Рыночная экономика, к которой с трудностями, противоречиями, но неизбежно идёт Россия, предполагает экономический и социальный суверенитет личности, свободу выбора для каждого, полную личную ответственность за благополучие своё и своей семьи. Вместо главного принципа советской педагогики: воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива, выдвинут постулат индивидуальности, расчёт человека на собственные силы, способности, инициативу, творчество, упорство в достижении личных целей.
В условиях рыночной экономики на первое место встаёт качество подготовки учащихся, формирование творчески мыслящих людей, способных к совершенствованию и обновлению своих трудовых умений и навыков, поиску неординарных решений.
Чтобы выпускник школы мог сформировать необходимые, на наш взгляд, качества адаптированного человека в условиях рыночной экономики, в деятельности школы выделяется девять направлений работы педагогического коллектива, которые составляют структуру направлений по подготовке учащихся школ к труду в условиях рыночной экономики. Это:
|
|
1. Формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду.
2. Экономическое образование и воспитание учащихся.
3. Повышение качества обучения в образовательных учреждениях как на уроках общеобразовательного цикла, так и уроках технологии.
4. Организация производительного труда учащихся во внеурочное время.
5. Подготовка учащихся к управленческой деятельности.
6. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум.
7. Проведение деловых игр, как на уроках, так и во внеурочное время.
8. Профессиональная ориентация учащихся школ.
9. Подготовка к адаптации во время изучения основ наук. Рассмотрим содержание деятельности педагогических коллективов школ по этим направлениям.
Одним из существенных вопросов экономической подготовки учащихся является формирование экономического мышления. Экономическое мышление - это процесс отражения экономических отношений в сознании людей, усвоения ими экономических знаний и их проявления в сознательной экономической деятельности.
Участие в реальных, а не искусственных ситуациях трудовой и иной деятельности создаёт условия для реального проявления смекалки, деловитости, расчётливости, оперативности - тех качеств, которые представляют основу для экономического мышления.
Трудовое воспитание
- Целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к труду: трудолюбия, аккуратности, добросовестности, стремление к достижению более высоких результатов, проявлению инициативы, творчества, товарищеской взаимопомощи.
|
|
Виды трудовой деятельности:
- учебный труд (посильный, научиться учиться)
-ручной труд (индивидуальный, коллективный)
-самообслуживание (домашний, школьный – коллективный (дежурство и -шефская работа) и индивидуальный), общественно-полезный труд групповой (бригады, звенья, отряды), коллективный (дежурство, шефская работа) и индивидуальный.
-производительный труд (индивидуальный и коллективный). Методы и формы.
Используется метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Формы: дискуссии, прогулки на лоно природы, вечера отдыха, школьный лекторий, трудовой десант, школьные праздники.
Кто занимался: А. С. Макаренко