Дизельным поездом называется постоянно сформированный состав с одним или двумя моторными вагонами и дизельной силовой установкой. В эксплуатации имеются четырехвагонные дизельные поезда ДР1 «Балтика» с гидравлической передачей (конструкционная скорость 120 км/ч). Дизель, цилиндры которого располагаются горизонтально вместе с гидропередачей, размещен под рамой моторного вагона, что дало возможность увеличить в нем число посадочных мест.
Большое распространение на дорогах Российской Федерации нашли трех- и четырехвагонные дизельные поезда с механической и гидромеханической передачами. Эксплуатировались также и шестивагонные дизельные поезда с электрической передачей.
Автомотриса представляет собой самодвижущийся вагон с двигателем внутреннего сгорания дизельного или карбюраторного типа, предназначенный для пассажирских или почтовых перевозок. Передача механическая, электрическая или гидравлическая.
Мотовозом называется локомотив небольшой мощности, предназначенный для маневровой работы на железнодорожных станциях и подъездных путях промышленных предприятий.
|
|
Газотурбовозом называется локомотив, у которого первичным двигателем является газовая турбина. Преимуществом газотурбинной установки (ГТУ) является возможность осуществления большой агрегатной мощности при сравнительно ограниченных габаритных размерах и массе, полная уравновешенность, отсутствие возвратно-поступательно движущихся деталей, сокращение числа подшипников, отсутствие системы водяного охлаждения, работа на дешевых сортах жидкого топлива. Недостатком является невысокий к.п.д., заметно снижающийся при работе на частичных нагрузках.
На железных дорогах РФ газотурбовозы не используются, на американских железных дорогах (США, Канада и др.) они получили широкое распространение.
Паровозы
Котел паровоза (см. рис. 6) состоит из топки, цилиндрической части и дымовой коробки. Топка имеет внутреннюю (огневую) коробку и наружную — кожух топки. Пространство между огневой коробкой и кожухом топки заполнено водой.
Рисунок 6. Конструктивная схема паровоза:
1 – топка; 2 – зольник; 3 – колосниковая решетка; 4 – огневая коробка; 5 – задняя решетка топки; 6 – жаровые трубы; 7 – дымогарные трубы; 8 – элементы пароперегревателя; 9 – специальный колпак; 10 – регулятор; 11 – передняя решетка топки; 12 – пароперегреватель; 13 – камера перегретого пара; 14 – дымовая труба; 15 – дымовая коробка; 16 – искрогасительное устройство; 17 – конус; 18 – каналы; 19 –золотниковая камера; 20 – цилиндры паровой машины; 21 – кривошипно-шатунный механизм; 22 – ведущая ось; 23 – дышло; 24 – сцепная ось.
|
|
Цилиндрическая часть котла состоит из нескольких стальных барабанов, по концам которых расположены передняя 11 и задняя 5 решетки с круглыми отверстиями для укрепления концов жаровых и дымогарных труб, соединяющих огневую, коробку с дымовой коробкой. Обслуживание и постоянный контроль за работой котла осуществляются с помощью приборов и устройств, носящих название арматуры.
К основной арматуре относятся водомерные стекла, водопробные краники, манометр, инжекторы и предохранительные клапаны. Инжекторы обеспечивают подачу воды из тендера в котел. Для регулирования работы топки, подачи и сжигания топлива служат устройства, носящие название гарнитуры котла (колосниковая решетка, зольник, сифон, конус). Работа котла характеризуется его паропроизводительностью, т.е. количеством килограммов пара, производимого в 1 ч. Паропроизводительность котла определяется произведением испаряющей поверхности на формировку котла. Испаряющей поверхностью котла является поверхность огневой коробки, жаровых, дымогарных и циркуляционных труб, омываемая с одной стороны водой, а с другой нагреваемая огнем или горячими газами. Формировкой котла называется количество килограммов пара, получаемого с 1 м2 испаряющей поверхности в 1 ч.
Выхлоп паровоза содержит малое количество вредных веществ (в основном серы). Основные отходы – шлак, который находит применение в строительстве дорог и т.д. Вредное воздействие, влияющее на окружающую среду, в основном связано с ремонтными работами (см.далее).
Паровозная тяга широко применяется в ряде стран: Китае, Пакистане, Индии, ЮАР и прочие, имеющих высококачественный уголь, чистую природную воду и относительно небольшой объем перевозок угля.
В Швейцарии паровозная тяга используется для ведения туристических поездов, особенно на участках с большим количеством туннелей, что объясняется высокой стоимостью электроэнергии, сохранением в туннелях вредных выбросов дизелей и экзотикой туристской поездки.