ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.
1. Ритм.
2. Основные системы стихосложения.
3. Строфа.
4. Рифма, её основные виды и способы рифмовок.
Ритм в стихе и прозе. Роль ритма в стихе.
Понятие о ритмической единице.
В поэтической речи наряду с эмоционально повышенным строем переживаний всегда ощутимы и каждое слово, и каждый звук, и темп. Темп в стихотворных произведениях является основой периодичности, которая в свою очередь, усиливает и организует ритм, то есть, по общепринятому мнению, главную отличительную черту стихотворной речи.
Ритм ( от греческого rhythmos – соразмерность, стройность) – мерность, складность в движении, повторяемость явлений во времени или в пространстве. Ритм упорядочивает движение, делает его результативным, эстетически привлекательным. Поэтому люди издавна подмечали ритм, зная, что он заложен в самой природе. Так, ритмично сменяют друг друга времена года, сутки, ритмичны приливы и отливы, ритмично вращение планет вокруг Солнца, ритмично биение сердца, наша ходьба и т.д. Постепенно свойства ритма вносились в трудовую деятельность, в человеческую речь и, наконец, в искусство слова.
Ритмическими единицами могут служить:
- слоги,
- слова,
- синтагмы (мельчайшие интонационные единицы).
Стихотворная речь произошла от хоровых народных песен. В литературе она предшествовала прозе. Не случайно ведущие жанры античности, Средневековья и далее (вплоть до XVII века) были стихотворными. Отделившись от напева, стихотворная речь сохранила ритмичность.
Ритм в поэзии – это периодическая повторяемость соизмеримых речевых отрезков.
Языковая основа ритма – фонетические особенности национального языка. В языках с фиксированным ударением (романские, тюркские, польский и др.), где словесное ударение не имеет смыслоразличительного значения, произносится и воспринимается относительно слабо, языковой основой ритма выступает слоговое членение (силлабический стих); в языках же с подвижным ударением (русский, немецкий, английский и др.), когда оно смыслоразличительно (зáмок – замóк), произносится и слышится отчётливо, ударный слог качественно отличен от безударного, языковой основой ритма является распределение ударных слогов (силлаботоника).
Языковая основа ритма соотносится с метром (от греческого metron – мера), то есть с размером. Под метром понимают различные способы чередования долгих и кратных слогов в античной метрике, ударных и безударных в силлаботонике, слоговых групп и цезурных пауз в силлабике. Хотя термин «метр» синонимичен термину «размер», их следует дифференцировать. Понятие «метр» более широкое. Хореический метр, в частности, включает в себя такие размеры, как 4– стопный хорей, 5– стопный хорей и т.д.
В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека.
Показателем ритма прозы является заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.
Основные системы стихосложения.
Ритмико-интонационная единица стихотворной речи – стихи (от греческого stychos – ряд). В литературном тексте стихи (ряд слов) пишутся отдельной строкой, следующей одна за другой. Именно стихоряд с его метрической формой, вытекающей из языковой основы, образуют систему стихосложения.
Поэзии известно несколько стиховых систем, которые распадаются на две группы:
Ø количественное (квантитативное);
Ø качественное (квалитативное).
Количественное стихосложение базируется на количестве времени, нужном для произнесения ритмической единицы – слога. Оно присуще и древним языкам (греческому, латинскому), и современным, сохранившим в звучании гласных звуков долготу и краткость (эстонскому, венгерскому и др.).
В качественном стихосложении слоги соотносятся по своему качеству, по ударности и безударности. К количественному стихосложению относится, например, античное (метрическое) стихосложение, а к качественному – силлабическое, силлаботоническое, тоническое.
Русская поэзия за свой многовековой путь освоила разные системы стихосложения: от церковных молитвословий и литургических песнопений к «стихам покаянным», былинам. Когда в XVII веке началась запись былин и прочих песен, народный тонический стих становится литературным фактом. Параллельно с ним во второй половине XVII века развивается силлабика, но в XVIII веке её сменяет силлаботоническая система.
Системы стихосложения
Тоническое |
Тоническое (от греческого tonos – ударение) стихосложение – такое стихосложение, в котором ритмика создаётся повторением ударных слогов. Количество безударных слогов между ударными относительно свободное. Простейшая форма акцентной системы (XVII –XVIII вв.). Характерно для стихов былин: «Как у славного у города Чернигова Нагнано тут силы много-множество…» («Илья Муромец и Соловей-разбойник) |
Метрическое (античное) |
Ритм в нем складывался благодаря чередованию долгих и кратких звуков. Краткий слог обозначался знаком U, долгий – знаком —. Из кратких и долгих слогов в их различных сочетаниях складывались стопы (от латинского pes – нога, ступня). Гомер в переводе В.Жуковского: Голос возвысивши свой, произнёс он такую молитву: «Дий, наш отец, да исполнится всё, что теперь обещал мне Царь Алкиной, и да будет всегда на земле плодоносной Слава ему! А меня проводи безопасно в отчизну». |
Силлабическое (слоговое) |
Силлабическая (от греческого syllabоs – слог) система стихосложения основана на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. Данное стихосложение присуще языкам с постоянным ударением, падающим на определённый в слове слог, потому что в таких языках ударение не несёт смыслоразличительного значения, произносится сравнительно слабо, ударные и безударные слоги метрически равноправны и расположены в стихе неупорядоченно. Не любити тяжело, И любити тяжело, А тяжелее всего, Любя, любовь не достать. (Кантимир) |
Силлабо-тоническое |
Силлаботоническое стихосложение (от греческого sуllabos – слог и tonos – ударение) учитывает и число слогов, и число ударений, и место их расположения. Это слогоударное стихосложение. Введено реформой М.Ломоносова и В.Тредиаковского. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (Ф.Тютчев). |
В XIX-ом и XX-ом веках размеры в русской поэзии заметно обогатились. Применение получили переходные формы от силлаботоники к тонике: дольник и тактовик.
Дольник (паузник) – вид стиха, основанный на соизмеримости ритмических групп (долей) неравного слогового состава:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
(Есенин)
Фактически, дольник в рамках одной стиховой строки объединяет двусложные и трёхсложные размеры. Чередуемость их подвижная, что создаёт ритмическую гибкость. Главный упор направлен на количество безударных слогов между ударениями. Там, где их меньше, они растягиваются при чтении, а там, где их больше, – произносятся с убыстрением:
Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
(Цветаева)
Разновидность дольника – логаэд. В нём двусложные и трёхсложные стопы следуют друг за другом в строгом порядке, поэтому ритмический рисунок предопределён:
Кто перед ратью будет, пылая,
Ездить на кляче, есть сухари;
В стуже и в зное меч закаляя,
Спать на соломе, бдеть до зари;
Тысячи воинств, стен и затворов,
С горстью россиян всё побеждать?
(Державин)
Близок к дольнику тактовик. В системе русского стихосложения он занимает место между дольником и тоническим стихом. Термин «тактовик» был введён А.П.Квятковским. Тактовик допускает объём безударных интервалов между схемными ударениями или 0 – 1 – 2, или 1 – 2 – 3 слога. Пропусков ударений в сильной позиции почти не бывает, в трёхсложных же интервалах избыточные ударения на среднем слоге – явление привычное:
Мне б пред тобой
на колени пасть!
Мне б пред тобой
поклоны класть!
Но ведь такой
неразумен жест:
нету на свете
бессмертных божеств.
(Асеев)
Еще более далек от внутренней симметричности строк свободный стих (верлибр). Его признаки – членение на строки, графически расположенные как стихотворные, и их ритмико-звуковая соотнесенность, которая определяется особенностями языка и традициями. У Блока:
Нет, очнешься порой,
Взволнован, встревожен
Воспоминанием смутным,
Предчувствием тайным…
Буйно забьются в мозгу
Слишком светлые мысли…
И, укрощая их буйство,
Словно пугаясь чего-то, – не лучше ль,
Думаешь ты, чтоб и новый
День проходил как всегда:
В сумасшествии тихом?
Возникновение верлибра в русской поэзии связывают с именами А.Фета, Я.Полонского, А.Блока, В.Брюсова, Вл.Соловьева, М.Кузмина и др.
Таким образом, возможности создания ритма в тех или иных языках весьма богаты, они выступают в процессе исторического развития литературы в различных формах и проявляют себя в зависимости от конкретной специфики словесно – художественного творчества.
Строфа.
Строфа (от греческого strophe – поворот, круг) – сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении. Возник термин «строфа» в хоровой лирике Древней Греции. Первоначально он означал отрезок текста, исполняемый хором между двумя поворотами в торжественном шествии. Строфа образует интонационно-ритмическое единство, в котором автор реализует свои мысли и чувства, передаёт их через события, переживания, поступки героев. Для поэм избираются большие строфы, чтобы передать сложный внутренний мир персонажей, их взаимоотношения и т.д. Вместе с тем строфа не должна быть чрезмерно объёмной.
В разных системах стихосложения строфа строится на собственных принципах. Но, как и стихотворные размеры, строфы исторически устойчивы, переходят из века в век, от поэта к поэту, приобретая индивидуальные оттенки, индивидуальное звучание.
Классифицируются строфы по числу строк и порядку рифм. Самыми употребительными считаются такие строфы:
v двустишие,
v трёхстишие,
v четверостишие,
v восьмистишие,
v десятистишие,
v сонет,
v онегинская строфа.
Двустишие (дистих: аа). | На руке его много блестящих колец – Покорённых им девичьих нежных сердец. (Ахматова) |
Трёхстишие (терцет: ааа, терцина: аба – бвб – вгв и т.д.) – строфическое построение с нечётным количеством строк. В терцете три строки на одну рифму. | И только небо – всегда голубое – Сияло, прекрасное, в строгом покое, Одно лишь небо, всегда голубое! (Брюсов) Так, думал, и умру – от скуки, от испуга. Когда не от руки, так на руках у друга. Видать, не рассчитал. Как квадратуру круга. (Бродский) |
Четверостишие (катрен). В нём стихи рифмуются попарно (аабб), перекрёстно (абаб), кольцеобразно (абба) | Жизнь упала, как зарница, Как в стакан воды ресница. Изолгавшись на корню, Никого я не виню; (Мандельштам) Довольно дел, довольно слов, Побудем молча, без улыбок, Снежит из низких облаков, А горний свет уныл и зыбок; (И.Анненский) Так. Буря этих лет прошла. Мужик поплёлся бороздою Сырой и чёрной. Надо мною Опять звенят весны крыла… (Блок) |
Восьмистишие (октава: абабабвв, триолет: абааабаб, сицилиана: абабабаб). Октава (от латинского oktava – восьмая). | И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута – и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. (Пушкин) |
Десятистишие даёт вариантные типы рифмовки, но наиболее устоявшийся тип – одическая строфа (абабввгддг). | О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трёх лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто всё собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем – Бог! |
Сонет представляет собой довольно сложную строфу. В нём четырнадцать строк, из которых два катрена (абаб абаб или абба абба) и два терцета. Существует венок сонетов. Это цепная строфа из пятнадцати сонетов. В ней 210 строк. Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего, а заключительный сонет (магистрал) повторяет последовательно первую строку каждого из четырнадцати сонетов, стягивая их в смысловое единство. | Под стоны тяжкие метели Я думал – ночи нет конца: Таких порывов не терпели Наш дуб и тополь месяца. Но солнце брызнуло с постели Снопом огня и багреца, И вмиг у моря просветлели Морщины древнего лица… И пусть, как ночью, ветер рыщет, И так же рвёт, и так же свищет, Уж он не в гневе божество. Кошмары ночи так далёки, Что пыльный хищник на припеке – Шалун – и больше ничего. (И.Анненский) |
Онегинская строфа – четырнадцатистрочная. Она объединяет перекрёстное четверостишие, две парные рифмы, опоясанное четверостишие и снова парную рифму (абаб ввгг деед жж). | Дни мчались; в воздухе нагретом Уж разрешалася зима; И он не сделался поэтом, Не умер, не сошёл с ума. Весна живит его: впервые Свои покои запертые, Где зимовал он как сурок, Двойные окна, камелёк Он ясным утром оставляет, Несётся вдоль Невы в санях. На синих иссечённых льдах Играет солнце; грязно тает На улицах разрытый снег. Куда по нём свой быстрый бег Стремит Онегин? |
Пятистишие (абааб абаба). | Поэт! ты хочешь знать, за что такой любовью Мы любим родину с тобой? Зачем в разлуке с ней, наперекор злословью, Готово сердце в нас истечь до капли кровью По красоте её родной? (Фет) |
Шестистишие (ааббвв). | И, точно друзья после долгой разлуки, Они протянули уверенно руки, И всё, о чём каждый мечтал сам с собой, Другой угадал вдохновенной душой. И были не нужны ни клятвы, ни речи При этой короткой задумчивой встреч. (Брюсов) |
Девятистишие (разные комбинации). | Вечерний Пан исполнен мира, Не позовёт, не прошумит. Задумчив, на лесной поляне, Следит, как вечер из потира Льёт по-небу живую кровь, Как берега белеют вновь В молочно-голубом тумане, И ждёт, когда луч Алтаира В померкшей сини заблестит. (Брюсов) |
Тринадцатистишие (разные комбинации). | Войди со мной – пуста сия обитель, Сего жилища одичали боги, Давно остыл алтарь их – и без смены На страже здесь молчанье. На пороге Не встретит нас с приветствием служитель, На голос наш откликнутся лишь стены. Зачем, о сын Камены Любимейший, – ты, наделённый даром Неугасимо-пламенного слова, Зачем бежал ты собственного крова, Зачем ты изменил отцовским ларам? Ах, и куда, безвременно почивший, Умчал тебя сей вихрь, тебя носивший! (Тютчев) |
Пятнадцатистишие (разные комбинации). | Ямщик лихой, лихая тройка И колокольчик под дугой, И дождь, и грязь, но кони бойко Телегу мчат. В телеге той Сидит с осанкою победной Жандарм с усищами в аршин, А рядом с ним какой-то бледный Лет в девятнадцать господин. Все кони взмылены с натуги, Весь ад осенней русской вьюги Навстречу; не видать небес, Нигде жилья не попадает, Всё лес кругом, угрюмый лес… Куда же тройка поспешает? Куда Макар телят гоняет. (Некрасов) |
Допустимы вообще строфы от одного стиха до сорока. Если в стихе нет отчётливого деления на строфы, его называют астрофическим.