Краткий словарь персоналий 2 страница

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749–1832) — великий немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, просветитель, участник движения «Буря и натиск». В сочинениях И.Гёте получили художествен­ное осмысление идеи Нового времени: свобода, творче­ство, смысл жизни и т.д. Мыслитель рассматривал всю природу и все живое как единое целое. В итоговом философском сочинении - трагедии «Фауст», И. Гёте сконцентрировал внимание на поисках смысла бытия, вечном стремлении человека постичь тайну мироздания, поставил вопрос о возможностях и пределах человеческого разума и духа. Основные произведения: стихотворные циклы «Римские элегии», «Западно-восточный диван», роман «Страдания молодого Вертера», «роман воспитания» «Годы учения Вильгельма Мейстера» и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», «Поэзия и правда», «Фауст».

Гессе, Герман (1877-1962) – немецкий писатель, поэт, критик, публицист. Лауреат Нобелевской премии 1946 г. в области литературы. Виднейший сторонник и выразитель игровой теории культуры. В центре романа «Игра в бисер» – метафора культуры как игры, идея перевоссозданиия культуры на основе достижений человечества. В творчестве Г. Гессе также нашли свое выражение интерес писателя к восточным религиям и попытки синтеза восточного и западного мышления. Основные произведения: сборники новелл «По эту сторону», «Соседи», «Окольные пути», роман «Гертруда», «Паломничество в Страну Востока», сборник «Из Индии», роман «Демиан», «Последнее лето Клингзора», повесть «Сиддхартха», роман «Степной волк», «Нарцисс и Гольдмунд», «Игра в бисер».

Гирц, (Герц) Клиффорд (р. 1926) - видный американский антрополог. Представитель «интерпретативной антропологии», которая впитала традиции герменевтики, социологии и аналитической философии. Предложил семиотическую концепцию культуры, согласно которой культура — символическая сеть, а человек — существо, запутавшееся в сотканной им же паутине символических значений. Познать эту «сеть» можно только на основе субъективной интерпретации значений. Главным для антрополога учёный считал полевое исследование этнографического материала — повседневных отношений, установок, символов, значений, которыми пользуются люди. Основная работа — «Интерпретация культур».

Гоббс, Томас (1588—1679), – английский философ, один из авторов теории общественного договора; автор значительных трудов по политологии, логике, теории государства и права; автор первых атеистических трудов, опровергавших догматику Священного писания. Развил идеи Ф. Бэкона. Т. Гоббс заложил основы современной семиотики, создав знаковую концепцию языка. Значительны заслуги философа и в теории культуры: Гоббс исследовал проблему генезиса культуры, выявил ряд закономерностей ее развития, раскрыл специфику социальных функций, которые выполняют различные элементы культуры, показал роль государства в становлении и развитии культуры, первым сформулировал и обосновал тезис о государстве как элементе культуры. Исследование государства, по мнению Т. Гоббса, является главной задачей философии, которая, в сущности, является наукой о мире искусственного, т.е. о культуре. Гоббс выделял три вида государства: монархия (тирания), демократия и аристократия (олигархия), соответствующие им три типа правления и три типа организации духовной жизни. Основные труды: «Основы философии», «Левиафан».

Гольбах, Поль (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии. Принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии». Разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, идею природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. В понимании человека учёный стоял на позициях эволюционизма, считал человека ступенью в развитии природы, подчиняющейся её объективным законам. Основные сочинения: «Естественная политика», «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного», «Разоблаченное христианство», «Карманное богословие», «Здравый смысл».

Гумбольдт, Вильгельм (1767–1835) — немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат, друг И. В. Гете и Ф. Шиллера. Брат А. Гумбольдта, выдающегося естествоиспытателя, географа и путешественника. Автор трудов по истории язы­ков и культуры. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе и о «внутренней форме» языка как выражении миросозерцания народа. Согласно Гумбольдту, всемирная история - результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания и действующей через творческие способности и усилия отдельных индивидов, обусловленные потребностями и природной необходимостью. Основные работы: «О пределах государственной деятельности»; «О мышлении и речи», «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие», «О задачах историка»; «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества».

Гумилёв, Лев Николаевич (1912—1992) – великий русский учёный, сын Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. Автор известной теории этногенеза. Вслед за В.И. Вернадским, объясняет культурно-исторический процесс не только духовной природой человека, но и пока недостаточно изученными силами Земли и космического пространства. Считал, что история человечества есть история антропосферы, позднейшего и высокоорганизованного слоя биосферы. Главным действующим лицом антропосферы является «этнос» — общность людей, связанная не столько генетически, сколько чувством «мы», общей культурой, обусловленной общей историей, а также ландшафтом и территорией, на которой эта общность зародилась и развивалась. В результате «пассионарного взрыва» появляются большие группы сверхактивных людей — «пассионариев», устремляющихся к подвигам и свершениям, творящих историю и культуру. Эта внезапная активность объясняется притоком особого вида энергии — «энергии живого вещества», образующего биосферу и антропосферу. В процессе этногенеза отдельные этносы, подобно живым организмам, проходят примерно в течение 1500 лет следующие стадии (фазы): зарождения, пассионарного подъема, акматическую, надлома, инерционного развития, обскурации и мемориальную. Наиболее известны его работы: «Древние тюрки», «Этногенез и биосфера Земли», «От Руси к России», «Этносфера. История людей и история природы» и др.

Гуревич, Аарон Яковлевич (1924—2006) — советский, российский историк-медиевист, культуролог. Явился основателем историко-антропологического направления в отечественной науке. Работы учёного оказали большое влияние на современную российскую историческую науку, а также другие гуманитарные дисциплины - антропологию, культурологию, философию. Направления научных исследований А.Я. Гуревича — история средневековой европейской культуры; история Скандинавии и скандинавской культуры в Средние века; теория культуры; проблемы методологии исторического исследования; культурная антропология; школа «Анналов» и ее исторические методы. В феодализме учёный усматривал преимущественно западноевропейский феномен, результат синтеза германского и романского начал. В ряде своих трудов рассматривал культ святых в его простонародном понимании, образ потустороннего мира в представлении средневековых визионеров, версии Страшного суда, популярное богословие. В отличие от М. М. Бахтина, указывал на тесную связь смеха и страха в средневековой карнавальной народной культуре. Основные работы: «Категории средневековой культуры», «Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства» и др.

Гуссерль, Эдмунд (1859–1938) — немецкий философ, основатель фе­номенологии. Оказал влияние на экзистенциализм, философскую антропологию; впервые рассматривал феноменологию не как описательное исследование, предшествовавшее объяснению явлений, а как метод новой философской системы, «универсальную науку о духе». По мнению философа, начинать изучение мира повседневности надо с исследования сознания, поскольку важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Историю культуры философ рассматривает как историю духа, а проблему бытия культуры - как чисто философскую, «феноменологическую». По мнению Э. Гуссерля, в историческом развитии любой культуры раскрываетсявнутренне присущаяей и её историиразумная цель – «телос» культуры, присущая только этой культуре врождённая «телеология», внутренне связанная с её исторической судьбой. Например, в судьбе европейской культуры важную роль играют наука и философия; вслед за М. Вебером Э. Гуссерль рассматривал рационализм как основу европейской культуры и духовности. Основные работы: «Философия как строгая наука», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» и др.

д’Аламбер, Жан Лерон (1717 —1783) — французский учёный-энциклопедист, просветитель, философ, математик и механик. В 1751–1757 гг. работал вместе с Дидро над созданием знаменитой 17-томной «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел», написал статьи «Энциклопедии», относящиеся к математике и физике. Впервые высказал мысль о возможности рассматривать время как четвёртое измерение. Опираясь на систему Ф. Бэкона, классифицировал науки, положив начало современному понятию «гуманитарные науки». В решении основных философских вопросов склонялся к скептицизму, считая невозможным что-либо достоверно утверждать о Боге; выступая с антиклерикальной критикой, учёный, однако, не встал на позиции атеизма. В отличие от французских материалистов, считал, что существуют неизменные, не зависящие от общественной среды нравственные принципы. Работы: «Трактат о динамике», «Элементы философии», «Очерк происхождения и развития наук», «Размерность» (для Энциклопедии), «Рассуждения об общей причине ветров», «О свободе музыки».

Данилевский, Николай Яковлевич (1822–1885) — русский ученый-естествоиспытатель, философ, публицист, социолог. Представитель позднего славянофильства. Выдвинул ряд оригинальных идей, позднее распространившихся на Западе. Например, задолго до О. Шпенглера обосновывал идею существования так называемых культурно-исторических типов (великих культур, цивилизаций), которые, подобно живым организмам, проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. При этом начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам других типов, хотя между ними и прослеживаются определенные культурные влияния. Каждый культурно-исторический тип проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Отрицая существование единой мировой культуры, учёный выделял в истории 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.). Одном из позднейших стал европейский романо-германский культурно-исторический тип, в Х1Х в. уже вступивший в период упадка. Новым и имеющим большую историческую перспективу культурно-историческим типом Н.Я. Данилевский считал славянский, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы. Труды  учёного подготовили появление такой современной общественной науки, как геополитика. Основное произведение: «Россия и Европа».

Декарт, Рене (латинизированное имя Картезий) (1596–1650) — французский философ, математик, фи­зик, физиолог. В математике — один из создателей аналитиче­ский геометрии, первым ввел понятие переменной величины и функции. В механике сформулировал закон действия и противодействия; предложил теорию магнетизма; ввел понятие «силы» движения; впервые четко сформулировал закон инерции; вывел законы распространения, отражения и преломления света; предложил идею эфира как переносчика света; дал объяснение радуги; положил начало оптике как науке; экспериментально разработал учение о зрительном восприятии, построении сетчатого образа, роли в этом процессе деятельности глазных мышц; разрабатывал идею естественного раз­вития Солнечной системы. Декарт стремился построить общую картину природы, в которой все явления объяснялись бы как результат движения больших и малых частиц, образованных из единой материи. Взгляды Декарта и его последователей известны с истории науки как «картезианство» (по латинизированному имени основоположника). Не имея возможности опираться на достаточный экспериментальный материал, Декарт, как и его последователи, злоупотреблял гипотетическими построениями. В философии исповедовал дуалистическое воззрение на душу, которая только мыслит, и тело, которое только движется; тело и душа находятся во взаимодействии, которое обеспечивается третьей субстанцией - Богом. Выделял также особую, нематериальную и непротяженную, субстанцию - сознание - прямое и непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем самом, когда он мыслит. Декарт считал, что сознание и воля локализованы только в организме человека. Истинное знание, по мнению учёного, изначально заложено в душе в виде врожденных идей, примером которых могут служить невыводимые из опыта геометрические аксиомы. Организмы животных он относил к разряду машин, работающих автоматически. В учении о познании был основоположником рационализма. Основные работы: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Человек», «Диоптрика» и др. 

Делёз, Жиль (1926-1995) - французский философ, культуролог, эстетик, оказавший существенное влияние на становление постмодернизма. Является создателем методов эстетического шизоанализа и ризоматики искусства. В философской концепции Делёза выделяются две основные темы: во-первых, тема «внешнего» - внешней природы отношений, определяемых как чистые столкновения, или встречи. Во-вторых, тема «складки» («ризомы»), или «свертывания»: философ отмечает множественный и дифференцированный характер существования, времени и мышления, которые состоят из взаимно свертывающихся планов, образующих «пластическое» трансцендентальное поле, заранее не навязывающее опыту никакой формы. Мышление предполагает столкновение с тем, что «вовне»; человеческий разум мыслит, когда он «свертывает внешнее». Основные работы Ж. Делёза: «Ницше и философия», «Философия Канта», «Ницше», «Бергсонизм», «Спиноза: Практическая философия», «Складка. Лейбниц и барокко», «Фуко», «Перикл и Верди. Философия Франсуа Шатле», «Кафка. В защиту малой литературы», «Ризома», «Кинематограф I. Образ-движение», «Кинематограф II. Образ-время», «Изнурённый», «Критика и клиника». Ряд работ написан Ж. Делёзом в соавторстве с философом и психоаналитиком Ф. Гваттари, например, «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Т. 1», «Тысяча плато. Капитализм и шизофрения. Т. 2», «Что такое философия?».

Деррида, Жак (1930-2004) – выдающийся французский философ. Один из лидеров постструктурализма; его идеи стали также одним из основных источников» эстетики постмодернизма. Ж. Деррида развил идеи К. Леви-Стросса, М. Фуко, Р. Барта. В основе концепции философа – перенос внимания со структуры на её «оборотную сторону», «изнанку»; учёный акцентировал внимание на «неструктурных» внешних элементах культуры: случайности, аффектах, желаниях, телесности, власти, свободе и.т.д. Деррида выступил с критикой метафизики как основы европейской культуры, против лежащего в основе европейского сознания принципа «бытия как присутствия». Преодоление метафизики философ связывает с поиском ее исторических истоков посредством «деконструкции» понятий, связанных с проблематикой бытия. Разработал принципы деконструкции – аналитического расчленения различных текстов европейской гуманитарной культуры с целью выявления опорных понятий, запечатлевших следы прошедших эпох. Философ утверждает приоритет письменности перед звучащим словом, выдвигает идею о разрушении самотождественности людей и вещей. Основные работы: ««О грамматологии», «Позиции», «Психея: изобретение другого» и др.

Дидро, Дени (1713–1784) — французский философ-­материалист, просветитель, пи­сатель, один из идеологов Великой Французской революции, основатель и редактор «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (т. 1-35, 1751-1780). Сторонник просвещенной монархии; выступал с критикой феодализма, абсолютизма, христианской религии и Церкви, отстаивал материалистические идеи. Литературные сочинения написаны в традициях реалистически-бытового романа эпохи Просвещения. Основные произведения: романы «Жак-фаталист», «Племянник Рамо», антиклерикальный роман «Монархия»; философские сочинения - «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Мысли об объяснении природы», «Сон Д'Аламбера» и др.

Дильтей, Вильгельм (1833-1911) – немецкий философ и историк культуры. В основе его философии культуры - концепция «философии жизни». Естественнонаучному методу объяснения Дильтей противопоставил метод понимания, интерпретации, «вчувствования» как непосредственных способах постижения жизни. Мир культуры В. Дильтей понимал как единство рефлексивных форм: искусства, религии, философии. Важнейшей заслугой философа является разработка метода исторической интерпретации, в основе которого идеи Ф. Шлейермахера. Психологическая основа герменевтики – жизненные проявления, зафиксированные в текстах и других исторических образцах духовной культуры. Философ считал, что кроме текста и интерпретатора присутствует третье, связующее их звено – «культурно-историческая реальность». В. Дильтей сформулировал метод психологической реконструкции; любая эпоха истории духа реконструируется как целостность, а отдельные её моменты нуждаются в истолковании с помощью герменевтики. Среди последователей Дильтея - М. Вебер и создатели философской герменевтики, М. Хайдеггер и Г. Гадамер. Основные работы В. Дильтея: «Введение в науки о духе», «Возникновение герменевтики», «Сущность философии», «Структура исторического мира».

Дюби, Жорж (1919-1996) – выдающийся французский историк-медиевист, видный представитель истории ментальностей. Основными темами его исследований были структуры феодального общества: аграрные отношения, семейные отношения, война, общественное устройство, система ценностей рыцарства, монашества, горожан. Наиболее дискуссионной идей Ж. Дюби явилась его концепция «феодальной революции»: по мнению учёного, до Х в. социально-экономическая система Западной Европы основывалась на крупном землевладении, использовавшем рабский труд, а королевская власть культивировала традиции римской государственности. Основные работы: «Три сословия или мир воображаемого при феодализме», «Бувинское воскресенье. 27 июля 1214 г. (Война в  XII в.)», «Европа в Средние века», и др.

Дюркгейм, Эмиль (1858—1918) - выдающийся французский социолог и антрополог. Рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. Отводил определяющую роль в обществе «коллективному сознанию»; рассматривал социальные факты как элементы культуры. В религии Э. Дюркгейм видел символическое выражение социальной действительности. Одним из первых он обратился к проблеме функций ритуала; при изучении так называемого «негативного культа» (табу, запреты) и «позитивного культа» (жертва, имитационные обряды), обнаружил, что ритуалы имеют ряд жизненно важных функций: социализирующая, интегрирующая, воспроизводящая функции, а также психотерапевтический эффект ритуала. Основные сочинения: «О разделении общественного труда», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни».

Зиммель, Георг (1858—1918) — немецкий философ и социолог, представитель «философии жизни». Разрабатывал проблемы философии культуры. «Жизнь» понимал как процесс творческого становления, постигаемый только интуитивно. Переживания жизни объективируются в многообразных формах культуры. Культуру рассматривал как исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической работы. Г. Зиммель считал, что между жизнью и культурой присутствует конфликт, который приводит к различным политическим и культурным движениям. Источником творчества, с точки зрения философа, выступает личность с ее индивидуальным способом видения. В соответствии с различными формами видения возникают разные «миры» культуры, например, религия, философия, искусство, у каждого из которых присутствует своя внутренняя организация. Основные работы Г. Зиммеля: «Понятие и трагедия культуры»; «Конфликт современной культуры»; «Как возможно общество?», «Общение. Пример чистой, или формальной социологии», «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования».

Зомбарт, Вернер (1863—1941) — немецкий экономист, социолог, философ, историк культуры. Социологические и культурологические идеи трактовал в духе М. Вебера и неокантианства, феноменологии, фрейдизма, «философии жизни». Его работы посвящены в основном экономической истории Западной Европы, основанной на огромном фактическом материале. Учёный стремился к соединению эмпирического изучения экономики с теоретическим объяснением общественной жизни. Разработал понятие "экономической системы" как целостности, вызывающей к жизни присущие ей экономические институты. Экономическая система, по мнению учёного, выражает "дух" общества. Основные работы: «Социализм и социальное движение в Х1Х столетии»; «Художественная промышленность и культура»; «Современный капитализм»; «Буржуа»; «Народное хозяйство в Германии в Х1Х и в начале ХХ в. «; «Мещанство и индивидуализм».

Иванов, Вячеслав Всеволодович (р. 1929) – лингвист, специалист по сравнительно-историческому языкознанию, фольклорист, философ, культуролог. Объектами его исследований явились многие культурно-исторические традиции: древние индоевропейские, славянские, балтийские, кавказские, ближневосточные, африканские, американские и т.д. Особое внимание учёный уделял русской традиции, широко представленной в его работах, посвящённых литературе, поэтике, структуре текста, фольклору, мифу и ритуалу, культуре и языку, от Древней Руси до наших дней. Разрабатывал новые направления в гуманитарных науках, например, машинный перевод, математическую и прикладную лингвистику, кибернетическую лингвистику; наряду с В.Н. Топоровым и Ю.М. Лотманом является основоположником Тартуско-Московской семиотической школы. В рамках этого направления учёный представил семиотику в виде законченной теории, обосновал представление о знаково-символическом характере культурных феноменов, рассматриваемых как вторичные моделирующие системы. Основные сочинения: «Славянские моделирующие семиотические системы»; «Кибернетический аспект человека и коллектива и семиотика»; «Исследования в области славянских древностей»; «Очерки по истории семиотики в СССР»; «К лингвистическому и культурно-антропологическому аспектам антропогенеза»; «Чет и нечет. Асимметрия мозга и знаковых систем», «Наука как объект семиотики», «Художественное творчество, функциональная асимметрия мозга и образные способности человека», «О лингвистических исследованиях П.А.Флоренского», «Значение идей М.М.Бахтина о знаке, высказывании и диалоге для современной семиотики» и т.д. 

Ильин, Иван Александрович (1882–1954) — русский православный философ, теоретик религии и культуры, правовед, политический мыслитель. И.А. Ильин рассматривал познание в контексте культуры. Основным пороком современной ему культуры считал противопоставление ума сердцу, разума – чувству, в основе которого, по мнению философа, лежит представление о человеке как вещи среди вещей и тела среди тел, в силу чего творчество трактуется «материально, количественно, формально и технически». Это облегчает достижение успеха в материальном мире, но ведёт к «мышлению без сердца» и «воображению в отрыве от сердца», к цинизму, животной алчности, произволу, безответственности и пошлости. Путём к преодолению указанного порока может стать восстановление в правах интуиции как сердечного созерцания и обращение человека к разумной и светлой вере. И.А.Ильин подверг критике учение Л.Толстого о непротивлении злу: по мнению философа, физическое принуждение как зло не становится добром от использования в благих целях, поэтому, за неимением других средств, человек имеет право, а иногда и обязан применять силу для противостояния злу. Основные работы: «Наши задачи: историческая судь­ба и будущее России», «Путь к очевидности», "О сопротивлении злу силою", «Поющее Сердце» и других.

Иоахим Флорский (Фьорский), Джоаккино да Фьоре (ок. 1132—1202) - средневековый итальянский мыслитель, аскет, монах Цистерцианского ордена, основатель монастыря Сан-Джованни ин Фьоре, центра нового, Флорского ордена. Создал мистико-диалектическую концепцию исторического процесса, отразившую кризис средневекового миропонимания. Эта концепциябыла разработана в форме символического толкования Библии и основана на делении всемирной истории на три эры, соответствующие трём лицам христианской Троицы — Отцу, Сыну и Святому Духу. В первую, ветхозаветную эру Бог-Отец открывается как господин, которому подчиняется человек как трепещущий раб. Во вторую, новозаветную эру Бога-Сына отношения между Богом и человеком превращаются в отношения отца и дитяти. В следующую, грядущую эру Святого Духа, после периода борьбы и искушений, произойдёт преображение человечества, властная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, которая откажется от бремени мирской власти, честолюбивых пап сменит «ангелический Папа», вышедший из простого народа, произойдёт примирение католиков с православными, дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит даже его возможность. Идеи Иоахима Флорского связаны с францисканством, учившим о «святой нищете», позже повлияли на философию Кола ди Риенцо и затем на европейский политический мессианизм, оказали воздействие на Томаса Мюнцера, отразились в историософии Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Шеллинга, а также В. С. Соловьёва. Основное сочинение: Liber figurarum,

Каган, Моисей Самойлович (1921-2006) — искусствовед, эстетик, культуролог, философ. Основные направления исследований учёного - история и теория эстетической мысли, история мировой художественной культуры, история философии культуры, разработка методологии системного исследования человеческой деятельности, культуры, искусства. Один из первых М.С.Каган применил системный подход к изучению теории культуры, широко использовал в своих историко-культурных и теоретических трудах синергетический подход. Основные произведения: «Морфология искусства», «Человеческая деятельность (опыт системного анализа)», «Мир общения: проблема межсубъектных отношений», «Философия культуры», «Град Петров в истории русской культуры», «Философская теория ценности», «Эстетика как философская наука», мемуары «О времени и себе», сборник «Искусствознание и художественная критика», «Се человек: рождение, жизнь и смерть в «волшебном зеркале» изобразительного искусства».

Камю, Альбер (1913–1960) — французский писатель, журналист и философ- экзистенциалист. Характер, проблематика и направленность его философии позволили историкам философии единодушно оценить ее как разновидность экзистенциализма. По мнению А.Камю, мир не устроен разумно; жизнь предстает перед людьми как абсурд в абсурдном мире. Все, что мы знаем о мире, малодостоверно; в своем представлении о бытии философ исходил из того, что «бытие может выявить себя только в становлении, становление же ничто без бытия». Познание Камю рассматривал как источник преобразования мира, но при этом предостерегал от неразумного использования знаний. Философ соглашался с тем, что наука углубляет наши знания о мире и человеке, однако при этом указывал несовершенство наших знаний. Наука до сих пор не дала ответа на вопрос о цели существования и смысле всего сущего. «Фундаментальным вопросом философии» А. Камю считал решение вопроса о смысле жизни, ответ на который имеет особое значение для человека. Стремление жить, считал философ, диктуется привязанностью человека к миру, которая дает человеку возможность преодолеть разлад между ним и жизнью. Именно ощущение этого разлада порождает чувство абсурдности мира, однако абсурд соединяет человека с миром - жить, по мнению философа, означает одновременно исследовать абсурд и бунтовать против него. Основные работы: романы «Посторонний», «Чума», «Падение»; пьесы «Калигула», «Недоразумение», «Осадное положение», «Праведные»; философские трактаты «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек»; собрание публицистики «Злободневные заметки» и т.д.

Кант, Иммануил (1724–1804) — великий немецкий философ и учёный, родоначальник и виднейший представитель немецкой классической философии. И. Кант написал также ряд естественнонаучных работ: разработал космогоническую гипотезу об образовании планетной системы из огромного облака диффузного вещества, высказал догадку о существовании Большой системы галактик вне нашей Галактики, доказал замедление суточного вращения Земли, развил учение об относительности движения и покоя, наметил идею генеалогической классификации животного мира, выдвинул идею естественного развития человеческих рас. В философском развитии Канта различают два периода — «докритический» (до 1770 г.), когда философ признавал возможность умозрительного познания вещей, как они существуют сами по себе, и «критический», когда Кант отрицал способность такого познания. Основу философии И. Канта составляет учение о явлениях и вещах, как они существуют сами по себе, — «вещах в себе»,  с воздействия которых на органы внешних чувств  человека начинается познание. В этой предпосылке своего учения И. Кант — материалист, однако в учении о формах и границах познания он — идеалист и агностик. По мнению философа, вещи непознаваемы - ни ощущения, ни понятия, ни суждения не могут дать теоретического знания «о вещах в себе». В критической философии И. Канта человек одновременно принадлежит миру природы, т.е. явлений, и «царству свободы», т. е. «вещей в себе». В этом «царстве свободы» речь идет не о том, что есть, а о том, что должно быть; человек свободен как субъект морального императива долга.  Культуру философ понимал как искусственное творение человека, остающееся внутри природы; при этом культура выступает  своего рода «последней целью» природы в отношении человека. И. Кант различал «культуру воспитания», целью которой является освобождение воли человека от чувственности, природных влечений и вожделений, и «культуру умений», которая охватывает средства достижения поставленных человеком целей. Основные работы: «Всеобщая естественная история и теория неба», «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» (диссертация), «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: