Дворъ Ховриныхъ-Головиныхъ 6 страница

Попировавши такимъ образомъ, царь Алексѣй Михаиловичъ, спустя 10 дней, именно 1 ноября, выѣхалъ изъ Москвы въ любимое свое село Преображенское, гдѣ намѣревался оставаться до зимняго пути, такъ какъ до этого срока онъ отпускалъ просившихся служилыхъ людей по деревнямъ. Но съ небольшимъ черезъ недѣлю, 9 ноября, онъ получилъ грамотку отъ своего духовника, Благовѣщенскаго протопопа Андрея Савиновича, въ которой протопопъ писалъ государю, что святѣйшій Іоакимъ, патріархъ, велѣлъ «во смиреніе посадить его на цѣпь безвинно и чтобъ Великій государь изволилъ приттить къ Москвѣ и его изъ смиренья освободить». Письмо подалъ сынъ протопопа. Государь приказалъ ему, что будетъ рано въ Москву завтра, нарочно.

Такое милостивое отношеніе къ духовнику могъ являть только добрѣйшій царь Алексѣй Михаиловичъ.

Прибывъ въ Москву на другой же день, 10 ноября, онъ тотчасъ послалъ къ патріарху ближняго боярина Б. М. Хитрово съ предложеніемъ, чтобъ патріархъ къ нему, государю, пришелъ. Патріархъ и не помедлилъ. Государь встрѣтилъ его на крыльцѣ, откуда они вмѣстѣ пошли въ комнату, гдѣ находились, сидѣли уже три приближенныхъ боярина:-кн. Долгоруковъ, Хитрово и Матвѣевъ. Когда всѣ усѣлись, государь спросилъ святѣйшаго, за что онъ, не поговоря съ нимъ, Великимъ государемъ, смирилъ его духовника? Патріархъ извѣстилъ государю протопопово неистовство и невѣжество и мздоимство многое, за то смириль его, что держитъ у себя женку многое время, что онъ, патріархъ, посылалъ къ нему своего духовника и протопопъ его къ себѣ не пустилъ и его, патріарха, безчестилъ; что онъ, патріархъ, женку велѣлъ разспросить, жила ли она съ нимъ, протопопомъ, и по добротѣ ли, или неволею? Женка сказала, что сперва жила съ нимъ по добротѣ, а послѣ жила съ нимъ и неволею. Государь упрашивалъ святѣйшаго простить виновнаго, но патріархъ отказалъ государю и не только не простилъ, а запретилъ протопопу священствовать, благословлять и даже исповѣдывать безъ своего святительскаго велѣнія.

На другой день, 11 ноября, государь, не успѣвъ въ своемъ намѣреніи, возвратился въ село Преображенское, гдѣ въ это время готовилась новая царская потѣха-Комидіальныя дѣйства, которыя и были исполнены на заговѣнье 13 ноября. Уѣзжая изъ Москвы, государь повелѣлъ поставить у виновнаго духовника караулъ, сотника стрѣлецкаго и 20 человѣкъ стрѣльцовъ для береженья и присылки отъ патріарха и не велѣлъ пущать къ нему, протопопу, никого до указу.

Между тѣмъ 3 декабря патріархъ утвердилъ приговоръ соборный отъ всѣхъ духовныхъ властей, чтобы вдовымъ попамъ, будучи у кого въ дому у крестовъ, никого не исповѣдывать и, вообще, не священствовать, опричь приходскихъ священниковъ. Это былъ явный намекъ на духовника.

Въ половинѣ декабря государь возвратился въ Москву совсѣмъ. Наступалъ патріаршій праздникъ, память Петра митрополита, 21 декабря.

Наканунѣ праздника, 20 дек., государь снова попросилъ къ себѣ патріарха, снова встрѣтилъ его, вышедши изъ переднихъ сѣней, на крыльцѣ и въ присутствіи четырехъ ближнихъ бояръ снова просилъ простить и разрѣшить его, государева, духовника во всемъ. На этотъ разъ патріархъ смилостивился для упрошенія государя, простилъ протопопа во всемъ и велѣлъ ему попрежнему священствовать, исповѣдывать и благословлять.

Въ самый праздникъ Петра митрополита за столомъ патріарха присутствовалъ и государь съ боярами, а также и прощенный духовникъ, занимавшій мѣсто выше архимандритовъ послѣ епископовъ.

На праздникъ Рождества Христова праздничнаго стола у государя не было. Къ патріарху по обычаю былъ посланъ столъ на домъ. Государь не забылъ и духовника, велѣлъ послать ему также на домъ ѣствы и кубки (вина), и вмѣстѣ съ тѣмъ пригласилъ его къ себѣ во дворецъ, на свиданье.

Въ 1675 г. поелѣ Пасхальной утрени государь, придя въ Благовѣщенскій соборъ, жаловалъ своего духовника яйцами и дѣловался съ нимъ въ уста, а ключарей и весь соборъ жаловалъ къ рукѣ и яйцами.

При царѣ Михаилѣ Ѳедоровичѣ его духовникомъ былъ протопопъ Максимъ, впослѣдствіи по какой-то провинности отставленный. Его каменныя строенія и въ томъ числѣ каменный погребъ выходили на Никольскую улицу, на которой рядомъ съ нимъ, со стороны двора Трубецкихъ, находился дворъ Благовѣщенскаго попа. Далѣе по Чудовской или Троицкой улицѣ стояла противъ заднихъ воротъ Чудова монастыря церковь Козмы и Дамьяна, упоминаемая въ лѣтописяхъ подъ 1475 годомъ.

Въ 1504 г. она была разобрана и заложена новая. По своему мѣстоположенію близь Духовникова двора она и прозывалась «что у Духовникова двора». При царѣ Алексѣѣ Михаиловичѣ къ ней былъ пристроенъ предѣлъ во имя св. Филиппа митрополита, обозначаемый иногда особою церковью, «что на Духовниковѣ дворѣ«. Церковная замля съ кладбищемъ простиралась вдоль по улицѣ на 30 саж.; поперекъ, позади алтаря на 8 саж., въ другомъ концѣ около 2 саж. Близко къ церкви въ 3-хъ саж. отъ нея стоялъ дворъ ключаря Успенскаго собора мѣрою вдоль 13 саж., поперекъ 8 саж. Въ 1737 г. церковь Козмы и Дамьяна и съ предѣломъ обгорѣла и была возобновлена, а впослѣдствіи, въ 1770 г., была совсѣмъ упразднена и разобрана по случаю постройки зданія Судебныхъ мѣстъ, подъ стѣнами котораго и скрылось ея мѣсто.

За этою церковью за алтарями слѣдовалъ конюшенный дворъ Чудова монастыря, горница котораго стояла въ 3-хъ саж. отъ алтарей церкви. Въ 1657 г. онъ занималъ пространство вдоль по улицѣ 21 саж., поперекъ 9 саж. Но в ъ 1702 г. занимаемое имъ пространство составляло 220 квадратныхъ саженъ. По всему вѣроятію, этотъ дворъ составлялъ остатокъ конюшеннаго Татарскаго двора при Алексѣѣ митрополитѣ.

Неподалеку, приближаясь къ городовой стѣнѣ, стояли подворья Новоспасскаго и Вознесенскаго монастырей, оба на 925 квадратныхъ саженяхъ по мѣрѣ 1680 г., а по мѣрѣ 1702 г. — на 1024 саж.

Когда основалось здѣсь Новоспасское подворье съ церковью во имя чудотворца Іоанна, архіепископа Новгородскаго, свѣдѣніи не имѣемъ. Оно упоминается съ 1627 г. Но, вѣроятно, существовало съ давнихъ временъ. Оно въ 1682 г. располагалось на 23 саж. въ длину и на 16 саж. въ ширину. Старое его мѣсто занимало 15 саж. въ квадратѣ. Какѣ выше писано, по царскому указу 1701 г. подворье было отдано во владѣнье Вознесенскаго монастыря, а потомъ въ 1702 г. поступило во владѣнье князей Трубецкихъ, которые церковь чудотворца Іоанна устроили себѣ домовою церковью.

Въ 1723 г. по указу Петра всѣ домовыя церкви въ Москвѣ были запечатаны.

Въ 1726 г., когда князь Иванъ Юрьевичъ былъ Кіевскимъ генералъ-губернаторомъ, его супруга пріѣхала въ Москву на свой обширный дворъ и по болѣзни къ приходской церкви для моленія ѣздить не могла, почему и просила распечатать свою домовую церковь, хотя приходская церковь Козмы и Дамьяна стояла въ нѣсколькихъ саженяхъ отъ этой домовой церкви. Духовная Дикастерія (Консисторія) разрѣшила для церковнаго служенія распечатать церковь, но съ неотмѣннымъ условіемъ, чтобы служеніе отправлялось причтомъ приходской церкви Козмы и Дамьяна и только въ праздники и въ воскресные дни.

Къ упомянутымъ подворьямъ, кромѣ Чудовской-Троицкой улицы, проходила улица и возлѣ городовой стѣны отъ Николаевскихъ къ Фроловскимъ-Спасскимъ воротамъ, до зданій Вознесенскаго монастыря, шириною мимо двора князей Трубецкихъ и Вознесенскаго подворья въ три сажени.

Въ 1626 г. эта улица оставлена въ той же прежней мѣрѣ, но потомъ къ концу XVII ст., какъ упомянуто, была застроена хлѣвами князей Трубецкихъ.

Замѣтимъ, что древнія границы Чудова и Вознесенскаго монастырей остаются и до настоящаго времени въ своихъ первоначальныхъ межахъ.

Оканчивая обозрѣніе мѣстъ по лѣвой сторонѣ Кремлевской Никольской улицы, мы должны помянуть и то любопытное обстоятельство, что въ описанномъ углу, почти возлѣ самыхъ Никольскихъ воротъ, рядомъ съ стоявшею у воротъ каменною караульнею, въ 1702 г. предполагалась постройка общенароднаго театра. Этотъ 1702 годъ перваго же января былъ ознаменованъ достославною побѣдою надъ Шведами въ Лифляндіи, у деревни Ересфера, гдѣ генералъ Борисъ Петр. Шереметевъ разбилъ на голову Шведскаго генерала Шлипенбаха, такъ что самое имя этой деревни пріобрѣло въ солдатскомъ народѣ особое выраженіе взъересферитъ, что значило расправиться съ кѣмъ бы ни было посвойски. Такъ популярна была эта побѣда, тѣмъ болѣе, что она была первою побѣдою надъ нашими учителями Шведами.

3 генваря была получена радостная вѣсть объ этомъ событіи, которую принесъ сынъ побѣдителя Мих. Борис. Шереметевъ. «Благодареніе Богу! — воскликнулъ безмѣрно обрадованный государь, — мы уже до того дошли, что и Шведовъ побѣждать можемъ».

10 генваря въ Успенскомъ соборѣ и во всѣхъ церквахъ Москвы былъ отслуженъ торжественный молебенъ и при пѣніи пѣсни «Тебе Бога хвалимъ» былъ троекратный залпъ изъ всѣхъ 110 пушекъ и изъ ружей поставленныхъ на Соборной и Ивановской площадяхъ полковъ при звонѣ во всѣхъ церквахъ во всѣ колокола.

Извѣстно, что всякую государеву и тѣмъ болѣе государственную радость Великій Преобразователь всегда старался обращать въ радость всего народа, устроивая съ этою цѣлью всенародныя торжества въ родѣ тріумфальныхъ шествій и въ то же время доставляя всенародному множеству различныя потѣхи.

На этотъ разъ на Красной площади вблизи Никольскихъ воротъ, въ 25 саж. отъ нихъ, были построены тріумфалъныя свѣтлицы и сѣнигаллереи, въ которыхъ государь далъ банкетъ-пиръ всему чиновному военному сословію при увеселеніяхъ потѣшными огнями, фейерверками, нарядными символическими картинами и т. п. Пиръ продолжался всю ночь.

Кромѣ фейерверковъ и разныхъ потѣшныхъ огней, для народнаго увеселенія въ это время готовилась уже другая потѣха— Комедіальныя дѣйства, для исполненія которыхъ еще въ 1701 г. или въ этомъ 1702 г. въ Москву прибыла нѣмецкая труппа комедіантовъ, собранная въ Данцигѣ польскимъ комедіантомъ Ив. Антон. Сплавскимъ.

Артисты пріѣхали и съ начальнымъ комедіантомъ Яганомъ Кунштомъ, но мѣста для исполненія комедій еще не было. Конечно, прежде всего мысль о такомъ мѣстѣ остановилась на полатахъ стараго Кремлевскаго дворца.

Комедіанты осматривали тамошнія полаты и нашли, что всѣ онѣ малы для театра, и сказали, что пригодное помѣщеніе можно устроить только въ Нѣмецкой слободѣ въ домѣ Лефорта, гдѣ полаты были обширнѣе.

Въ Кремлевскомъ дворцѣ они избрали было полаты, такъ называемыя Разстригинскія, у Срѣтенскаго собора, проходныя къ Ратушѣ, т.-е. въ мѣстности у самыхъ Боровицкихъ воротъ, очень удаленной и мало удобной для народнаго собранія къ театру.

Переписка объ этомъ происходила въ іюлѣ мѣсяцѣ 1702 г.

Въ августѣ 6 числа начальникъ Посольскаго Приказа, въ завѣдываніи котораго производилось это дѣло, бояринъ Ѳед. Алексѣевичъ Головинъ, писалъ къ дьякамъ Приказа слѣдующее:

«По указу Великаго государя прикажите комедіальной домъ строить по размѣру и по желанію комедіантову, въ Кремлѣ городѣ, въѣхавъ (въ) Никольскіе вороты на лѣвой сторонѣ, что взято мѣсто у Трубецкихъ, подлѣ городовой стѣны, за караульнею каменною. Въ избахъ сдѣлать частые большіе окна для всякаго случая, чтобъ возможно было въ окно двумъ человѣкамъ пролѣзть; а окончинъ въ нихъ не дѣлать, для того, что не потребенъ свѣтъ въ комедіи. Въ окнахъ же сдѣлать двойные затворы и велѣть внутри выписать (расписать). На затворахъ сдѣлать задвижные крюки, когда надобно затворить и запереть, въ теплотѣ также и отворить было бы удобно. И около того дому сдѣлать три или четыре избы съ малыми съ сѣнцы для пріѣзду желающимъ дѣйства комедіальнаго смотрѣть. Деньги держать на то строенье отъ расходу изъ Посольскаго приказу. И конечно бъ сдѣлано было все безъ всякаго молчанія къ приходу вел. государя къ Москвѣ«.

Бояринъ приписывалъ собственноручно: «Чинить по сему указу, какъ написано, конечно съ поспѣшеніемъ». Писано съ пути, отъ Двинки малой, гдѣ тогда находился государь, направляя свой путь къ Ладогѣ, а потомъ къ осадѣ Орѣшка (Нотенбурга), который былъ взятъ 12 октября.

На присланный указъ дьяки отвѣтили, что въ Кремлѣ у Никольскихъ воротъ, «въ томъ мѣстѣ никакого строенія строить невозможно, потому что наношено кирпичу и всякаго лому и земли отъ старыхъ полатъ (по случаю постройки цейхгауза) великія горы, и тому строенію, гдѣ быть, о томъ повели къ намъ указъ прислать».

Головинъ писалъ, что если здѣсь невозможно строить, то выстроить на площади за Никольскими воротами близь Тріумфальныхъ свѣтлицъ, стоявшихъ отъ Никольскаго мосту въ 25 саж., и прибавлялъ: «Комедію безъ всякаго умедленія уготовляйте. Если пришествіе вел. государя будетъ къ Москвѣ, не понести бъ вамъ его гнѣву на себѣ; комедіанту гораздо поговорите, чтобъ русскимъ языкомъ составилъ комедію, и Сплавскому [94] тутъ же быть велите… Какъ посулилъ, чтобъ такихъ (умѣвшихъ по-русски) вывезъ, приказано, чтобъ умѣли (русскимъ языкомъ) исполнить».

Съ постройкою зданія Комедіи еще не знали, какъ поступить, но актеры уже готовились; приготовляли также имъ платье и разные предметы для уборки будущаго театра. Для русской труппы велѣно было набрать въ ученики 10 чел., къ тому дѣлу удобныхъ, дабы могли управлять свое дѣло, которые и были набраны изъ подьячихъ и посадскихъ людей. Для освѣщенія театральной хоромины государь повелѣлъ купитъ у Архангельскаго города къ комедіи угодныхъ 12 паникадилъ мѣдныхъ объ одномъ ярусѣ, свѣчъ по 12, по 10, по 9 и по 8. О самыхъ піесахъ дьяки писали: «А какую комедію готовитъ (комедіантъ Кунштъ) и тому (онъ) принесъ нѣмецкое письмо и переводятъ на латинскій языкъ, а съ латин-скаго на русскій; а по разговорамъ переводчиковъ слышимъ, что мало въ ней пристоинства, и если хоромы въ такомъ знатномъ мѣстѣ и великимъ иждивеніемь построятъ, а дѣло у нихъ будетъ малое и за то, государь, опасны твоему гнѣву. Комедійные письма (пьесы) переводимъ и готовимъ съ поспѣшеніемъ», продолжали дьяки уже 29 сент.

Въ эти дни сентября и начальные октября государь готовился къ осадѣ Нотенбурга, древняго нашего Орѣшка, который 12 окт. и былъ взятъ жестокимъ приступомъ съ участіемъ бомбардирскаго капитана, какъ Петръ числиль себя въ составѣ арміи.

Передъ приступомъ 8 окт. былъ роздыхъ, а въ это число Головинъ написалъ дьякамъ указъ: «О комедіи и комедіантахъ учините по прежнему моему о томъ письму, чтобъ конечно театрумъ готовъ былъ къ пришествію в. государя въ Лефортовскомъ дому».

Въ отвѣтъ дьяки писали 21 октября, что въ Лефортовѣ полата, гдѣ быть комедіи, театрумъ сдѣланъ и робяты выбраны изъ подьячихъ и изъ посадскихъ людей, отданы комедіанту и учатся, а въ Китаѣ-городѣ на Красную площадь для строенія хоромины комедійской лѣсъ возятъ.

Первоначальный размѣръ храмивы по требованію Куншта долженъ былъ простираться на 20 саж. въ длину, 12 саж. поперекъ и 6 саж. въ вышину. Но такъ какъ мѣсто для постройки заключало въ себѣ только 25 саж. оть свѣтлицъ до Никольскаго моста, то размѣръ храмины былъ уменьшенъ и теперь имѣлъ длиннику 18 саж., поперечнику 10 саж., при чемъ отъ свѣтлицъ было отступлено на 2 саж.

Взявши Нотенбургъ (Орѣшекъ) тогда же, въ 1702 г., проименованный Шлисельбургомъ, Петръ захотѣлъ и народу показать на театрѣ, какъ это происходило, а потому повелѣлъ изготовить подобающую пьесу, о чемъ дьяки писали къ Головину 31 октября: «О строеніи комедіи непрестанно комедіанту говоримъ и комедію о взятіи города Орѣшка онъ пишетъ и обѣщался изготовить вскорѣ, только для удобнаго подлинника, спрашиваетъ, чтобъ ему дать на письмѣ, какимъ поведеніемъ тотъ городъ взять, и къ намъ октября по 31 никакой вѣдомости о томь не прислано.

А въ Лефортовой большой полатѣ около театрума и хоры достроиваются; а на Красной площади хоромину, гдѣ впредь комедіямъ быть, дѣлаютъ, забираютъ по заборному въ столбы и мхомъ мшаютъ, чтобъ во время комедіальнаго дѣйства вѣтеръ не проходилъ».

Комедіальная храмина, однако, строилась почти цѣлый годъ. Только 18 сент. 1703 г. посольскіе дьяки донесли Головину, что комедійная храмина совершена и новый начальный комедіантъ (послѣ умершаго Куншта поступилъ золотого дѣла мастеръ Артемій Фирштъ-Оtto First) въ той храминѣ на театрумъ 64 картины живописнымъ письмомъ написалъ; платье комедійное сдѣлалъ вновь; завѣсъ на томъ театрѣ хочетъ дѣлать новый, камчатый луданной, а старый тафтяный завѣсъ изъ Лефортовскихъ полатъ переносить не хочетъ… Ученики до сего числа 6 комедій выучили вновь, а къ тому еще 4 комедіи разныхъ имъ учить розданы будутъ вскорѣ (они начали учить комедіи съ марта мѣсяца 1703 г.).

«А про готовность всего театрума сказалъ, что поспѣетъ весь наготово въ двѣ недѣли, только домогается, дабы изнутри стѣны у чулановъ (ложъ) наружныя выписать и для зимняго времени придѣлать къ храминѣ двѣ избы 3-хъ саженныхъ, потому что комедіантамъ въ платье убираться негдѣ; и тѣ бы избы построить къ той сторонѣ отъ театрума къ Никольскимъ воротамъ и прорубить бы отъ большой храмины въ тѣ избы двери».

Велѣно сдѣлать избы; чуланы снаружи выписать аспидомъ цвѣтнымъ (подъ мраморъ), а завѣсы въ чуланы перенести изъ стараго театра.

Готовый театрумъ былъ открытъ для охотныхъ смотрѣльщиковъ, съ которыхъ (15 мая 1704 г.) въ день было собрано за назначенныя мѣста по ярлыкамъ (билетамъ) 16 р. 20 алт. 4 деньги. Въ другой день, 22 мая, собрано 17 р. 30 алт. 2 деньги, а въ полгода, съ 15 мая по 10 ноября, было собрано 388 р. 9 алтынъ 4 деньги. Въ маѣ, на праздникъ Вознесенья, игра была отставлена; Головинъ подтвердилъ, что «противъ праздниковъ не быть комедіи». Потомъ въ іюнѣ дьяки доносили, что «комедіи въ указные дни на вся недѣли отправляются, только танцовальныхъ мастеровъ никого нѣтъ, а который и былъ, Карлусъ Кокій, молодой, и тотъ всегда бываетъ для ученья въ Измаиловѣ (у царицы Прасковьи Ѳедор. въ собственной ея величества комедіи)». Рѣшено: если не станетъ бывать въ комедіи, не давать ему жалованья. Въ лѣтнее время комедія дѣйствовала днемъ, а не ночью, и бывалъ тогда сборъ по 24, 20, 15, 10, 8 и по 5 р. на день.

Когда въ осеннее время стали дѣйствовать ночью, то смотрящихъ въ пріѣздѣ бывало малое число и сборъ бывалъ рублей по 7, по 5, по 3 и по 2 и по полтора рубля въ день, потому что по тогдашнимъ городскимъ порядкамъ въ воротахъ вездѣ взимали двойной платежъ, какъ въ комедію, такъ и изъ комедіи ѣдучи.

Какъ только обозначилось такое обстоятельство, то этотъ платежъ былъ отмѣненъ; въ назначенные для игры дни ворота Кремля, Китая и Бѣлаго города въ ночное время не запирались и пошлины съ проѣзжихъ не собирали для того, чтобы ѣздили въ комедію охотно.

Иноземнымъ актерамъ по договорамъ жалованъе было до крайности великое. Яганъ Кунштъ получалъ 3500 р. да на дворъ (квартиру) 30 р. Когда онъ померъ, поступившій на его мѣсто Артемій Фирштъ запросилъ 4000 р. Музыканты получали различную сумму по договорамъ. Ихъ числилось 16 чел. Одни получали по 80 р., другіе по 114, по 120, по 146, по 280 р. въ годъ и особо на квартиру по 20 и по 25 р. Всего на иноземцевъ выходило 6119 р.

А Русскимъ комедіантамъ окладу не учинено, а примѣрно расчислено давать первому 60 р., семи человѣкамъ по 50 руб., тремъ по 45 р., одному 40 р., всего 12 чел.-585 р. Такъ что по этому вычисленію требовался расходъ на театръ въ годъ 6704 р. Однако эта сумма была сокращена, и въ 1704 г. комедіантъ Фирштъ съ товарищами получалъ всего 3630 р. Въ томъ же году Русскіе комедіанты, 12 челов., получали: первый-Ѳедоръ Буслаевъ 40 р., семеро по 30 р., трое по 25 р., одинъ-20 р., всего 345 р.

1704 г. октября 16 была комедія Русская и Нѣмецкая и въ той комедіи были собственныя (важныя) персоны. Во время дѣйствія челядникъ комедіанта Фиршта, породою Шведъ, сидя въ нижнихъ мѣстахъ пилъ табакъ (курилъ). Приставленный надзирать за порядкомъ въ театрѣ подьячій Посольскаго приказа, увидя, что Шведъ пьетъ табакъ неискусно, изъ трубки пепелъ съ огнемъ сыплетъ на полъ съ великимъ небреженіемъ, сталъ ему говорить, чтобы онъ табакъ курить вышелъ на дворъ. Въ отвѣтъ на это челядникъ бранилъ подьячаго матерны, замахивался бить, хватался за саблю и кричалъ, что ему курить не запретитъ никто и не боится онъ никого. Подьячій пошелъ на театръ и пожаловался Фиршту на неистовство его челядника. Фирштъ ничего не учинилъ на эту жалобу. Когда подьячій сошелъ съ театрума, челядникъ изневѣсть съ затылка ударилъ его изо всей силы по лицу и разбилъ до крови. Явились деньщики и взяли буяна, который снова кричалъ невѣжливо, что ему табакъ курить никто не закажетъ, вынималъ изъ ноженъ саблю и рвался изъ рукъ деньщиковъ. Однако его вывели изъ комедіи и за его неистовство и крикъ и за озорничество тутъ же учинено ему наказаніе, битъ батогами, чтобъ ему и инымъ впредь не повадно было такъ безчинно и невѣжливо въ комедіи поступать.

Проминовалъ годъ, и Русскіе ученики подали донесеніе, въ которомъ жаловались на учителя Фиршта, что онъ учитъ ихъ не съ прилежаніемъ, бываетъ для ученья въ комедійномъ домѣ на малое время, въ недѣлю и въ двѣ является одинъ разъ и учитъ часъ и два и отъ того въ ученьи чинитъ замедленіе; которыя комедіи они выучили, и тѣ по его перадѣнію въ комплементахъ и за недознаніемъ въ рѣчахъ дѣйствуютъ въ нетвердости, почему и просили, чтобы выбрать изъ нихъ же Русскихъ комедіантовъ одного человѣка или двухъ, по усмотрѣнію, для того, чтобы дѣйствовать въ рѣчахъ въ твердости, дабы можно было дѣйствовать и безъ него, учителя. Они требовали, чтобы учитель приходилъ въ комедійный домъ два раза въ недѣлю учить комплементовъ, въ зимнее время со втораго часа по шестой, въ лѣтнее время съ третьяго по десятый часъ. Доношеніе подписалъ третій комедіанть Петръ Боковъ.

Дальнѣйшая исторія этого уже не придворнаго, а общедоступнаго публичнаго театра выходитъ изъ предѣловъ нашего описанія. Упомянемъ только, что Комедіантскій домъ у Никольскихъ вороть существовалъ еще въ 1733 г., когда его предполагали возобновить, а затѣмъ было повелѣно этотъ домъ больше не строить [95].

Правая сторона Никольской улицы была занята дворами соборнаго духовенства и двумя монастырскими подворьями. У самыхъ Никольскихъ воротъ было пустое мѣсто въ 12 саж. въ квадратѣ, гдѣ существовалъ общественный колодезь, занимавшій мѣсто въ 1 1/2, саж. въ квадратѣ. Онъ находился въ 9 саж. отъ городовыхъ воротъ, въ 3 саж. отъ Никольской и въ 2 саж. отъ Житницкой улицъ, въ пространствѣ между улицами на 6 1/2 саж.

Затѣмъ слѣдовалъ (1626 и 1657 гг.) дворъ соборнаго дьякона Аѳанасія на 5 1/2 саж. ширины по воротамъ или по улицѣ и на 7 саж. длины вглубь двора съ одной стороны отъ Никольскихъ воротъ и на 10 саж. съ другой противоположной стороны. — Рядомъ слѣдовалъ дворъ Благовѣщенскаго попа Алексѣя на 15 саженяхъ ширины по улицѣ и на 14 саж. длины вглубь двора. Возлѣ этого двора находилось подворье Новодѣвичьяго монастыря (въ 1626 г. Рождественскаго Владимірскаго монастыря) шириною по воротамъ 21 саж., въ заднемъ концѣ 11 саж. и длиною со стороны поповскаго двора 12 саж., со стороны переулка 21 1/2 саж. (по другому чертежу 29 саж.). — Переулокъ, который назовемъ Симоновскимъ, шириною былъ въ 2 саж., а длиною 32 1/2 саж. Пространство отъ городовыхъ воротъ до переулка равнялось 55 саж. (по другому чертежу насчитывается 53 саж.). Онъ проходилъ между воротами теперешнихъ зданій Арсенала и Судебныхъ мѣстъ и по другому чертежу имѣлъ длины 24 1/2 саж., что невѣрно [96]. По переулку съ противоположной стороны находилось другое подворье, подворье Симонова монастыря, выходившее частію своего двора и на Никольскую улицу. За Симоновскимъ подворьемъ стоялъ дворъ попа Владиміра въ 1626 г., а въ 1676 г., дворъ Благовѣщенскаго собора ключаря Василья Климонтова, занимавшій мѣсто длиною по улицѣ на 10 1/2 саж., шириною въ обоихъ концахъ по 7 1/2 саж. Въ межахъ дворъ примыкалъ съ одной стороны къ патріаршему конюшенному двору, позади къ огороду боярскаго двора Сем. Лук. Стрѣшнева и съ третьей стороны къ Симоновскому подворью. Въ 1676 г. этотъ дворъ пустовалъ и по челобитыо патріарха былъ ему отданъ для распространенія патріаршаго конюшеннаго двора, по какому случаю сохранилась и опись поповскихъ хоромъ, служащая вообще характеристикою деревянныхъ построекъ въ Кремлѣ и бытовыхъ порядковъ жившаго здѣсь духовенства. «А на томъ дворѣ хоромнаго строенія», говоритъ эта опись, «горница съ комнатою на жилыхъ подклѣтахъ; противъ ихъ сѣни съ вышкою, а изъ сѣней крыльцо всходное о дву лѣстницахъ. Позади горницы и комнаты сѣни. Баня дву сажень. Погребъ дубовый трехъ сажень; надъ тѣмъ погребомъ напогребница съ сушиломъ трехъ сажень. Подлѣ напогребницы и сушила на столбахъ сушило жъ рубленое четырехъ сажень; а подъ тѣмъ сушиломъ погребъ дубовой. А по другую сторону воротъ конюшня, а на ней сушило старое. А около того двора съ трехъ сторонъ огорожено заборомъ. Да подлѣ сушила и погреба ворота о дву щитахъ да калитка…»

Таковы были необширныя постройки въ Кремлѣ, принадлежавшія духовному чину. Такія же постройки существовали и на боярскихъ дворахъ для дворовыхъ людей управляющаго чина. Хоромы самихъ бояръ, конечно, были несравнимо обширнѣе и сложнѣе.

 

Житницкая улица

 

Теперь перейдемъ къ обозрѣнію дворовъ по улицѣ Житницкой, которая отъ Никольскихъ воротъ направлялась почтичто по линіи зданія Арсенала къ Троицкому подворью и къ Троицкиыъ воротамъ.

Справа отъ воротъ на планѣ Кремля временъ Годунова, слѣд. въ концѣ XVI ст., здѣсь отъ угловой Кремлевской башни Собакиной и до средней глухой башни у самой стѣны показанъ длинный рядъ городскихъ Житницъ, впереди которыхъ, по самой ихъ серединѣ, выходя на улицу, стояли хоромы и дворъ боярина Григорія Васильевича Годунова (1598), двоюроднаго брата Борису, заслужившаго добрую память за то, что держалъ себя передъ властителемъ Борисомъ независимо, не одобрялъ его злодѣйскихъ козней и не пошелъ къ нему въ совѣтъ для убіенія царевича Димитрія. Есть свидѣтельство, что Борисъ уморилъ его отравою въ тотъ же годъ, какъ померъ царь Ѳедоръ Иван., у котораго онъ былъ любимымъ ближнимъ бояриномъ, исполняя должность дворецкаго еще со временъ Грознаго.

Кто владѣлъ этимъ дворомъ въ царствованіе Бориса Годунова, неизвѣстно, но вѣроятно кто-либо изъ Годуновскаго же родства.

При царѣ Михаилѣ Ѳедоровичѣ весь этотъ Кремлевскій уголъ, застроенный теперь Арсеналомъ, отъ самыхъ воротъ и до угловой Собакиной башни съ значительнымъ пространствомъ и по городовой стѣнѣ со стороны Неглинной, находился во владѣніи боярина князя Бориса Михаиловича Лыкова-Оболенскаго, который былъ женатъ на родной теткѣ царя Михаила, Настасьѣ Никитичнѣ Романовыхъ. Онъ получилъ это мѣсто не только по родству съ царемъ, по еще болѣе за многую службу.

Лыковъ Б. М. появляется на царской службѣ въ 1596 г. рындою при пріемѣ Цесарскаго посла. Это даетъ поводъ предполагать, что молодой Лыковъ былъ красивой наружности, такъ какъ въ рынды избирались стольники дворяне, обладавшіе именно этимъ качествомъ. Въ 1600 г. онъ воеводствовалъ въ Бѣлгородѣ. Но видимо, что онъ не сочувствовалъ Годуновскому царствованію и потому при появленіи Самозванца не помедлилъ передаться на его сторону и по его распоряженію усердно приводилъ къ кресту на его имя Украинные города. Въ это же время, идя съ полками наскоро къ Москвѣ, Самозванецъ указалъ ему быть воеводою въ Большомъ полку вторымъ подлѣ кн. Вас. Вас. Го-лицына. Въ тотъ же 1605 г., когда Самозванецъ возсѣлъ на Московскомъ престолѣ, Лыковъ получилъ немаловажную должность крайчаго, а вскорѣ потомъ и важный санъ боярина въ 1606 г. Такое быстрое повышеніе объясняется поведеніемъ Самозванца, который въ качествѣ истиннаго сына Грознаго, сокрушивъ Годуновыхъ съ ихъ сторонниками, необходимо долженъ былъ тотчасъ же возвысить свое родство Нагихъ и частію Романовыхъ; а Лыковъ, какъ упомянуто, былъ женатъ на сестрѣ Ѳедора (Филарета) Никитича Романова, Анастасіи Никитичнѣ. Этотъ бракъ и въ царствованіе царя Михаила Ѳедоровича много способствовалъ его приближенію къ царской семьѣ и къ тому почету, какимъ онъ тогда пользовался.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: