Частное образовательное учреждение
Высшего профессионального образованиЯ
«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»
Утверждено
Ученым советом ВЕИП
«4» октября 2010 г.
Протокол №3
Председатель
Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор
______________________ Решетников М.М.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ИНДИВИДУЛЬНАЯ ПСИХология»
Специальность 030301 «Психология»
Автор УМК - Муханова Надежда Александровна, к. псх. н., Первый проректор ВЕИП.
Санкт – Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 3
1.2. Содержание дисциплины.. 3
В. По времени проведения курса. 4
Г. Текст лекций. 4
1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 4
1.3.1. Литература. 4
1.3.2. Перечень фильмов, диафильмов, мультимедиапрограмм, используемых в преподавании курса. 5
1.3.3. Активные методы обучения. 5
1.3.4. Материально-техническое обеспечение курса. 5
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 5
3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 5
|
|
3.1. Вопросы для самостоятельной подготовки. 6
3. Требования к содержанию и формам текущего, промежуточного и итогового контроля.. 6
3.1 Вопросы к зачету (экзамену) 7
Приложение. Индивидуальная психология (тексты лекций). 7
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель: ознакомление с историей возникновения, основными теоретическими аспектами и элементами психологического консультирования в рамках индивидуальной психологии.
Начиная изучать курс «История психоаналитического движения» студент должен знать «Основы зарубежной и российской истории ХХ века», изучить курс «Введение в профессию», владеть основными понятиями и персоналиями психоаналитической школы.
Задачи курса
· Формирование у студентов общего представления об истории психоаналитического движения и школы индивидуальной психологии.
· Информирование о концептуальных теоретических и клинических основах индивидуальной психологии.
· Выработка навыка анализа бессознательного содержания ранних воспоминаний и техники работы с ними.
Форма контроля.
По окончании изучения данной дисциплины предусмотрен экзамен в рамках дисциплины «История психоаналитического движения».
Содержание дисциплины
А. По видам учебных занятий.
№ | Наименование разделов и тем | Лекции | Практ. занятия | Сам. работа | Всего | ||
Раздел 1. История развития направления. | |||||||
1 | Индивидуальная психология. Характеристика направления. | 1 | 3 | 4 | |||
2 | Основные расхождения во взглядах между З. Фрейдом и А. Адлером. | 1 | 3 | 4 | |||
Раздел 2. Основные теоретические положения.
| |||||||
3 | Основополагающие концепции. | 1 | 1 | 2 | |||
4 | Стремление к превосходству. | 4 | 4 | 8 | |||
5 | Социальный интерес | 1 | 1 | 2 | |||
6 | Семья и порядок рождения. | 1 | 1 | 2 | |||
7 | Стиль жизни. | 2 | 2 | 4 | 8 | ||
8 | Ранние воспоминания. | 2 | 4 | 4 | 10 | ||
Раздел 3. Адлерианская психотерапия. | |||||||
9 | Основы адлерианской психотерапии. | 6 | 2 | 6 | 14 | ||
10 | Цели деструктивного поведения ребенка. | 1 | 1 | 2 | |||
11 | КСР | 6 | 6 | ||||
ИТОГО | 26 | 8 | 28 | 62 |
Б. По разделам и темам курса.
Раздел 1. История развития направления.
- Индивидуальная психология. Характеристика направления. Биография А. Адлера.
- Основные расхождения во взглядах между З. Фрейдом и А. Адлером. Причины раскола.
Раздел 2. Основные теоретические положения.
- Основополагающие концепции.
- Стремление к превосходству. Мужской протест и формы его проявления. Неполноценность и компенсация, виды компенсации. Позиции «верха» и «низа». Три неблагоприятных ситуации детства.
- Социальный интерес, определение, этапы развития. Определение социального интереса как процесса и по объектной направленности.
- Семья и порядок рождения. Психологическая характеристика детей в связи с порядком рождения.
- Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.
- Ранние воспоминания. Место техники в адлерианской психотерапии. Преимущества и недостатки метода. Техники анализа ранних воспоминаний.
Раздел 3 Адлерианская психотерапия.
9. Основы адлерианской психотерапии. Виды, этапы, методологические принципы, основные подходы, техники.
- Цели деструктивного поведения ребенка.
В. По времени проведения курса.
Курс преподается на 3 курсе в 6 семестре для студентов очного отделения, на 4 курсе в 7 семестре в рамках дисциплины «История психоаналитического движения» на очно-заочном и заочном отделениях.
Г. Текст лекций
Представлен в приложении 1 и на диске.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература
I. Основная
1. Адлер А.О природе нервического характера. М., 1997. 588 с.
2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., Академический проект, 2007.
3. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия. Учебник для вузов. Изд. Питер, 2009.
4. Сидоренко Е. В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в индивидуальной психологии А. Адлера. СПб, Речь, 2000 г. 152 с.
5. Моусак Г. Адлерианская психотерапия ЖППиП №4 декабрь 2000г. Стр. 1-47.
6. Фрейдимен Дж., Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология. М., Прайм-Еврознак, 2008.
II. Дополнительная:
1. Ansbacher H.L. Individual psychology/ In R.J. Corsini & A. J. Marsella (Eds.) Personality theories, reseach and assessment. Itasca,Ill.: Peacocr,1983/
2. А. Адлер «Наука жить». Киев, «Port-royal», 1997, 287 с.
3. Адлер А. Влечение к превосходству// Знаменитые случаи из практики психоанализа М: Refl-book, 1995.- С. 196-200.
4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998,- 448 с.
5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
6. Дрейкурс Р., Зольц Ф. Дети: вызов. М., «Прогресс», 1992,
7. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, Вышэйшая школа, 1997, С.154-166.
8. Файн М., (ред). Помощь родителям в воспитании детей. М.,«Прогресс», 1992,
9. Фрейдимен Дж, Фрейгер Р. теория и практика личностно-ориентированной психотерапии. М., 1996, Т.12. С.94-115.
Перечень фильмов, диафильмов, мультимедиапрограмм, используемых в преподавании курса
Не предусмотрены
Активные методы обучения
К активным методам обучения относится анализ конкретных ситуаций, используемый для обучения анализу ранних воспоминаний, ролевая игра, используемая при обучении техникам адлерианской психотерапии, подготовка эссе по стилям жизни.
Материально-техническое обеспечение курса.
|
|
Для преподавания необходима аудитория, оборудованная мультимедийным проектором и компьютером.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
При подготовке к преподаванию курса следует обращать внимание, что основная цель - представить историю развития направления, определить место индивидуальной психологии среди других направлений глубинной психологии. Важно, чтобы студент мог в результате изучения курса отличать классический психоанализ от адлерианства с точки зрения основных концептуальных положений, подходов к развитию личности, целей и методик психотерапии.
Наиболее полезно использовать прием диалогизации и проблемное изложение материала, с привлечением примеров из клинической практики и наблюдений из обыденной жизни, литературы, кино.
Предпочтительно, чтобы преподаватель был хорошо знаком с основными направлениями и содержанием концепций психоанализа, для того, чтобы появилась возможность проводить сравнительный анализ, находить общее и различное между концепциями, а так же имел клиническую практику, чтобы была возможность иллюстрировать содержание лекций клиническими примерами.