Вы работаете в крупной компании, и коллеги из другого подразделения начали регулярно, причем без разрешения, использовать ваш копировальный аппарат. Чтобы что-то напечатать или сделать копию, вам теперь приходится ждать своей очереди. Особенно неприятно, что чужаки не считают нужным положить бумагу в принтер, заменить картридж, достать помятый лист или сообщить о проблемах с аппаратом. У них есть собственный копир, но он неудобно расположен, этажом выше, поэтому они предпочитают приходить к вам. Используя дивергентное и конвергентное мышление, предложите реалистичные идеи для прекращения этих вторжений. Три основных этапа:
этап 1 (дивергенция): мозговой штурм;
этап 2 (конвергенция): вычеркнуть и объединить идеи в группы;
этап 3 (конвергенция): выбрать практичные применимые идеи.
Позвольте мне коротко повторить все, что я рассказал о дивергентном подходе. Всем нам необходимо в ходе анализа проблемы быть готовыми переключаться из более естественного для нас конвергентного режима в дивергентный и обратно, чтобы находить новые идеи и работать с ними. Иногда дивергентное/конвергентное мышление дает всего лишь одну интересную идею, но она может оказаться полезной и даже ключевой в ходе дальнейшего анализа и поиска решения. Во время обсуждения проблем или задач я часто переключаюсь в дивергентный режим. Но я знаю: если не напомнить собеседнику о необходимости такого переключения, то он наверняка решит, что я сошел с ума – или что я все предлагаемые идеи считаю разумными и уместными, хотя я-то только выдвигаю гипотезы. Поэтому я всегда предупреждаю, когда начинаю мозговой штурм, и вам советую поступать так же.
|
|
Примечания к Главе 5
Глава 6
Сортировка, временная последовательность и хронология
Сортировка – это самый простой подход к структурированию информации. Лично я использую ее, когда, к примеру, собираю пазл. Может показаться, что ее достаточно обсудить совсем коротко и быстрее двигаться дальше, к менее очевидным и известным приемам. К сожалению, сортировка используется редко и во многих случаях не совсем верно. Некоторым из нас вообще не приходит в голову рассмотреть проблему как набор элементов (давайте не забывать, что структурирование информации нам в принципе не свойственно). Бывает, что человек действительно разбирает проблему на элементы и сортирует их, но делает это не вполне верно, основываясь на ошибочных предположениях относительно особенностей и сходства элементов. И практически все мы склонны считать, что подобная сортировка необходима только для серьезных проблем. На самом же деле, какой бы простой ни была проблема, качество анализа будет выше, если применить сортировку.
|
|
Вот вам пример: когда человек, собираясь в супермаркет, составляет список покупок, он может сгруппировать перечень продуктов в соответствии с тем, как они расположены в торговом зале. Иначе уже в магазине придется постоянно просматривать весь список, чтобы, пока ходишь между полками и рядами, ничего не забыть.
Разумеется, по мере увеличения сложности проблемы и связанной с ней степени неопределенности (когда приходится оперировать уже не строгими фактами, а оценочными суждениями), а также при переходе от банальных проблем к более комплексным сортировка и, главное, подход к ее реализации становятся одними из существенных факторов успеха.
Упражнение 9. Биографии
Возьмите лист бумаги и рассортируйте приведенную ниже информацию любым разумным способом.
Биографии
Мэри 35 лет, она замужем, у нее трое детей. Она работает официанткой на полставки. Католичка, родилась в Бостоне, голосует за республиканцев.
Джон, водитель автобуса, прихожанин пресвитерианской церкви, убежденный демократ. Ему 50 лет, он родился в Филадельфии.
Сью родилась в Питтсбурге, работает в приемной дантиста. 25 лет, католичка, не замужем, поддерживает демократов.
Глория – прихожанка методистской церкви, работает программистом на полную ставку. Родилась в городе Ланкастер, штат Пенсильвания. 37 лет, голосует за демократов, замужем, двое детей.
Бобу 26, родился в Нью-Йорке, баптист, женат, детей нет. Работает в области маркетинга; поддерживает республиканцев.
Рассортировать эту информацию можно несколькими способами, и все они хороши. Проведя сортировку, мы можем легко ответить на разнообразные вопросы об этих людях: каков их средний возраст? Сколько человек из этой группы католики? Кто из них родился в Пенсильвании? Здесь мы применяем тот же принцип, что и при собирании пазла: схожие элементы складываем вместе. Что может быть проще? И что может быть эффективнее при анализе проблемы или задачи?