Жизненный путь и понимание смысла жизни

Жизненный путь личности   – это индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть.

 

 

В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.

Как определяется жизненный путь?

1. Начинается определение жизненного пути с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего.

2. Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа, в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.

3. Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

4. Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле жизни, об осознает свой жизненный путь. Поиск смысла жизни – это философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума. Смысл жизни – это то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, мотив жизни человека.

Психолог К.В. Карпинский занимался изучением понимания смысла жизни в юности и выделил следующие основные виды понимания личностью смысла жизни:

1. Терминальный вид. В целом личность смысл своей жизни видит в конечной реализации жизненных целей, осуществлении сокровенных мечтаний и покорении определенных жизненных высот.

2. Процессуальный вид. Специфику понимания смысла жизни, присущую данному виду, метко передают крылатое выражение: «Смысл жизни не в достижении цели, а в ее преследовании».

3. Нигилистический вид. Личность с таким видом понимания обесценивает значение смысла жизни лично для себя и для других людей («смысл жизни не представляет никакой ценности для человека», «понимание человеком смысла своей жизни ничего в ней не меняет», «потеря человеком смысла жизни может быть легко пережита»).

4. Аксиологический вид. Это такое понимание личностью смысла жизни, когда сам смысл жизни выступает в качестве одной из главных человеческих ценностей («смысл жизни можно считать одной из величайших ценностей человека).

5. Гедонистический вид. Общая логика, присущая данному виду понимания, заключается в осмыслении личностью своей жизни через категории удовлетворения - неудовлетворения личных потребностей. Смысл жизни для такой личности заключается в «получении удовольствий», «пользовании жизненными благами», «удовлетворении желаний». В свою очередь осмысленность жизни обусловливается притоком, «валом» всяческих благ.

6. Аскетический вид. Содержание данного вида составляют утверждения о необходимость ограничения человеком своих потребностей, обуздания страстей и непрерывного самосовершенствования.

7. Эвдемонический вид. В данном случае понимание личностью смысла жизни сводится к стремлению обрести и сохранить счастье (https://vk.com/video_ext.php?oid=88404097&id=170680862&hash=7cfae9474cc7462f).

8. Глористический вид. Существование личности в данном случае наполнено смыслом при условии осознания своей значимости и почтенности.

9. Деонтологический вид. Деонтологическое понимание смысла жизни основано на твердом убеждении о наличии тесной связи между предназначением личности и ее жизненным смыслом.

10. Гуманистический вид. Прямым источником гуманистического понимания смысла жизни явилась направленность жизненного пути личности на благо конкретных «значимых других» («ребенок», «родители», «семья») или более общая ориентация на принесение пользы другим (https://www.youtube.com/watch?v=XpkH2BlZ0Ks).

11. Виталистический вид. При таком понимании смысл жизни вкладывается в «борьбу за выживание», «конкуренцию». Необходимым фоном для насыщения жизни смыслом выступают «жизненные невзгоды», «трудности», «препятствия» и «преграды», которые необходимо превозмогать.

12. Фаталистический вид. Понятие судьбы чаще всего опредмечивается в неустранимых жизненных обстоятельствах («рок», «предназначение», «доля») либо в неопределенной группе жизненных обстоятельств, на которые индивид не способен повлиять («тяжелая жизненная ситуация»).

Поиск смысла жизни осуществляется всю жизнь. С возрастом смысл жизни может меняться, восприниматься иначе через призму накопленного опыта и меняющихся условий жизненного пути личности.

Личностный рост

 

Отечественный психолог и философ С.Л. Рубинштейн сказал, что жизненный путь – это движение к совершенству (эстетическому, социальному ипсихологическому).

Личностный рост – это изменения, которые происходят во внутреннем мире человека и выражаются в конструктивном овладении средой, социально-полезном развитии и сотрудничестве с людьми.

 

Личностный рост предполагает:

• расширение зон самоосознания;

• полное осознание настоящей жизни «здесь и сейчас»;

• выбор решения как жить в настоящем моменте;

• принятие ответственности за свой выбор.

Личностный рост – противоречивый процесс, на пути которого возникает множество препятствий. Основное противоречие личностного роста исходит из двойственной природы человека.

Серьезным препятствием личностному росту может стать противоречие между стремлением к любви, признанию со стороны и естественной потребностью к активности, самореализации собственных устремлений. Личностный рост требует постоянных изменений, переоценки предыдущего опыта на каждой новой стадии своего развития.

Для разрешения противоречий которого каждому человеку необходимо в своей жизни быть способным:

• понимать и принимать себя, свою индивидуальность, поскольку, познавая себя, человек обретает подлинную свободу и независимость;

• определить свое место в жизни среди других людей, поскольку, соединяясь с людьми, человек получает их любовь и поддержку;

• находить ценность и смысл своей жизни, свое уникальное предназначение, неся за это ответственность, ибо в этом заключается основная цель роста личности.

 

Личностному росту могу мешать:

• пассивная позиция по отношению к действительности;

• включение механизмов психологической защиты личности в виде искажения реальности в угоду внутреннему равновесию и спокойствию.

 

Процессом, противоположным росту личности, является деградация. Деградации личности могут способствовать психологические и социальные факторы.

Этапы деградации личности:

1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других;

2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости;

3) создание «чистоты» социального окружения – разделение людей на «хороших» и «плохих»; «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя;

4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал;

5) запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии;

6) сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений.

 

Каковы признаки остановки в личностном росте:

• непринятие себя;

• внутриличностный конфликт;

• непродуктивные личностные ориентации;

• нарушение внутренней гармонии, равновесия между личностью и средой;

• закрытость для нового опыта;

• суженность границ «Я»;

• ориентация на внешние ценности и ориентиры (несоответствие между реальной и идеальной самостью);

• отсутствие гибкости, спонтанности;

• сужение зон самоосознания;

• непринятие ответственности за свое бытие и т. д.

 

 

Тема 6. С кем вместе я буду идти к своей мечте?

Учебные вопросы:

1. Группа, команда и коллектив

2. Роли в команде.

3. Лидер

4. Переговоры.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: