Краткие ответы экономика.
Понятие отрасли. Отрасли социально-культурной сферы.
Отрасли как крупные образования экономики объединяют производителей одинаковых или сходных (идентичных) продуктов. Продукция конкретной отрасли может быть охарактеризована со стороны содержания и со стороны экономической формы.
(продукт - результат труда, созданный ради удовлетворения потребности.
культура - сфера художественной (культурной) деятельности, отрасль экономики, где создаются, обмениваются, доводятся до потребителя культурные продукты.)
В отрасль культуры включают только общественно-организованное потребление благ культуры, т.е. удовлетворение потребностей в культурной деятельности, которое организуется производителями (индивидуальными или организациями), ориентированными на рынок (не включается самостоятельное потребление и производство культуры, например, чтение книг или просмотр телепередач дома). Это значительно сужает представления о масштабах отрасли.
|
|
СМИ не включается в отрасль культуры, так как образует отдельную отрасль.
Выводы (из методички, по главе "отрасли"):
1. Отрасль экономики представляет собой совокупность производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид экономической деятельности, который приводит к получению однородного набора продукции (товаров или услуг).
2. Отрасли формируются объективно, на основе функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда.
3. Классификация отраслей как результат субъективных процессов редко бывает четкой и всегда в чем-то условна и произвольна.
4. Для классификации отраслей используют классификационные признаки, в частности: характер основной производимой продукции, вид ее использования, организация и технология производства, вид сырья, материалов.
5. Совокупность общих для процесса производства и потребления продукции свойств позволяет объединить организации искусства и культурного просвещения в одну отрасль – отрасль культуры.
6. Используемый для определения границ отраслей инструмент – общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) – введен в практику в 2005 г. и построен по аналогии и с учетом международных отраслевых классификаторов.
7. В ОКВЭД организации культуры представлены в нескольких группах и не объединены в один подраздел.
8. Технологические связи между организациями различных отраслей закрепляет ведомство – совокупность организаций, объединенных единой системой управления. Образование ведомств свойственно прежде всего отраслям социально-культурной сферы.
|
|
9. Федеральное ведомство культуры возглавляет Министерство культуры РФ.
10. За время экономических преобразований организационная система управления культурой претерпела существенные изменения в направлении децентрализации управленческих функций, создания в значительной мере самостоятельных территориальных ведомств региональной культуры.
11. Рост сети организаций культуры, происходящий, прежде всего за счет увеличения числа коммерческих организаций новых организационно-правовых форм и видов, свидетельствует об экономической эффективности ведения хозяйственной деятельности в культуре и перспективах отрасли культуры и ее организаций.
Вопрос 6: Приватизация в сфере культуры.
Приватизация государственных и муниципальных учреждений культуры.
Объекты культурного наследия народов Российской Федерации - это объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Так же к объектам культурного наследия относятся памятники истории и культуры, достопримечательные места, исторические поселения и иные крупные территориальные комплексы.
Как и в других отраслях экономики, приватизация организаций в культуре призвана:
- повысить эффективность деятельности за счет внедрения рыночных механизмов;
- уменьшить дефицитность бюджетного сектора экономики.
Однако учитывая социальную значимость культуры и особую роль в ней государства, приватизацию организаций культуры рассматривают не как способ ухода государства из отрасли, а как возможность привлечения в нее дополнительных финансовых источников в виде частных капиталов.
Специфика процесса приватизации в культуре состоит также в определении сроков и методов передачи объектов в частную собственность.
Хотя отрасль культуры стала первой из отраслей социально-культурной сферы1 участницей процесса приватизации, однако и здесь он происходит со значительно более поздним законодательным оформлением, чем в экономике в целом.
Закон о культуре, принятый в 1992 г., рассмотрел возможность приватизации в отрасли, при этом:
- определялись границы приватизации – перечень объектов культурного наследия, утвержденный Правительством РФ, не подлежавших приватизации;
- оговаривались условия приватизации, условия обременения приватизируемого имущества: сохранение культурной деятельности в качестве основного вида деятельности, сохранение профильных услуг, организация обслуживания льготных категорий населения.
Несмотря на то, что закон определил некоторые условия приватизации объектов культуры, в нем не был проработан главный принцип – дифференцированный подход. В связи со сложностью его разработки приватизация организаций культуры была запрещена2. И только в 1994 году, с принятием очередной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, приватизация организаций культуры стала возможной.
В программе использован дифференцированный подход к организациям культуры, в соответствии с которым они распределены на группы:
1. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Сюда отнесены:
- организации, финансирование которых более чем на 50% осуществляется из республиканского бюджета;
|
|
- движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
2. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Правительства РФ. Сюда отнесены все объекты социально-культурного назначения федеральной собственности: информационные агентства, телерадиокомпании, театры, кино- и выставочные залы, киностудии, а также объекты, хранящиеся в музеях, библиотеках, архивах, картинных галереях, включая помещения и здания, где они расположены.
3. Объекты и предприятия федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества РФ (ныне Федеральное агентство государственного имущества РФ). В их число вошли цирковые организации госкомпании «Росцирк», а также предприятия, производящие специальное оборудование для учреждений культуры.
4. Объекты и предприятия государственной (муниципальной) собственности, приватизация которых осуществляется по решению органов государственного управления субъектов РФ и местными программами приватизации. К этой группе относятся объекты культуры и предприятия всех видов, находящиеся в государственной (муниципальной собственности).
В первоначальных нормативных документах начала приватизации и в последующих законах общим является подход к приватизации в культуре, предполагающий:
- дифференцированность;
- обременение приватизируемого имущества определенными условиями;
- централизацию принятия решения о приватизации;
- исключение заявительного порядка приватизации объектов культуры, основная форма процесса приватизации – государственная (муниципальная) программа.
Практику приватизации, насчитывающую теперь уже не один десяток лет, оценить сложно прежде всего из-за отсутствия её общей статистической картины. «Неспешность» её темпов объясняется, во-первых, недостаточностью, порой противоречивостью нормативной базы, во-вторых, разным отношением к ней субъектов приватизационного процесса. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом как главное действующее лицо процесса приватизации заинтересовано в ускорении темпов приватизации, видя в ней способ экономии бюджетных средств. Руководители ведомств культуры и её организаций в основном отрицательно относятся к приватизации, небезосновательно считая, что она приведет к перепрофилированию приватизированной организации, а следовательно, к сокращению сети организаций культуры и ухудшению обслуживания населения.
|
|
Недавним примером противостояния Росимущества и руководителей культуры явилась ситуация, сложившаяся по поводу решения Росимущества включить в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества на 2008 г. Московского цирка на проспекте Вернадского и киностудии «Ленфильм». Как было сказано ранее, цирки и киностудии относятся к унитарным предприятиям, но рентабельность их низка и без поддержки государства (дотаций – циркам, госзаказов на производство фильмов – для киностудий) они не смогут существовать. Эти аргументы и были использованы руководителями организаций. Их твердая позиция и поддержка общественности принесли результат: обе организации были исключены из Плана приватизации.