Раздел 1. Психология безопасности как наука | ||||||||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-7: способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению(З.1;У.1., В..1.) | ||||||||
Содержание раздела | ||||||||
План лекций | План лабораторных занятий | План семинарских занятий | ||||||
Введение в психологию безопасности 1.Психология безопасности: состояние проблемы. 2.Предмет, объект, задачи психологии безопасности 3.Теоретические и практические аспекты психологии безопасности. 4.Понятие риска в психологии безопасности. Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. | Лабораторные занятия по разделу не предусмотрены
| Методы изучения психологических аспектов безопасности 1. Методы изучения психологической безопасности личности и среды. 2.Тестовые методики: «психологическая защищенность», «тест жизнестойкости», тесты по изучению коппинг поведения, ценностей личности.
3. Методы изучения психологической безопасности среды: контент-анализ текстов, наблюдение, метод экспертных оценок. 4.Методы психодиагностики безопасности образовательной среды. 5.Психодиагностика психосоматических расстройств у детей и подростков. 6.Методы психодиагностики психологической безопасности личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||||
1. Тест по разделу 2. Ведение словаря основных понятий. 3. Тестирование по разделу 4. Подготовка к терминологическому диктанту 5.Составить каталог психодиагностических методик, направленный на изучение психологической безопасности личности детей и подростков; проведение диагностики и интерпретация результатов. 6. Проанализировать основные подходы к трактовке понятия «образовательная среда», внешние и внутренние риски в общеобразовательной школе. Составить таблицу. Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. | 1. Подготовить презентацию по содержанию модуля. 2. Защита презентации 3. Выступление на практическом занятии. | |||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) | Наименование оценочного средства | |||||||
ОПК-7: З.1; У.1; В.1. | Тест по разделу Составление и защита презентации Конспект вопроса практического занятия Словарь основных понятий Терминологический диктант Выступление на практическом занятии Каталог психодиагностических методик изучения психологической безопасности детей.
Анализ основных подходов к трактовке понятия «образовательная среда», внешние и внутренние риски в общеобразовательной школе. Таблица | |||||||
Раздел 2. Психологическая безопасность среды | ||||||||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-3: Умением организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность образовательных отношений (З.4.,У.3., В.3) | ||||||||
Содержание раздела | ||||||||
План лекций | План лабораторных занятий | План семинарских занятий | ||||||
Психологическая безопасность как характеристика среды, обеспечивающая развитие личности 1.Категории «безопасность» и «защищенность» и их психологическая характеристика 2. Сущность и содержание психологической безопасности среды. 3.Психологические состояния, определяющие особенности поведения в опасной ситуации. 4. Основные подходы к формированию психологической безопасности личности 5. Роль психологической безопасности в развитии личности школьника. Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. | Лабораторные занятия по разделу не предусмотрены
| Психологическая безопасность образовательной среды 1. Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда» 2. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников. 3. Психологическая культура и психическое здоровье школьников. 4. Угрозы психологической безопасности в образовательной среде. 5. Моделирование психологической безопасности образовательной среды. Методическое обеспечение: 1,2,5, 7, 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. Просоциальное и безопасное поведение 1. Личность безопасного типа: внутриличностный потенциал обеспечения безопасного существования 2. Социальные нормы и ценностные ориентации как регуляторы поведения. 3. Обеспечение психологической безопасности в межличностном взаимодействии. Методическое обеспечение: 1,2,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. | ||||||
Самостоятельная работа | ||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||||
1. Конспект вопроса практического занятия 2. Ведение словаря основных понятий 3. Тестирование по разделу 4. Подготовка к терминологическому диктанту. 5. Составление каталога психодиагностических методик для исследования межличностных отношений подростков в образовательной среде. 6.Рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений в детском коллективе. Методическое обеспечение: 1,2,5,7, 8,9,10,11,12,13,14,15,16,17. | 1. Подготовить презентацию по модулю 2. Защита презентации 3. Выступление на практическом занятии. | |||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |||||||
ОПК-3: З.4.,У.3., В.3.
| Тест по разделу Составление и защита презентации Конспект вопроса практического занятия. Словарь основных понятий. Терминологический диктант. Выступление на практическом занятии. Каталог психодиагностических методик для исследования межличностных отношений подростков в образовательной среде. Рекомендации педагогам по оптимизации межличностных отношений в детском коллективе | |||||||
Раздел 3. Психологическая безопасность личности | ||||||||
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ОПК-7: Способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (З.2, З.3; У.2; В.2.) | ||||||||
Содержание раздела | ||||||||
План лекций | План лабораторных занятий | План семинарских занятий | ||||||
Кризисные состояния личности 1. Понятие и виды кризисных состояний.
2. Стратегия работы с личностью в кризисных ситуациях. 3. Депрессивные состояния при личностных кризисах детей и подростков. 4. Рекомендации по преодолению кризиса у подростков. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17.
| Личность в экстремальных и чрезвычайных ситуациях 1.Правила оказания экстренной психологической помощи детям и подросткам. 2.Особенности психологической помощи детям. 3. Арттерапия в работе с детьми. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17.
Кризисные состояния личности школьников 1.Депрессивные состояния при личностных кризисах у детей и подростков. 2. Изучение критических ситуаций подростков. 3.Психотехнологии работы с кризисными состояниями подростков. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17.
| Психологическое здоровье личности 1. Психологический подход к здоровью личности. Психологические, социальные, духовные критерии здоровья. Сопоставление понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». 2. Личностные ресурсы обеспечения психологической безопасности: сопротивляемость, жизнестойкость, копинг (совладающее поведение), механизмы психологической защиты. Тренинг жизнестойкости. 3. Принципы и приемы психологического оздоровления личности. 4. Самосохранение человека как фактор психологической безопасности. Психологическая дистанция как условие обеспечения личностной безопасности. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17. Личность в экстремальных и чрезвычайных ситуациях 1. Категориальный аппарат психологии экстремальных и чрезвычайных ситуаций. 2. Классификация экстремальных ситуаций. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. 3. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях. 4. Стресс, травматический стресс и посттравматическое расстройство: соотношение понятий. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17. Виктимное поведение личности. 1. Виды виктимности личности: общая характеристика. 2. Возрастные периоды возможной виктимизации личности. 3.Факторы процесса виктимизации личности. Мотивы виктимного поведения. 4. Психологические факторы и механизмы становления виктимного поведения подростков. 5. Профилактика виктимного поведения подростков. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17,18 Кризисные состояния личности школьников 1. Кризисное развитие личности. 2. Понятие и виды кризисных состояний. 3. Кризисные ситуации в детском возрасте, их особенности. 4. Подростковый кризис и его особенности. 5. Профилактика и конструктивное разрешение кризисов. 6. Рекомендации по преодолению кризиса у подростков. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17. Профилактика и преодоление суицидального поведения подростков. 1. Возрастные аспекты суицидального поведения. 2. Принципы общения с суицидентом. 3. Методика проведения профилактической беседы с детьми, имеющими суицидальные симптомы. 4. Профилактика суицидального поведения. 5.Схема обследования суицидальных пациентов. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17. | ||||||
Самостоятельная работа
| ||||||||
Инвариантная часть | Вариативная часть | |||||||
1. Конспект вопроса практического занятия 2. Ведение словаря основных понятий. 3. Тестирование по разделу. 4. Подготовка к терминологическому диктанту. 5.Составить методические рекомендации педагогам и родителям по работе с детьми, имеющими психосоматические расстройства. 6. Разработать мини-брошюру «Психологическая помощь в кризисной и/или чрезвычайной ситуации». 7. Разработать комплексный план по профилактике насилия в общеобразовательной школе. 8. Разработать комплексный план по профилактике и коррекции школьных неврозов. 1. Методическое обеспечение: 3,4,5,6,9,17,18 | 1. Подготовить презентацию по содержанию модуля. 2. Защита презентации. 3. Выступление на практическом занятии.
| |||||||
Паспорт оценочных средств по разделу | ||||||||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | |||||||
ОПК-7: З.2., З.3; У.2, В.2.
| Тест по разделу. Составление и защита презентации Конспект вопроса практического занятия. Выступление на практическом занятии. Словарь основных понятий Терминологический диктант. Рекомендации педагогам и родителям. Мини-брошюра «Психологическая помощь в кризисной и/или чрезвычайной ситуации». Комплексный план по профилактике насилия в общеобразовательной школе. Комплексный план по профилактике и коррекции школьных неврозов. | |||||||