Внешний
предмет Ощущения Сознание
Идеалистический сенсуализм
Воображаемый Ощущения Сознание
предмет как предмет
познания
Д. Проблема истины в философии
Пятая важнейшая проблема гносеологии – проблема истины. Понимание истины как соответствия знаний предмету восходит к Аристотелю. В дальнейшем материализм развил это понимание в категории объективной истины. В идеалистических системах (Платон, Августин) истина понимается как внутренняя согласованность знаний. В новейшей истории появилась удовлетворяющая буржуазному социальному заказчику прагматическая концепция истины (истинно то, что дает практический результат). С прагматизмом скоррелирована конвенционалистская трактовка: истина – это результат соглашения ученых. Марксистский материализм в качестве всеобщего критерия истины представил общественно-историческую практику человечества.
Важными для критики современных форм догматизма и релятивизма являются категории абсолютной и относительной истины. Любые наши знания одновременно настолько абсолютны и применимы в нашей практике, чтобы уберечь нас от забалтывания истины в «диалогах» и «толерантностях», и одновременно те же знания настолько неокончательны, текучи и относительны, чтобы избавить нас «от догматизма и окостенения» (см.: В. И. Ленин, т. 18, с. …). В результате осмысления этой диалектики формируется категория конкретности истины, которая не принимается всеми господствующими сегодня субъективно-идеалистическими системами (экзистенциализм, позитивизм, прагматизм, феноменология и др.).