Парламентаризм цветущей сложности

 

Как в большинстве дел человеческих, системой кровообращения законотворчества служит конкуренция, а монополия – это инсульт. Поэтому избирательное законодательство должно быть выстроено таким образом, чтобы препятствовать образованию в парламенте устойчивого большинства. Да, того самого, которое обеспечивает стабильность, стратегическую государственную политику, проведение серьезных продуманных преобразований и прочую дребедень. Любая фракция, обладающая пакетом голосов 50% +1 – убийца парламентаризма. Парламент должен быть раздробленным и состоять из множества фракций и групп, которые будут вступать в коалиции между собой и вынуждать исполнительную власть к сложным переговорным процессам.

Чтобы депутаты стали полноценными участниками этих переговоров, необходимо вернуть парламенту контроль над законом №1 – проектом федерального бюджета. Сейчас система трехлетнего бюджетного планирования полностью в руках Минфина, а с депутатами, не распоряжающимися бюджетными деньгами, никто вообще разговаривать не будет. Необходимо постатейное утверждение проекта бюджета на очередной год и запрет на секретные расходы, число которых с 2004 г. все растет, в том числе по таким статьям, как жилищное строительство и прикладные научные исследования.

В самом законотворческом процессе надо запретить две вещи: закрытые обсуждения и ускоренные рассмотрения. Никаких нулевых чтений и консультаций – законопроекты обсуждаются на открытом пленарном заседании, и члены правительства выступают там же, на глазах всего народа, а не приглашают фракционное начальство к себе на чай.

Ускоренный порядок рассмотрения – отдельный позор и проклятие нашего парламентаризма. Проект реформы РАН рассмотрели в первом чтении в среду, а во втором – в пятницу. Поправка, запрещающая усыновление однополым парам, подсунутая ко второму чтению в проект совершенно другой тематики (чтоб никто не догадался), прошла от второго чтения до третьего за четыре дня. Постановление об амнистии внесли 25 июня, а 2 июля приняли. «Один из важных факторов хорошего инвестиционного климата – неспешность законотворческого процесса. Любое срочное принятие законов, с какими бы благими целями это ни происходило, инвесторов напрягает. Инвестор рассуждает как: если сегодня за три дня приняли хороший закон, то завтра за три дня могут принять плохой», – замечает Волошин, ныне куратор проекта международного финансового центра. Александр Стальевич, а кто выдрессировал депутатов принимать что скажут за один день – «в первом чтении и в целом»?

Все чрезвычайные регламентные нормы, позволяющие в «особых случаях» принимать законопроекты без обсуждения и без промежуточных чтений, должны быть отменены. Никаких срочных законов, которые надо принять, иначе Москва сгорит, не бывает. Исполнительная власть всегда имеет достаточно полномочий, чтобы действовать в любой чрезвычайной ситуации. Зато часто встречается использование воображаемых будущих угроз для обслуживания нужд настоящего.

 

Источник: статья опубликована в газете «Ведомости» №3380 от 05.07.2013 под заголовком: [битая ссылка] Починяем принтер

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: