Как формируется образ «Я»?

Мы выяснили, что образ Я – это представления человека о себе. Всю информацию, которую человек получает из внешней среды, он воспринимает в контексте системы этих представлений, исходя из степени соответствия или несоответствия своим целям, из того, что в себе несет полученная информация – угрозу или одобрение, – человек строит свое поведение.

 

Как же формируется образ Я?

Американские психологи Джозеф Лафт и Гарри Ингем разработали модель формирования образа «Я», которую назвали, объединив свои имена в одно слово «ОКНО ДЖОХАРИ».

Они полагают, что образ Я строится на основе обратной связи – той информации, которую человек получает о себе от окружающих.

 

 

1. «Открытая зона» - сведения об индивиде, известные ему о самом себе и окружающим.

2. «Слепая зона» - содержит информацию об индивиде, которая есть у других людей, но не известна ему самому.

3. «Скрытая зона» - информация об индивиде, которая ему о себе известна, но скрыта от окружающих.

4. «Неизвестная зона» - сведения об индивиде, которые не ему самому, ни окружающим не известны.

Размеры «окон» могут меняться со временем общения и стремлением познавать друг друга, а также от возраста индивидов, вступающих в общение.

 

В отечественной психологии глубоко изучается проблема самосознания личности. Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представление индивида о самом себе складывается в мысленный «образ-Я».

Самосознание – это продукт развития. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс переосмысления, проходящий через всю его жизнь, образует основное содержание внутреннего мира человека, определяющее мотивы и смысл его деятельности. Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет его деятельность, но и изменяет отношение к себе, т.е. изменяется его самосознание.

В самосознании человека можно выделить следующие компоненты:

1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

2. Сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2-3 года, когда малыш овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая фразой «Я сам».

3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточный уровень развития мышления.

4. Социально-нравственное самосознание, способность к которому формируется в подростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта в процессе общения и деятельности.

Открытие своего внутреннего мира способствует более избирательному отношению к себе. Задумываясь над своим внутренним миром, человек начинает «конструировать» себя. Так возникает «образ-Я», как своеобразная установка по отношению к самому себе.

Возникновение «образа-Я» включает три взаимосвязанных компонента:

· познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах;

· эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства;

· поведенческий – т.е. практическое отношение к себе.

 

С возрастом происходит значительное изменение «образа-Я». В настоящее время психологические исследования этой научной проблемы продолжаются.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: