; в среднем и старшем школьном возрасте начинает формироваться словесно-логическое. В соответствии с этим рассказ и показ новых движений будет существенно отличаться. Тем более, что чем сложнее координационная структура движения, тем сложнее ученику правильно его выполнить, а большинство движений как в спортивных, так и в традиционных единоборствах относятся именно к сложно координированным.

То есть принцип доступности требует от нас не только максимально доходчиво объяснять и показывать движения, но и подбирать способы объяснения и наборы подводящих упражнений, соответствующие уровню восприятия учеников.

Принцип систематичности отвечает за регулярность и последовательность обучения.

Ни одна техника, использующаяся в единоборствах не может быть успешно применена, если она не закреплена многочисленными повторениями. Для традиционных восточных единоборств (и для ряда спортивных, например, фехтования) многократные и систематические повторения движений и приемов являются обязательным элементом.

Пожалуй, наиболее важно здесь помнить о том, что Н.А. Бернштейн называл «повторение без повторения» - с каждым последующим выполнением одного и того же приема или действия оно изменяется. «И в зависимости от того, правильно или неправильно выполняется данный прием или действие, формируется правильная или неправильная техника. Мнение о том, что при ошибочном, неправильном выполнении техника спортсмена не улучшается, ошибочно, она ухудшается» [14].

Второй проблемой у единоборцев, зачастую, является то, что технический арсенал весьма широк и порой в него включены очень различные разделы, например, борьба, удары руками и ногами, в ряде современных и традиционных единоборств.

Принцип систематичности и последовательности требует создания такой программы обучения, которая позволяла бы обучать спортсменов постепенно вводя новые элементы так, чтобы они логично сочетались с уже изученными и не вступали с ними в противоречие.

Принцип сознательности и активности позволяет разделить обучение и «дрессуру», к чему бывают склонны представители единоборств. Как отмечал польский тренер по фехтованию З. Чайковский: «Научение только движениям путем обезьяньего повторения, без вербализации и интеллектуальной тренировки, без учета ориентации, реакции, принятия решения и без совершенствования психических процессов, является большой ошибкой тренера и превращает тренировку в дрессуру».

При этом нельзя забывать и о том, что «дрессура» бывает полезна и необходима на стадии автоматизации двигательного навыка. Однако на этапе ознакомления с приемом и на этапе формирования тактических умений определяющим является сознательное и активное отношение ученика к процессу обучения. Важным при этом является понимание спортсменом смысла заданных действий и условий их применения; анализ и корректировка действий в соответствии с конкретной технико-тактической ситуации; контроль за качеством выполнения действия как при его разучивании, так и при применении в учебно-тренировочных боях.

Принцип наглядности. Этот принцип наиболее понятен – без наглядности в работе тренера обойтись невозможно. В единоборствах дополнительно следует помнить о том, что наглядность в обучении направлена на то, чтобы сформировать правильное представление и о технике, и о тактике.

«При обучении тактике наглядность из понятной всем зрительной области переходит в умозрительную. С помощью рассуждений и показов тренер создает некий внутренний эталон наглядности – представление о смысле действий и типичных тактических ситуациях» [14].

Принцип прочности усвоения учебно-тренировочного материала. Этот принцип напрямую связан с формированием двигательного навыка.

Для единоборств важно формирование не двигательного стереотипа, а правильно сформированного навыка, который обеспечивает вариативность двигательных компонентов во времени и пространстве, их приспособление к изменяющимся условиям для достижения победы. Для достижения этого результата необходимо:

- многократное повторение приема в постоянно усложняющихся ситуациях;

- каждое новое повторение должно быть правильным, что обеспечивает постоянное движение вперед;

- отсутствие спешки и закрепление полученного результата;

- постоянная оценка степени овладения приемом;

- постоянный контроль выполнения и применения приема в различных ситуациях;

- положительные эмоции ученика.

Принцип единства группового и индивидуального подхода. В учебно-тренировочном процессе, на разных этапах подготовки большое место занимает либо групповой подход (этап начальной специализации), либо индивидуальный (этап спортивного совершенствования).

При обучении детей единоборствам на начальном этапе используется преимущественно групповой подход. Однако его применение сильно осложняется их игровой ориентацией – дети хотят либо играть, либо проводить учебные бои. Поэтому, для обучения таким «скучным» действиям как передвижения, работа на подсобных снарядах, элементарные одиночные приемы, необходимо пробудить в детях интерес, донести до них важность выполняемой работы, строго дозировать нагрузку и время выполнения упражнений. Могут быть использованы два методических подхода – стимулирование взаимной ответственности за результат обучения; создавать ситуации конкуренции и творчества.

Однако независимо от формы организации занятия, тренер всегда имеет дело с индивидуальностью. Каждый ребенок имеет свои неповторимые качества, свой характер, и каждому необходимо подобрать свой «ключик». Поскольку это непростое дело, то тренеру следует обратить внимание на: физические данные; координационные возможности; психомоторные возможности; личностные качества. Исходя из совокупности этих данных можно строить индивидуальный подход к каждому спортсмену.

Принцип связи процесса обучения с практикой является, пожалуй, самым главным в спорте. В единоборствах научить спортсмена выполнять различные технические приемы или понимать отдельные тактические ситуации еще недостаточно. Главное – сформировать умение применять эти действия в различных ситуациях поединков, в боях с разными противниками. Спортсмен зачастую либо не хочет, либо не может, либо не знает, когда и как применять это действие. Все это устраняется правильно подобранными заданиями в парной работе, учебно-тренировочных боях, индивидуальных уроках. Кроме того, необходимо время, сразу такой перенос произойти не может. «Как и для всего, связанного с обучением, требуется время для созревания и момент для скачка» [14].

Заключение

Принципы обучения, которые выражают главным образом методические закономерности педагогического процесса и в силу этого являются обязательными при осуществлении образовательных и воспитательных задач: принципы научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности и индивидуализации, наглядности, прочности и прогрессирования.

Принцип научности - один из важнейших, на базе которого традиционно формировались теория и практика образования, строился учебно-воспитательный процесс, включая обоснование содержания образования, в соответствии с современным уровнем развития науки (обществознания, психологии, физиологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и др.).

Принцип сознательности и активности применительно к теории и практике обучения двигательным действиям обоснован П.Ф. Лесгафтом в учении о физическом образовании детей школьного возраста. Важность данного принципа вытекает из двойственной природы дидактических процессов, или их двусторонности.

Принцип систематичности и последовательности вытекает из закономерностей образования, воспитания и развития, которые приобретают особый смысл в дидактических процессах в физическом воспитании.

Содержание образования, средства, формы и методы его трансформации в элементы опыта личности учащегося должны быть адекватны возрастным особенностям, состоянию здоровья, уровню физического развития и двигательной подготовленности обучаемых, направленности физкультурных и спортивных интересов детей школьного возраста.

Принцип наглядности - одно из основных инвариантных положений общей и предметных дидактик. Сущность принципа в отечественной дидактике связывают с одним из постулатов материалистической диалектики, объясняющей природу познания человеком явлений и предметов реальной действенности, в частности, с тезисом В.И. Ленина о том, что данный процесс в своем генезисе и диалектике развивается "от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике".

Принцип прочности и прогрессирования требует, чтобы теоретические сведения в виде знаний, двигательные и инструктивные навыки и умения, способность выполнить физические упражнения различной направленности и сложности системно структурировались в памяти учащихся.

Список литературы

 

1. Аркадьев В.А. Тактика в фехтовании. – М.: ФиС, 1969

2. Бокс. Учебник для ин-тов физической культуры. Под редакцией Дегтярева И.П. – М.: ФиС, 1979

3. Игуменов В.М., Подливаев Б.А. Спортивная борьба. – М.: Просвещение, 1993

4. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2013

5. Клещев В.Н. Кикбоксинг: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2006

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т.—М.: Педагогика, 1982

7. Мовшович А.Д. Тренировка юных фехтовальщиков: монография. – М.: Физическая культура, 2013

8. Передельский А.А. Философия педагогика и психология единоборств: монография. – М.: Физическая культура, 2008

9. Песталоцци Иоганн Генрих. Избранные педагогические произведения, в 3-х т. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963

10. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации. – М.: Советский спорт, 2005

11. Санг Х. Ким Преподавание боевых искусств. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003

12. Санников В.А., Воропаев В.В. Теоретические и методические основы подготовки боксера. – М.: Физическая культура, 2006

13. Сорокин Н. Спортивная борьба (классическая). – М.: ФиС, 1953

14. Турецкий Б.В. Обучение фехтованию: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2007

15. Турин Л.Б. Борьба самбо. – М.: Советская Россия, 1963

16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М.: Педагогика, 1988

17. Шатков Г.И., Ширяев А.Г. Юный боксер. – М.: ФиС, 1982

Размещено на Allbest.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: