Системы стихосложения

ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ.

 

1. Ритм.

2. Основные системы стихосложения.

3. Строфа.

4. Рифма, её основные виды и способы рифмовок.

 

Ритм в стихе и прозе. Роль ритма в стихе.

Понятие о ритмической единице.

В поэтической речи наряду с эмоционально повышенным строем переживаний всегда ощутимы и каждое слово, и каждый звук, и темп. Темп в стихотворных произведениях является основой периодичности, которая в свою очередь, усиливает и организует ритм, то есть, по общепринятому мнению, главную отличительную черту стихотворной речи.

Ритм ( от греческого rhythmos – соразмерность, стройность) – мерность, складность в движении, повторяемость явлений во времени или в пространстве. Ритм упорядочивает движение, делает его результативным, эстетически привлекательным. Поэтому люди издавна подмечали ритм, зная, что он заложен в самой природе. Так, ритмично сменяют друг друга времена года, сутки, ритмичны приливы и отливы, ритмично вращение планет вокруг Солнца, ритмично биение сердца, наша ходьба и т.д. Постепенно свойства ритма вносились в трудовую деятельность, в человеческую речь и, наконец, в искусство слова.

Ритмическими единицами могут служить:

- слоги,

- слова,

- синтагмы (мельчайшие интонационные единицы).

Стихотворная речь произошла от хоровых народных песен. В литературе она предшествовала прозе. Не случайно ведущие жанры античности, Средневековья и далее (вплоть до XVII века) были стихотворными. Отделившись от напева, стихотворная речь сохранила ритмичность.

Ритм в поэзии – это периодическая повторяемость соизмеримых речевых отрезков.

Языковая основа ритма – фонетические особенности национального языка. В языках с фиксированным ударением (романские, тюркские, польский и др.), где словесное ударение не имеет смыслоразличительного значения, произносится и воспринимается относительно слабо, языковой основой ритма выступает слоговое членение (силлабический стих); в языках же с подвижным ударением (русский, немецкий, английский и др.), когда оно смыслоразличительно (зáмок – замóк), произносится и слышится отчётливо, ударный слог качественно отличен от безударного, языковой основой ритма является распределение ударных слогов (силлаботоника).

Языковая основа ритма соотносится с метром (от греческого metron – мера), то есть с размером. Под метром понимают различные способы чередования долгих и кратных слогов в античной метрике, ударных и безударных в силлаботонике, слоговых групп и цезурных пауз в силлабике. Хотя термин «метр» синонимичен термину «размер», их следует дифференцировать. Понятие «метр» более широкое. Хореический метр, в частности, включает в себя такие размеры, как 4– стопный хорей, 5– стопный хорей и т.д.

В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека.

Показателем ритма прозы является заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.

Основные системы стихосложения.

Ритмико-интонационная единица стихотворной речи – стихи (от греческого stychos – ряд). В литературном тексте стихи (ряд слов) пишутся отдельной строкой, следующей одна за другой. Именно стихоряд с его метрической формой, вытекающей из языковой основы, образуют систему стихосложения.

Поэзии известно несколько стиховых систем, которые распадаются на две группы:

Ø количественное (квантитативное);

Ø качественное (квалитативное).

Количественное стихосложение базируется на количестве времени, нужном для произнесения ритмической единицы – слога. Оно присуще и древним языкам (греческому, латинскому), и современным, сохранившим в звучании гласных звуков долготу и краткость (эстонскому, венгерскому и др.).

В качественном стихосложении слоги соотносятся по своему качеству, по ударности и безударности. К количественному стихосложению относится, например, античное (метрическое) стихосложение, а к качественному – силлабическое, силлаботоническое, тоническое.

Русская поэзия за свой многовековой путь освоила разные системы стихосложения: от церковных молитвословий и литургических песнопений к «стихам покаянным», былинам. Когда в XVII веке началась запись былин и прочих песен, народный тонический стих становится литературным фактом. Параллельно с ним во второй половине XVII века развивается силлабика, но в XVIII веке её сменяет силлаботоническая система.

Системы стихосложения

Тоническое
Тоническое (от греческого tonos – ударение) стихосложение – такое стихосложение, в котором ритмика создаётся повторением ударных слогов. Количество безударных слогов между ударными относительно свободное. Простейшая форма акцентной системы (XVII –XVIII вв.). Характерно для стихов былин: «Как у славного у города Чернигова Нагнано тут силы много-множество…» («Илья Муромец и Соловей-разбойник)
Метрическое (античное)
Ритм в нем складывался благодаря чередованию долгих и кратких звуков. Краткий слог обозначался знаком U, долгий – знаком —. Из кратких и долгих слогов в их различных сочетаниях складывались стопы (от латинского pes – нога, ступня). Гомер в переводе В.Жуковского: Голос возвысивши свой, произнёс он такую молитву: «Дий, наш отец, да исполнится всё, что теперь обещал мне Царь Алкиной, и да будет всегда на земле плодоносной Слава ему! А меня проводи безопасно в отчизну».
Силлабическое (слоговое)
Силлабическая (от греческого syllabоs – слог) система стихосложения основана на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. Данное стихосложение присуще языкам с постоянным ударением, падающим на определённый в слове слог, потому что в таких языках ударение не несёт смыслоразличительного значения, произносится сравнительно слабо, ударные и безударные слоги метрически равноправны и расположены в стихе неупорядоченно. Не любити тяжело, И любити тяжело, А тяжелее всего, Любя, любовь не достать. (Кантимир)
Силлабо-тоническое
Силлаботоническое стихосложение (от греческого sуllabos – слог и tonos – ударение) учитывает и число слогов, и число ударений, и место их расположения. Это слогоударное стихосложение. Введено реформой М.Ломоносова и В.Тредиаковского. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (Ф.Тютчев).

 

В XIX-ом и XX-ом веках размеры в русской поэзии заметно обогатились. Применение получили переходные формы от силлаботоники к тонике: дольник и тактовик.

Дольник (паузник) – вид стиха, основанный на соизмеримости ритмических групп (долей) неравного слогового состава:

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревню

Каменные руки шоссе.

                                               (Есенин)

Фактически, дольник в рамках одной стиховой строки объединяет двусложные и трёхсложные размеры. Чередуемость их подвижная, что создаёт ритмическую гибкость. Главный упор направлен на количество безударных слогов между ударениями. Там, где их меньше, они растягиваются при чтении, а там, где их больше, – произносятся с убыстрением:

Я с вызовом ношу его кольцо!

– Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

                                                  (Цветаева)

Разновидность дольника – логаэд. В нём двусложные и трёхсложные стопы следуют друг за другом в строгом порядке, поэтому ритмический рисунок предопределён:

Кто перед ратью будет, пылая,

Ездить на кляче, есть сухари;

В стуже и в зное меч закаляя,

Спать на соломе, бдеть до зари;

Тысячи воинств, стен и затворов,

С горстью россиян всё побеждать?

                                                  (Державин)

Близок к дольнику тактовик. В системе русского стихосложения он занимает место между дольником и тоническим стихом. Термин «тактовик» был введён А.П.Квятковским. Тактовик допускает объём безударных интервалов между схемными ударениями или 0 – 1 – 2, или 1 – 2 – 3 слога. Пропусков ударений в сильной позиции почти не бывает, в трёхсложных же интервалах избыточные ударения на среднем слоге – явление привычное:

Мне б пред тобой

                                     на колени пасть!

Мне б пред тобой

                                     поклоны класть!

Но ведь такой

                                     неразумен жест:

нету на свете

                                     бессмертных божеств.

                                                  (Асеев)

Еще более далек от внутренней симметричности строк свободный стих (верлибр). Его признаки – членение на строки, графически расположенные как стихотворные, и их ритмико-звуковая соотнесенность, которая определяется особенностями языка и традициями. У Блока:

Нет, очнешься порой,

Взволнован, встревожен

Воспоминанием смутным,

Предчувствием тайным…

Буйно забьются в мозгу

Слишком светлые мысли…

И, укрощая их буйство,

Словно пугаясь чего-то, – не лучше ль,

Думаешь ты, чтоб и новый

День проходил как всегда:

В сумасшествии тихом?

Возникновение верлибра в русской поэзии связывают с именами А.Фета, Я.Полонского, А.Блока, В.Брюсова, Вл.Соловьева, М.Кузмина и др.

Таким образом, возможности создания ритма в тех или иных языках весьма богаты, они выступают в процессе исторического развития литературы в различных формах и проявляют себя в зависимости от конкретной специфики словесно – художественного творчества.

 

Строфа.

Строфа (от греческого strophe – поворот, круг) – сочетание строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией, обычно повторяющееся в стихотворении. Возник термин «строфа» в хоровой лирике Древней Греции. Первоначально он означал отрезок текста, исполняемый хором между двумя поворотами в торжественном шествии. Строфа образует интонационно-ритмическое единство, в котором автор реализует свои мысли и чувства, передаёт их через события, переживания, поступки героев. Для поэм избираются большие строфы, чтобы передать сложный внутренний мир персонажей, их взаимоотношения и т.д. Вместе с тем строфа не должна быть чрезмерно объёмной.

В разных системах стихосложения строфа строится на собственных принципах. Но, как и стихотворные размеры, строфы исторически устойчивы, переходят из века в век, от поэта к поэту, приобретая индивидуальные оттенки, индивидуальное звучание.

Классифицируются строфы по числу строк и порядку рифм. Самыми употребительными считаются такие строфы:

v двустишие,

v трёхстишие,

v четверостишие,

v восьмистишие,

v десятистишие,

v сонет,

v онегинская строфа.

Двустишие (дистих: аа). На руке его много блестящих колец – Покорённых им девичьих нежных сердец. (Ахматова)
Трёхстишие (терцет: ааа, терцина: аба – бвб – вгв и т.д.) – строфическое построение с нечётным количеством строк. В терцете три строки на одну рифму. И только небо – всегда голубое – Сияло, прекрасное, в строгом покое, Одно лишь небо, всегда голубое! (Брюсов) Так, думал, и умру – от скуки, от испуга. Когда не от руки, так на руках у друга. Видать, не рассчитал. Как квадратуру круга. (Бродский)
Четверостишие (катрен). В нём стихи рифмуются попарно (аабб), перекрёстно (абаб), кольцеобразно (абба) Жизнь упала, как зарница, Как в стакан воды ресница. Изолгавшись на корню, Никого я не виню;                           (Мандельштам) Довольно дел, довольно слов, Побудем молча, без улыбок, Снежит из низких облаков, А горний свет уныл и зыбок;                           (И.Анненский) Так. Буря этих лет прошла. Мужик поплёлся бороздою Сырой и чёрной. Надо мною Опять звенят весны крыла…                                       (Блок)
Восьмистишие (октава: абабабвв, триолет: абааабаб, сицилиана: абабабаб). Октава (от латинского oktava – восьмая). И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута – и стихи свободно потекут. Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге, Но чу! – матросы вдруг кидаются, ползут Вверх, вниз – и паруса надулись, ветра полны; Громада двинулась и рассекает волны. (Пушкин)
Десятистишие даёт вариантные типы рифмовки, но наиболее устоявшийся тип – одическая строфа (абабввгддг). О ты, пространством бесконечный, Живый в движеньи вещества, Теченьем времени превечный, Без лиц, в трёх лицах божества! Дух всюду сущий и единый, Кому нет места и причины, Кого никто постичь не мог, Кто всё собою наполняет, Объемлет, зиждет, сохраняет, Кого мы называем – Бог!
Сонет представляет собой довольно сложную строфу. В нём четырнадцать строк, из которых два катрена (абаб абаб или абба абба) и два терцета. Существует венок сонетов. Это цепная строфа из пятнадцати сонетов. В ней 210 строк. Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего, а заключительный сонет (магистрал) повторяет последовательно первую строку каждого из четырнадцати сонетов, стягивая их в смысловое единство. Под стоны тяжкие метели Я думал – ночи нет конца: Таких порывов не терпели Наш дуб и тополь месяца. Но солнце брызнуло с постели Снопом огня и багреца, И вмиг у моря просветлели Морщины древнего лица… И пусть, как ночью, ветер рыщет, И так же рвёт, и так же свищет, Уж он не в гневе божество. Кошмары ночи так далёки, Что пыльный хищник на припеке – Шалун – и больше ничего.                           (И.Анненский)
Онегинская строфа – четырнадцатистрочная. Она объединяет перекрёстное четверостишие, две парные рифмы, опоясанное четверостишие и снова парную рифму (абаб ввгг деед жж). Дни мчались; в воздухе нагретом Уж разрешалася зима; И он не сделался поэтом, Не умер, не сошёл с ума. Весна живит его: впервые Свои покои запертые, Где зимовал он как сурок, Двойные окна, камелёк Он ясным утром оставляет, Несётся вдоль Невы в санях. На синих иссечённых льдах Играет солнце; грязно тает На улицах разрытый снег. Куда по нём свой быстрый бег Стремит Онегин?
Пятистишие (абааб абаба). Поэт! ты хочешь знать, за что такой любовью Мы любим родину с тобой? Зачем в разлуке с ней, наперекор злословью, Готово сердце в нас истечь до капли кровью    По красоте её родной? (Фет)
Шестистишие (ааббвв). И, точно друзья после долгой разлуки, Они протянули уверенно руки, И всё, о чём каждый мечтал сам с собой, Другой угадал вдохновенной душой. И были не нужны ни клятвы, ни речи При этой короткой задумчивой встреч. (Брюсов)
Девятистишие (разные комбинации). Вечерний Пан исполнен мира, Не позовёт, не прошумит. Задумчив, на лесной поляне, Следит, как вечер из потира Льёт по-небу живую кровь, Как берега белеют вновь В молочно-голубом тумане, И ждёт, когда луч Алтаира В померкшей сини заблестит. (Брюсов)
Тринадцатистишие (разные комбинации). Войди со мной – пуста сия обитель, Сего жилища одичали боги, Давно остыл алтарь их – и без смены На страже здесь молчанье. На пороге Не встретит нас с приветствием служитель, На голос наш откликнутся лишь стены. Зачем, о сын Камены Любимейший, – ты, наделённый даром Неугасимо-пламенного слова, Зачем бежал ты собственного крова, Зачем ты изменил отцовским ларам? Ах, и куда, безвременно почивший, Умчал тебя сей вихрь, тебя носивший! (Тютчев)
Пятнадцатистишие (разные комбинации). Ямщик лихой, лихая тройка И колокольчик под дугой, И дождь, и грязь, но кони бойко Телегу мчат. В телеге той Сидит с осанкою победной Жандарм с усищами в аршин, А рядом с ним какой-то бледный Лет в девятнадцать господин. Все кони взмылены с натуги, Весь ад осенней русской вьюги Навстречу; не видать небес, Нигде жилья не попадает, Всё лес кругом, угрюмый лес… Куда же тройка поспешает? Куда Макар телят гоняет. (Некрасов)

 

Допустимы вообще строфы от одного стиха до сорока. Если в стихе нет отчётливого деления на строфы, его называют астрофическим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: