Физическое и экологическое воспитание школьников. Формирование здорового образа жизни

Физическое воспитание - это неотъемлемая часть всех воспитательных систем.

Задачи физического воспитания:

1. Укрепление здоровья, правильное физическое развитие.

2. Повышение умственной и физической работоспособности.

3. Развитие и совершенствование природных двигательных качеств.

4. Воспитание эстетических качеств (осанка).

5. Выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом и т.д.

Основные средства воспитания физической культуры:

1. Физические упражнения.

2. Природные факторы.

3. Гигиенические факторы.

1. Физические упражнения - это двигательные действия специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Относятся:

- Гимнастика, Игра. Туризм. Спорт.

2. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода). В комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся (солнечные ванны, воздушные ванны, обтирания, обливания). Здесь важна роль человека, который контролирует этот процесс.

3. Гигиенический фактор. Гигиеническое обеспечение предполагает: рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна; строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявление строительству и содержанию школьных зданий (световой, тепловой режим, проветривание, влажная уборка). Весь школьный инвентарь и оборудование должны соответствовать возрасту учащихся.

 

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.

Задачи:

Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное целое.

Учить классифицировать объекты окружающего мира по различным признакам (происхождению, отношению к определённому классу или виду, сенсорным характеристикам и т.д.). Формировать у детей диалектический и системный способ мышления, развивать воображение.

Формировать у детей осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, эмоциональный отклик, радость от общения с природой. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира.

Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер.

Методы и формы

Используется метод убеждения, метод упражнения, метод оценки. Формы: олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, вечера отдыха, школьный лекторий, трудовой десант, школьный пресс-центр, музейные экскурсии, школьные праздники.

Кто занимался: В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский.

Эстетическое воспитание в современной школе

Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

Эстетическое воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор поведения.

Задачи:

- формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве;

- развитие глубокого понимания жизни людей, самой природы; способности беречь и приумножать эту красоту;

- развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома в быту, в школьной обстановке.

Методы и формы

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

— метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;

— метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;

— метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;

— метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире. Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется, прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Кто занимался: Я.А.Коменский и И.Г.Песталоцци, Л.Н. Толстой, Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: