Методические указания преподавателю

Частное образовательное учреждение

Высшего профессионального образованиЯ

«Восточно-Европейский Институт Психоанализа»

Утверждено

Ученым советом ВЕИП

«4» октября 2010 г.

Протокол №3

Председатель

Ректор ЧОУВПО «ВЕИП», профессор

______________________ Решетников М.М.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

«ИНДИВИДУЛЬНАЯ ПСИХология»

Специальность 030301 «Психология»

 

 

 

Автор УМК - Муханова Надежда Александровна, к. псх. н., Первый проректор ВЕИП.

 

 

Санкт – Петербург

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ.. 3

1.2. Содержание дисциплины.. 3

В. По времени проведения курса. 4

Г. Текст лекций. 4

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 4

1.3.1. Литература. 4

1.3.2. Перечень фильмов, диафильмов, мультимедиапрограмм, используемых в преподавании курса. 5

1.3.3. Активные методы обучения. 5

1.3.4. Материально-техническое обеспечение курса. 5

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 5

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы.. 5

3.1. Вопросы для самостоятельной подготовки. 6

3. Требования к содержанию и формам текущего, промежуточного и итогового контроля.. 6

3.1 Вопросы к зачету (экзамену) 7

Приложение. Индивидуальная психология (тексты лекций). 7

 

 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Цель: ознакомление с историей возникновения, основными теоретическими аспектами и элементами психологического консультирования в рамках индивидуальной психологии.

Начиная изучать курс «История психоаналитического движения» студент должен знать «Основы зарубежной и российской истории ХХ века», изучить курс «Введение в профессию», владеть основными понятиями и персоналиями психоаналитической школы.

Задачи курса

· Формирование у студентов общего представления об истории психоаналитического движения и школы индивидуальной психологии.

· Информирование о концептуальных теоретических и клинических основах индивидуальной психологии.

· Выработка навыка анализа бессознательного содержания ранних воспоминаний и техники работы с ними.

 

Форма контроля.

  

По окончании изучения данной дисциплины предусмотрен экзамен в рамках дисциплины «История психоаналитического движения».

Содержание дисциплины

А. По видам учебных занятий.

Наименование разделов и тем Лекции Практ. занятия Сам. работа Всего
 

Раздел 1. История развития направления.

1 Индивидуальная психология. Характеристика направления. 1   3 4
2 Основные расхождения во взглядах между З. Фрейдом и А. Адлером. 1   3 4
 

Раздел 2. Основные теоретические положения.

3 Основополагающие концепции. 1   1 2
4 Стремление к превосходству. 4   4 8
5 Социальный интерес 1   1 2
6 Семья и порядок рождения. 1   1 2
7 Стиль жизни. 2 2 4 8
8 Ранние воспоминания. 2 4 4 10
 

Раздел 3. Адлерианская психотерапия.

9 Основы адлерианской психотерапии. 6 2 6 14
10 Цели деструктивного поведения ребенка. 1   1 2
11 КСР 6     6
  ИТОГО 26 8 28 62

 

Б. По разделам и темам курса.

Раздел 1. История развития направления.

 

  1. Индивидуальная психология. Характеристика направления. Биография А. Адлера.
  2. Основные расхождения во взглядах между З. Фрейдом и А. Адлером. Причины раскола.

Раздел 2. Основные теоретические положения.

 

  1. Основополагающие концепции.
  2. Стремление к превосходству. Мужской протест и формы его проявления. Неполноценность и компенсация, виды компенсации. Позиции «верха» и «низа». Три неблагоприятных ситуации детства.
  3. Социальный интерес, определение, этапы развития. Определение социального интереса как процесса и по объектной направленности.
  4. Семья и порядок рождения. Психологическая характеристика детей в связи с порядком рождения.
  5. Стиль жизни. Определение, виды стилей жизни, выделенные А. Адлером, современные описания стилей жизни Сидоренко Е.В.
  6. Ранние воспоминания. Место техники в адлерианской психотерапии. Преимущества и недостатки метода. Техники анализа ранних воспоминаний.

Раздел 3 Адлерианская психотерапия.

9. Основы адлерианской психотерапии. Виды, этапы, методологические принципы, основные подходы, техники.

  1. Цели деструктивного поведения ребенка.

В. По времени проведения курса.

Курс преподается на 3 курсе в 6 семестре для студентов очного отделения, на 4 курсе в 7 семестре в рамках дисциплины «История психоаналитического движения» на очно-заочном и заочном отделениях.

Г. Текст лекций

Представлен в приложении 1 и на диске.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

I. Основная

1. Адлер А.О природе нервического характера. М., 1997. 588 с.

2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., Академический проект, 2007.

3. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия. Учебник для вузов. Изд. Питер, 2009.

4.  Сидоренко Е. В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний в индивидуальной психологии А. Адлера. СПб, Речь, 2000 г. 152 с.

5. Моусак Г. Адлерианская психотерапия ЖППиП №4 декабрь 2000г. Стр. 1-47.

6. Фрейдимен Дж., Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология. М., Прайм-Еврознак, 2008.

II. Дополнительная:

1. Ansbacher H.L. Individual psychology/ In R.J. Corsini & A. J. Marsella (Eds.) Personality theories, reseach and assessment. Itasca,Ill.: Peacocr,1983/

2. А. Адлер «Наука жить». Киев, «Port-royal», 1997, 287 с.

3. Адлер А. Влечение к превосходству// Знаменитые случаи из практики психоанализа М: Refl-book, 1995.- С. 196-200.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, Феникс, 1998,- 448 с.

5. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

6. Дрейкурс Р., Зольц Ф. Дети: вызов. М., «Прогресс», 1992,

7. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, Вышэйшая школа, 1997, С.154-166.

8. Файн М., (ред). Помощь родителям в воспитании детей. М.,«Прогресс», 1992,

9. Фрейдимен Дж, Фрейгер Р. теория и практика личностно-ориентированной психотерапии. М., 1996, Т.12. С.94-115.

Перечень фильмов, диафильмов, мультимедиапрограмм, используемых в преподавании курса

Не предусмотрены

Активные методы обучения

К активным методам обучения относится анализ конкретных ситуаций, используемый для обучения анализу ранних воспоминаний, ролевая игра, используемая при обучении техникам адлерианской психотерапии, подготовка эссе по стилям жизни.

Материально-техническое обеспечение курса.

Для преподавания необходима аудитория, оборудованная мультимедийным проектором и компьютером.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

При подготовке к преподаванию курса следует обращать внимание, что основная цель - представить историю развития направления, определить место индивидуальной психологии среди других направлений глубинной психологии. Важно, чтобы студент мог в результате изучения курса отличать классический психоанализ от адлерианства с точки зрения основных концептуальных положений, подходов к развитию личности, целей и методик психотерапии.

Наиболее полезно использовать прием диалогизации и проблемное изложение материала, с привлечением примеров из клинической практики и наблюдений из обыденной жизни, литературы, кино.

Предпочтительно, чтобы преподаватель был хорошо знаком с основными направлениями и содержанием концепций психоанализа, для того, чтобы появилась возможность проводить сравнительный анализ, находить общее и различное между концепциями, а так же имел клиническую практику, чтобы была возможность иллюстрировать содержание лекций клиническими примерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: