Г. От теоцентризма к антропоцентризму

    В XIV – XVI веках в европейской культуре происходят важные измене­ния. Развиваются производство, мореплавание, тор­говля. Совершаются вели­кие географические открытия, в кругозор европей­цев включаются культуры Китая, Индии, американского континента. Возни­кает книгопечатание (Гут­тенберг, 1440 г). Из Китая привезены технологии производства фарфора, по­роха, бумаги, отвальный плуг, пропашное земледе­лие, даже хомут для кон­ной упряжи.  В XV – XVII в странах центральной Ев­ропы протекают соци­альные и религиозные конфликты, приведшие к утвер­ждению капитализма и возникновению протестантизма. Развивается научное познание. В XVI веке Н. Коперник   (1473 – 1543) создает гелиоцентрическую систему мира, в той же эпохе Г. Галилей (1564 – 1642) закладывает основы экспериментального естествознания.   Эпоха отмечена раскрепощением че­ловеческой личности (прежде всего в мировоззренческом плане), преодоле­вается идея изначальной греховности человека. На первый план выходит ка­тегория достоинства чело­века, его творческих способностей (Пико делла Ми­рандола,1463–1494, «Речь о достоинстве человека»). Николай Кузанский (1401 – 1464) формулирует свою пантеистическую концепцию: бог находится не вне мира, а в нем самом как результат распространения его сущности на всю природу. «Божественен» то есть совершенен и творчески свободен лю­бой предмет мира и, прежде всего, человек. Джордано Бруно (1548 – 1600) отстаивает свое  учение о бесконечности Вселенной и многочисленности обитаемых миров. Появля­ются первые после Платона коммунистические утопии: «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1568 – 1639), «Утопия» Т. Мора (1478 – 1535).

Д. Гуманистический переворот эпохи Возрождения

 

    Средневековье       Возрождение
Теоцентризм Антропоцентризм, гуманизм
Теизм  Пантеизм
Креационизм Деизм
Экзегетика Обращение к наукам
Человек от природы греховен и зол Человек от природы добр
Культурная самоизоляция Возрождение античной культуры и широкие культурные связи
Господство религии во всех сферах культуры (философия, искусство, мораль и т.д. – лишь «служанки бо­гословия») Эмансипация философии, искусства, морали, политики, науки, эконо-мики, быта, сексуальности от власти религии
Бедность, аскетизм Стяжательство как положительная ценность. «Обогащайтесь»
В познании: недоверие органам чувств: мир – это иллюзия Сенсуализм: мир таков, каким мы его видим
Следование философии Платона, неоплатоников Восстановление авторитета Аристо­теля
Схоластика, реализм Научное доказательство, номина­лизм
Католицизм Распространение протестантизма
«Град божий», теократическое госу­дарство. Монархия, сословная ие­рархия «Град земной», светское государ­ство. Демократические республики
Конец истории, исторический кру­говорот, эсхатология (второе при­шествие) Идея исторического прогресса
Наука под судом инквизиции Наука как важная часть жизни об­щества
Нормативная мораль Утилитаристская (потребительская) мораль
Подчинение человека социальным структурам. Соборность, тоталита­ризм. Героический индивидуализм, инди­видуальное человеческое достоин­ство

 

Ж. Роль Реформации и протестантской этики в формировании капиталистического общества

С эпохой Возрождения католическая церковь вступила в полосу глубо­кого кризиса. Ориентированная на обслуживание класса феодалов, она не могла перестроиться на требования нового социального заказчика – расту­щую буржуазию. Последняя, в свою очередь, нуждалась в церкви более де­шевой и более адекватной ее индивидуалистической психологии. В эту эпоху складывалась специфическая нравственность, так называемая «про­тестантская этика», которая коренным образом меняла мораль, господство­вавшую  на протяжении предыдущего тысячелетия. Об этом см. книгу М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905).  Эта эпоха в целом обозначается как эпоха Реформации. Буржуазия боролась не против религии как таковой, а лишь проводила реформу церковной организации и в некото­рой степени самих религиозных догматов.

Реформации противостояла Контрреформация как система мер, на­правленная на пресечение и искоренение реформационных идей и действий: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом. Среди этих мер было учреждение Ордена иезуи­тов, который стал оплотом охранительной христианской идеологии и ору­дием карательной практики Церкви.

Главные идеологи Реформации и основатели протестантизма –
М. Лютер (1483–1546) и Ж. Кальвин (1509–1564).  Лютер заявил, что достиг­нуть религиозного спасения от изначальной греховности можно и без доро­гостоящей церковной иерархии. Спастись можно одной только верой («solа fide»). Это поставило под вопрос само существование католической церкви, что неизбежно привело к религиозным войнам 1620 – 1625 гг в Германии и Чехии.

Ж. Кальвин создал учение об абсолютном предопределении. Бог изна­чально разделил людей на избранных и отвергаемых, и человек не знает об этих замыслах. Признаками богоизбранности являются собственные успехи человека в своей профессии и достижении богатства. Это угодно Богу, «Бог любит богатых».

З. Христианская мораль и протестантская этика

 

Христианская мораль Протестантская этика
Презрение к труду, боязнь труда, трудом Бог наказывает людей за первородный грех Адама и Евы. Труд как ценность, трудовая мораль предпринимателя, труд – реализация добродетелей человека.
Грех стяжательства, обогащения, запрет ростовщичества, всякое бо­гатство – от лукавого, «Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый попадет в рай». Стяжательство, обогащение, рос­товщичество – положительные цен­ности. Трактат Марсилио Фичино «О стяжательстве».
Бедность, ограниченность в удо­вольствиях и потреблении. Аске­тизм. Богу угодны бедные. Богатство как цель и высшая цен­ность. Потребительство (этика ути­литаризма). «Бог любит богатых»
Принцип загробного воздаяния за земные дела человека. Бог при жизни награждает человека достигнутым им богатством.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: