Обучение младших школьников некоторым нормам речевого поведения

Нормы речевого поведения – это правила хорошего тона принятые в обществе. Эти нормы ребенок усваивает преимущественно практическим путем, перенимая опыт старших, выполняя их различные наставления («Скажи «спасибо»!»; «А «пожалуйста» забыл?» и т. п.), а также в процессе обучения русскому языку.

Основная цель обучения учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения.

Основные задачи, стоящие перед учителем, обучающим культуре общения, следующие:

- сформировать коммуникативную грамотность учащихся (познакомить с функциями общения, ролью общения в жизни человека и общества, обеспечить понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знание собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности);

- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать свое общение в зависимости от ситуации и участников общения;

- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

- обучить учащихся основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.

Приёмы и формы обучения детей культуре речевого поведения:

1. Этический анализ изучаемых языковых фактов на уроках русского языка, то есть обсуждение вопросов: «Можно ли выразить эту же мысль более вежливо»? «Вежливо ли так говорить (просить, отказывать в просьбе, сравнивать и т.д.)?» «Насколько вежливо по тону (интонации) выражена просьба (побуждение к действию)? и т.д. Иными словами на уроках должен присутствовать такой аспект анализа, как вежливо – не совсем вежливо – невежливо. В результате подобного типа анализа ученики смогут осознать некоторые средства выражения вежливости и, главное – начнут более внимательно и самокритично оценивать свои собственные высказывания с позиции вежливо – невежливо.

2. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игра «Я хотел бы быть таким, как ты».

- В каждом человеке есть много прекрасных черт. Давайте подумаем, какими достоинствами обладает каждый из ребят нашего класса, и в чем бы вы хотели быть на него похожи. Подумали? А теперь по кругу подходите к каждому и говорите ему: «Я хотел бы быть таким же… (умным, красивым, радостным и пр., как ты».

Игра «Мое настроение». А сейчас, пожалуйста, покажите свое настроение без слов (при помощи мимики, остальные угадывают).

3. Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли.

Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.

Содержание карточек может быть таким:

1. «Всем привет! У меня завтра день рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00, буду очень рад вас видеть»

2. «На день рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа»

3. «Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте.»

4. «Ребята, приходите завтра ко мне в гости. У меня будет день рождения. Буду ждать»

4. Проведение конкурсов-экспромтов типа: как ответить на приглашение, на извинение, как отказаться, что сказать, когда тебя с кем-то знакомят, когда уступаешь место в транспорте, когда кому-то помогаешь и т. д.

Понятно, что лучший способ воспитания у детей нормативного речевого поведения — это создание необходимой речевой среды, поддержание атмосферы уважения и доброжелательности. Однако могут занять свое место в обучении и различные конкурсы (групповые и личные), игра, разыгрывание определенных ситуаций, беседы, проводимые учениками с младшими подопечными.

5. Разыгрывание речевых ситуаций на уроках русского языка способствует формированию культуры речевого общения не только со взрослыми, но и со своими

сверстниками. Поэтому в работе с детьми целесообразно разыгрывать речевые ситуации, направленные на развитие культуры речевого поведения.

Речевая ситуация – набор характеристик ситуативного контекста значимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория, 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки, 6) событие (например, день Рождения) или проблема, 7) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации.

При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов.

Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:

- Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя

- Вас куда-то пригласили, но вы пойти не можете.

- Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?

Примеры речевых ситуаций для разыгрывания:

«Слова – приветствия» Ситуация: «Вы входите в класс, а учитель беседует с кем-то из родителей. Как вы поприветствуете их? Можно ли сказать: «Здравствуйте, Елена Владимировна!»? По отношению к кому вы будете невежливы? Как же вы поздороваетесь? (Здравствуйте!) (при разыгрывании ситуации обращается внимание на тон, мимику, интонацию)».

6. Использование специальных заданий типа:

«Четвёртое лишнее» Детям предлагается из четырёх слов записать слова, сходные по смыслу: ругать, журить, хвалить, бранить; добрый, вежливый, грубый, культурный и т.д., а затем объяснить исключение лишнего слова

«Закончи пословицу» На доске дано начало пословиц, учащимся нужно подобрать подобрать правильный конец и записать пословицы.

После выполнения самостоятельной работы учащиеся зачитывают получившиеся пословицы, объясняют правила написания предложения, объясняют значение пословиц.

«Словарь вежливых слов» Учитель читает стихотворения-загадки, учащиеся договаривают слова-отгадки, а затем записывают слова-отгадки по памяти. Растает даже ледяная глыба От слова теплого … (спасибо). Когда нас бранят за шалости, Говорим … (прости, пожалуйста). и тд

7. Беседа. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.

Например, учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека.

8. Учебная дискуссия. Под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями по конкретной проблеме. Проблематика дискуссии нова лишь для участников; ее ориентировочный результат известен учителю. Цель учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.

При обучении детей речевому этикету следует применять фрагменты дискуссии и тщательно следить за её ходом, развивать у детей умение слушать другого.

Пример ситуации для дискуссии: В дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.

9. Использование таких приемов, как скрытая помощь, акцентирование внимания на примерах, образцах красивого поведения, использование сравнений.

10. Применение наглядно-иллюстративного материала на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление.

20. Чтение как предмет в начальной школе. Общая характеристика понятия "умение читать". Задачи обучения чтению.

Чтение относится к письменным формам речевой деятельности и является сложным психофизиологическим процессом. Чтение осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют: зрительный, речедвигательный, речеслуховой, смысловой. Начинается процесс обучения чтению в период обучения грамоте. Уроки чтения являются продолжением начатой в этот период работы по формированию у учащихся необходимых качеств чтения, типа правильной читательской деятельности и самостоятельности. Объектом изучения на уроках чтения является литературное произведение. Поэтому задачи уроков чтения определяются, прежде всего, значением литературы в жизни человека, общества. Значимость уроков чтения и литературы в школе состоит в том, что на них в комплексе решаются познавательные и воспитательные задачи, расширяются знания детей об окружающей действительности, формируется мировоззрение, положительные моральные качества, происходит умственное и эстетическое развитие ребенка, овладение основами самостоятельного приобретения знаний из книг и т.п.. На уроке чтения решаются и развивающие задачи: развитие речи (обогащение и активизация словарного запаса, выработка умения воспринимать чужую речь в устной и письменной форме, умения выражать свои мысли), мышления (воссоздающее, творческое, логическое) младших школьников.

Общая характеристика понятия «умение читать»: формирование технической стороны навыка чтения, умения осмысливать читаемое и читательской самостоятельности как компонентов процесса обучения чтению.

Задачи обучения чтению:

1. Совершенствование навыков чтения. Формирование правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.

2. Формирование вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней.

3. Расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире. Формирование элементов научного мировоззрения.

4. Нравственное, эстетическое и трудовое воспитание школьников.

5. Развитие речи и мышления.

6. Формирование литературоведческих представлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: