В XIV – XVI веках в европейской культуре происходят важные изменения. Развиваются производство, мореплавание, торговля. Совершаются великие географические открытия, в кругозор европейцев включаются культуры Китая, Индии, американского континента. Возникает книгопечатание (Гуттенберг, 1440 г). Из Китая привезены технологии производства фарфора, пороха, бумаги, отвальный плуг, пропашное земледелие, даже хомут для конной упряжи. В XV – XVII в странах центральной Европы протекают социальные и религиозные конфликты, приведшие к утверждению капитализма и возникновению протестантизма. Развивается научное познание. В XVI веке Н. Коперник (1473 – 1543) создает гелиоцентрическую систему мира, в той же эпохе Г. Галилей (1564 – 1642) закладывает основы экспериментального естествознания. Эпоха отмечена раскрепощением человеческой личности (прежде всего в мировоззренческом плане), преодолевается идея изначальной греховности человека. На первый план выходит категория достоинства человека, его творческих способностей (Пико делла Мирандола,1463–1494, «Речь о достоинстве человека»). Николай Кузанский (1401 – 1464) формулирует свою пантеистическую концепцию: бог находится не вне мира, а в нем самом как результат распространения его сущности на всю природу. «Божественен» то есть совершенен и творчески свободен любой предмет мира и, прежде всего, человек. Джордано Бруно (1548 – 1600) отстаивает свое учение о бесконечности Вселенной и многочисленности обитаемых миров. Появляются первые после Платона коммунистические утопии: «Город Солнца» Т. Кампанеллы (1568 – 1639), «Утопия» Т. Мора (1478 – 1535).
|
|
Д. Гуманистический переворот эпохи Возрождения
Средневековье | Возрождение |
Теоцентризм | Антропоцентризм, гуманизм |
Теизм | Пантеизм |
Креационизм | Деизм |
Экзегетика | Обращение к наукам |
Человек от природы греховен и зол | Человек от природы добр |
Культурная самоизоляция | Возрождение античной культуры и широкие культурные связи |
Господство религии во всех сферах культуры (философия, искусство, мораль и т.д. – лишь «служанки богословия») | Эмансипация философии, искусства, морали, политики, науки, эконо-мики, быта, сексуальности от власти религии |
Бедность, аскетизм | Стяжательство как положительная ценность. «Обогащайтесь» |
В познании: недоверие органам чувств: мир – это иллюзия | Сенсуализм: мир таков, каким мы его видим |
Следование философии Платона, неоплатоников | Восстановление авторитета Аристотеля |
Схоластика, реализм | Научное доказательство, номинализм |
Католицизм | Распространение протестантизма |
«Град божий», теократическое государство. Монархия, сословная иерархия | «Град земной», светское государство. Демократические республики |
Конец истории, исторический круговорот, эсхатология (второе пришествие) | Идея исторического прогресса |
Наука под судом инквизиции | Наука как важная часть жизни общества |
Нормативная мораль | Утилитаристская (потребительская) мораль |
Подчинение человека социальным структурам. Соборность, тоталитаризм. | Героический индивидуализм, индивидуальное человеческое достоинство |
|
|
Ж. Роль Реформации и протестантской этики в формировании капиталистического общества
С эпохой Возрождения католическая церковь вступила в полосу глубокого кризиса. Ориентированная на обслуживание класса феодалов, она не могла перестроиться на требования нового социального заказчика – растущую буржуазию. Последняя, в свою очередь, нуждалась в церкви более дешевой и более адекватной ее индивидуалистической психологии. В эту эпоху складывалась специфическая нравственность, так называемая «протестантская этика», которая коренным образом меняла мораль, господствовавшую на протяжении предыдущего тысячелетия. Об этом см. книгу М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905). Эта эпоха в целом обозначается как эпоха Реформации. Буржуазия боролась не против религии как таковой, а лишь проводила реформу церковной организации и в некоторой степени самих религиозных догматов.
Реформации противостояла Контрреформация как система мер, направленная на пресечение и искоренение реформационных идей и действий: создание Высшего инквизиционного трибунала, введение строгой цензуры, вмешательство папства в государственные дела и привлечение монархов к борьбе с протестантизмом. Среди этих мер было учреждение Ордена иезуитов, который стал оплотом охранительной христианской идеологии и орудием карательной практики Церкви.
Главные идеологи Реформации и основатели протестантизма –
М. Лютер (1483–1546) и Ж. Кальвин (1509–1564). Лютер заявил, что достигнуть религиозного спасения от изначальной греховности можно и без дорогостоящей церковной иерархии. Спастись можно одной только верой («solа fide»). Это поставило под вопрос само существование католической церкви, что неизбежно привело к религиозным войнам 1620 – 1625 гг в Германии и Чехии.
Ж. Кальвин создал учение об абсолютном предопределении. Бог изначально разделил людей на избранных и отвергаемых, и человек не знает об этих замыслах. Признаками богоизбранности являются собственные успехи человека в своей профессии и достижении богатства. Это угодно Богу, «Бог любит богатых».
З. Христианская мораль и протестантская этика
Христианская мораль | Протестантская этика |
Презрение к труду, боязнь труда, трудом Бог наказывает людей за первородный грех Адама и Евы. | Труд как ценность, трудовая мораль предпринимателя, труд – реализация добродетелей человека. |
Грех стяжательства, обогащения, запрет ростовщичества, всякое богатство – от лукавого, «Скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый попадет в рай». | Стяжательство, обогащение, ростовщичество – положительные ценности. Трактат Марсилио Фичино «О стяжательстве». |
Бедность, ограниченность в удовольствиях и потреблении. Аскетизм. Богу угодны бедные. | Богатство как цель и высшая ценность. Потребительство (этика утилитаризма). «Бог любит богатых» |
Принцип загробного воздаяния за земные дела человека. | Бог при жизни награждает человека достигнутым им богатством. |