Материалистический сенсуализм

 

 

Внешний

предмет                                  Ощущения                          Сознание

                 

Идеалистический сенсуализм

 

Воображаемый                     Ощущения                            Сознание

предмет                                как предмет

                                    познания

 

             
     

 


                 

 

 

Д. Проблема истины в философии

Пятая важнейшая проблема гносеологии – проблема истины. Понимание истины как соответствия знаний предмету  восходит к Аристотелю. В дальнейшем материализм развил это понимание в категории объективной истины. В идеалистических системах (Платон, Августин) истина понимается как внутренняя согласованность знаний. В новейшей истории появилась удовлетворяющая буржуазному социальному заказчику прагматическая концепция истины (истинно то, что дает практический результат).  С прагматизмом скоррелирована конвенционалистская трактовка: истина – это резуль­тат соглашения ученых. Марксистский материализм в качестве всеобщего критерия истины представил общественно-историческую практику человечества.

 Важными для критики современных форм догматизма и релятивизма являются категории абсолютной и относительной истины. Любые наши знания одновременно настолько абсолютны и применимы в нашей практике, чтобы уберечь нас от забалтывания истины в «диалогах» и «толерантностях», и одновременно те же знания настолько неокончательны, текучи и относительны, чтобы избавить нас «от догматизма и окостенения» (см.: В. И. Ленин, т. 18, с. …). В результате осмысления этой диалектики формируется категория конкретности истины, которая не принимается всеми господствующими сегодня субъективно-идеалистическими системами (экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, феноменология и др.).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: