- космоцентризм, понятие Логоса как закономерности мира;
- материализм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур);
- диалектика (Гераклит, Эмпедокл, Платон);
- рационализм, преодоление мифологического мышления, разработка логики рассудка (софисты, Аристотель);
- категория бытия (Парменид);
- объективный идеализм (Платон);
- субъективный идеализм (Сократ);
- соединение Аристотелем материального и идеального начал в предмете («Платон мне друг, но истина дороже»);
- категория разума, или мудрости, призыв к преодолению господства рассудка (обыденного сознания, «мнения») в мышлении;
- обнаружение метафизики бытия, философское «удивление» этой метафизике;
- социальная утопия Платона (отрицание господства частной собственности);
- «Логика» Аристотеля;
- различение Аристотелем «экономики» и «хрематистики»;
- учение стоиков о необходимости подчинения человека законам природы и общества (исток христианского богопослушания);
- учение киников о пренебрежении к богатству (исток христианского аскетизма);
- категория всеобщего блага в этике (Платон, Аристотель);
- категории мимезиса, катарсиса и калокагатии в эстетике;
- идеи неоплатоников о Едином, Мировой Душе и эманациях духовности как исток христианского миропонимания.
Тема 2. 2. Философия Средневековья и Возрождения
А. Патристика и схоластика как направления