Внеурочная деятельность учащихся

В настоящее время остро стоит проблема организации детского и подросткового досуга, поскольку ребенок взрослеет, развивается в напряженной обстановке. Свободное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры.

       Рассматривая вопросы организации внеурочной деятельности в 1-8 классах 2018-2019 учебного года, так же ориентировались на оптимизационную модель, на запросы родителей, законных представителей первоклассников, на приоритетные направления деятельности школы. В ОУ в 2018-2019 учебном году в соответствии с социальным запросом, с целью организации свободного времени подростков и пропаганды здорового образа жизни учащихся и их родителей организована работа 18 кружков и секций, 2 клуба: спортивный и ВПК.

     Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, использовались по желанию обучающихся и в формах, отличительных от урочной системы обучения.

    Согласно требованиям ФГОС НОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в Базисном учебном плане отводится 10 часов еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. И реализуются в форме кружковой работы, классных часов, внеаудиторных занятиях в учреждениях дополнительного образования.

Организация внеурочной деятельности учащихся осуществляется в 1-4 классах учителями начальных классов, классными руководителями 5-х и 8-х классов, где реализуетсяФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, учителями физической культуры, а также педагогами дополнительного образования ОО.

Для реализации направлений внеурочной деятельности учреждение использует программы, имеющие экспертные заключения Научно-методического экспертного совета (НМЭС) ГОУ ДПО НИРО и сертифицированные областным экспертным советом (ОЭС) министерства образования Нижегородской области (сборник программ «Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях внедрения ФГОС НОО», Н. Новгород: НИРО, 2011). Кроме этого, учреждение использует программы, разработанные педагогами и получившие положительную экспертную оценку различного уровня:

· школьного методического объединения учителей-предметников;

·  педагогического совета школы;

· районного экспертного совета, НМЭС ГОУ ДПО НИРО;

 областного экспертного совета министерства образования Нижегородской области.

Материально-техническая база ОУ позволяет реализовывать данные программы внеурочной деятельности. В школе есть специализированные кабинеты (музыки, спортивные залы) и оборудование (мультимедийное, спортивное) для реализации творческой деятельности по данным направлениям.

В ходе проверки были посещены занятия всех творческих объединений, организованных в школе, проверены журналы, планы занятий, проведены собеседования с руководителями кружков, родителями и учащимися, посещающими эти творческие объединения.

Развитие творческих способностей детей осуществлялась через работу объединений и спортивных секций дополнительного образования школы. Участие в кружковой деятельности решает целый ряд педагогических задач: происходит развитие демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы детей. Занятия в объединениях и спортивных секциях несут большую развивающую направленность. Детям предоставляется возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самовыражения и самореализации среди сверстников. Основная цель программ дополнительного образования - привлечение максимального количества детей в кружки и секции для развития их творческих способностей, физического и трудового воспитания. Основная и главная задача - создание ситуаций успеха для каждого ребенка.

В школе организованы творческие объединения, руководителями которых являются педагоги школы и педагоги дополнительного образования:

спортивно-оздоровительное: «Лыжная подготовка»,  «Подвижные игры России» - Хватков А.С. учитель физической культуры МБОУ СШ №2; «Баскетбол», «Энергия и здоровье» - Щеренков Е.С., учитель физической культуры МБОУ СШ №2;   «Активная самооборона и защита личности», «Спортивный клуб» - учитель физической культуры МБОУ СШ №2мероприятия в рамках реализации «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни начального общего образования»– классные руководители начальных классов МБОУ СШ №2,

духовно-нравственное: «Юные экологи»– Страхова О.А. – воспитатель ГПД МБОУ СШ №2;  «Юный экскурсовод» - Чилибина В.Г. библиотекарь, мероприятия в рамках реализации «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни начального общего образования»– классные руководители начальных классов МБОУ ПСШ №2.

социальное: через акции и школьные мероприятия, «Путь к успеху» - Тактаева Г.И., «Финансовая грамотность» - Харитонова Л.В., «Школа безопасности» - Зимина И.С.,  мероприятия в рамках реализации «Программы воспитания и социализации» классные руководители начальных классов МБОУ СШ №2,

общеинтеллектуальное: «Исследователи» – К.Я. Сулиманова -учитель начальных классов МБОУ СШ №2; мероприятия в рамках реализации «Программы воспитания и социализации» классные руководители начальных классов МБОУ СШ №2, НОУ «Академия стремлений».

общекультурное: «Волшебные ручки» – Уляшева Н.Н.- соц. педагог МБОУ СШ №2; «Умелые руки», «Робототехника» - Уханов Д.В. учитель технологии МБОУ СШ №2; «Пять в кубе» - Добродеев А.Ю. - психолог МБОУ СШ №2; «Взгляд через объектив» - Киселева Г.В. – учитель математики МБОУ ПСШ №2, «Театральный» - Фадеева И.В. – учитель начальных классов МБОУ ПСШ №2.

 Результат.

Занятия в кружках и секциях проводились в соответствии с календарно – тематическими планами педагогов дополнительного образования по адаптированным и модифицированным программам с опорой на возрастные особенности учащихся и с учетом  возрастных особенностей каждого ребенка. У обучающихся, воспитанников в течение года имелась возможность посещать разные объединения дополнительного образования и спортивные секции социальных партнеров (Центр творчества, ДЮСШ, Школу исскуств, РКДЦ).

 

В пятых – восьмых классах внеурочная деятельность реализуется тоже по пяти направлениям:

спортивно-оздоровительное «Подвижные игры» - Хватков А.С.. учитель физической культуры

духовно-нравственное: «Юный экскурсовод» Чилибина В.Г. – библиотекарь МБОУ СШ №2, мероприятия в рамках реализации «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни общего образования»– классные руководители 5-8 классов;

социальное: мероприятия в рамках реализации «Программы воспитания и социализации» классные руководители 5-8 классов МБОУ СШ №2;

общеинтеллектуальное: через НОУ «Академия стремлений» МБОУ СШ №2, мероприятия в рамках реализации «Программы воспитания и социализации» классные руководители 5-8 классов МБОУ СШ №2;

общекультурное: «Умелые руки» - Уханов Д.В. учитель МБОУ СШ №2; мероприятия в рамках реализации «Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни общего образования»– классные руководители 5-8 классов;

 

В определении содержания программ школа руководствовалась педагогической целесообразностью и ориентировалась на запросы и потребности учащихся и их родителей. В начале учебного года на родительских собраниях были проведены мониторинговые исследования среди родителей 1-8 х классов по вопросу организации внеурочной деятельности обучающихся. С учетом возможностей школы, интересов родителей и обучающихся были привлечены учителя школы. Направления внеурочной деятельности явились содержательным ориентиром и основанием для построения соответствующих рабочих программ. На начало 2018-19 учебного года все учителя разработали рабочие программы для реализации основных направлений организации внеурочной деятельности, которые были утверждены приказом по школе.

Нормативной основой для написания рабочих программ внеурочной деятельности послужили следующие документы:

•     письмо департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования»

•     методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС.

Вся система внеурочной деятельности в школе призвана предоставить возможность свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

    Активно привлекаются к организации внеучебной деятельности родители обучающихся. Так за 2018-2019 год совместно с ними были проведены традиционные мероприятия во время каникулярного отдыха детей.  

В школе функционируют воспитательные центры: школьный музей, спортивный клуб, ВПК «Юный полицейский», НОУ «Академия стремлений», Самоуправление, Совет Старшеклассников «СИНЕРГ», Детское объединение «РОСТ», волонтерский отряд «Пульс», юнармия.

 

 

«Духовно-нравственное»

Цель:

воспитание чувства сопричастности детей и подростков к духовно нравственным ценностям

Для реализации целей использовались следующие формы работы:

- Классные часы;

- Беседы;

-Викторины;

- Олимпиады;

- Конкурсы творческих работ.

 

Участие в районных и областных конкурсах:

- Муниципальный этап Олимпиады по Основам православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную» (Перякина Н.М., Сорокина О.Г. Фадеев С.Д)

- Олимпиады по ОРКСЭ (начальные классы)

- 2 Межрайонная просветительская конференция «Новомученики и исповедники Лысковской епархии 20 века» (Васянкин Андрей – 2 место, Сорокина Диана участник руководители Оловянова Е.А., Щеренкова Е.Г.)

- Всероссийский конкурс «Наше наследие»

«Гражданско-патриотическое»

Задачи, которые стояли в 2018/2019 учебном году:

Усилить попытки вовлечения всех учеников и учителей школы в работу по данному направлению.

Поддерживать и дальше укреплять школьные традиции по воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, способствующие созданию общешкольного коллектива.

Совершенствовать работу органов ученического самоуправления в классе и школе.

Проводить как можно больше уроков истории в музее, а также экскурсий.

Работа по данному направлению способствует осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной практичности к происходящему в обществе, пониманию своего «Я». Главным направлением в военно-патриотическом воспитании была и остаётся деятельность детей по сохранению в памяти великого подвига воинов в Великой Отечественной Войне.

Форма работы:

беседы на классных часах;

экскурсии;

встречи с ветеранами;

тематические линейки;

конкурсы рисунков и плакатов;

музейные уроки;

тематические уроки.

В рамках данного направления обучающимися школы ежегодно проводится большая работа. В прошедшем учебном году работа была направлена на проведение года волонтера.

Большое подспорье имеет в этом направление работа школьного музея. В музее не только изучают историю Отечества, здесь проходят традиционные встречи ветеранов ВОВ и других войн, с участниками боевых действий, посвященные Дню победы и другим памятным датам, проходят уроки мужества, встречи с военнослужащими, проводятся экскурсии и беседы с учащимися, старшеклассники проводят экскурсии для учащихся начальной школы, организуются просмотры документальных и художественных фильмов. На базе музея также проходят интегрированные уроки. Методом погружения, через конкретные судьбы, подвиги, трагедии гимназисты успешно изучают не только родную историю, но и иностранные языки, биологию, математику и многие другие предметы.

Были общешкольные мероприятия:

- Единые классные часы:

- Распространение Листовок «День народного единства» – Совет старшеклассников;

-. Книжная выставка «Откуда пошла земля русская»

- Акция «Письмо водителю» д/о РОСТ

 - Акция «Забота» поздравление открытками пожилых людей

- Акция, посвященная Дню Защитника Отечества

- Беседы, посвященные Дню единства России

- Месячник безопасности дорожного движения #Засветись 52

- Акция «Должен знать»

- Мероприятия, посвященные Дню памяти о россиянах, исполняющих служебный долг.

- Фестиваль «Мальчишник», (Шпеньков А.В., Базанов Д.В., Щеренков Е.С.)

- Акция «Дети - детям» 5-7 классы

- Мероприятие, посвященное Дню воссоединения Крыма с Россией

- уроки, посвященные Дню Российской науки

- Вахта Памяти

Обучающиеся также активно участвуют в волонтерском движении, целью которого является развитие у учащихся высоких нравственных качеств путем пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения учащихся к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и др. проектах и программах).

Участие в районных мероприятиях:

- Муниципальный этап конкурса «Моя семья в истории страны» Корнилова Екатерина – 2 место, рук. Щеренкова Е.Г.,

- Муниципальный конкурс «Полиция глазами детей» - приняли участие – 105 обучающихся

- Муниципальный этап рисунков «Мой любимый доктор» - приняли участие 56 обучающихся

- «Мальчишник – 2019» приняли участие 36 участников: старшая группа 2 место, средняя группа 2 место руководитель: Шпеньков А.В.,  спортивный номер – 1 место Базанов Д.В., Щеренков Е.С.

- участники Муниципального отборочного этапа соревнований по интеллектуально – развивающей игре «Что? Где? Когда? – 6 обучающихся

- «Школа безопасности – 2019» 4 возрастная группа – 2 место, 3 возрастная группа – 2 место(руководитель: Шпеньков А.В.,)

- Лига актива – 2 место Прокофьева Кира, 2 место Староверова Алина, 3 место Колбасов Алексей (руководитель Уляшева Н.Н.)

- Муниципальный этап областного конкурса лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Новое поколение «21 века» участник Колбасов Алексей 11 класс

- Муниципальный конкурс проектов «Мой поселок и его история» - Пошарова Карина 3 а класс 2 место, Карпухин Егор 3 место, Чиркова Вероника 3в класс 2 место, Абашин Артем 3 место рук. Синцова О.А., Болтаевская И.В.

-2 место старшая группа, 3 место младшая группа в Сборах в честь св.праведного воина Федора Ушакова ВПК «Юный полицейский» рук. Шпеньков А.В.(15 участников)

- Муниципальный этап областного конкурса чтецов к Дню Победы – 1 9 участников и победители

- Муниципальный этап областного конкурса медиа творчества «Экран» (победители Денисов Павел 7в, Кулина Алина 7а класс рук. Денисова Д.А.)

- Муниципальный этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество- 2019» 2 место Корнилова Екатерина (Щеренкова Е.Г., Юдина Т.Д.)

- Сбор юнармии 45 обучающихся приняли участие руководитель Шпеньков А.В.

- Муниципальный этап конференции «Под знаком Пушкина» -5 участников

- Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» (участники: Шмонин Никита – 5а класс, Гудюшкина Алина 6б класс, Староверова Алина 6в класс, Лапшова Полина 7а класс, Сальникова Евгения 7в класс, победитель: Краев Сергей 8а класс рук. Лазарева Е.В., Косточкина Т.И., Князева Л.В.)

- Муниципальная конференция научного общества «Поиск» 3 место Плешивцева Елизавета 3б класс(Устимова Е.В.), 1 место Плеханова Ульяна 8в класс (Сорокина О.Г.)

Межрайонная научно- исследовательская конференция «Шаг в науку» (участники Данилов Федор – 1а класс, Кабаева Варвара -1а класс, рук. Фадеева И.В.)

- Муниципальный этап областного заочного конкурса Всероссийской научно-творческих работ «Добровольческое (волонтерское) движение как форма вовлечения молодежи в решение социальных и экологических проблем и формирование их гражданской позиции»  - приняли участие 16 обучающихся, отмечены грамотой Кузовкова Варвара 3б класс (Устимова Е.В.), Быкова Анастасия 3в класс, 1 место Молюшкин Никита 3в класс (Болтаевская И.В.), 1 место Исаева Анастасия 11 класс, 1 место Лабзина Яна 11 класс (Щеренкова Е.Г.)

Участие в областных, всероссийских и международных мероприятиях:

- Участники Областного этапа конференции «Под знаком Пушкина» - Башкиров Павел 9а класс (Князева Л.В.),

- Зональный литературный конкурс им. А.М. Горького «…Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» (участники: Богданова Елена – 8в класс, Игнатьева Дарья – 7а класс, Киселева Анастасия – 7б класс, Кузнецова Анна – 7а класс, Головатюк Анастасия – 3 место 7б класс. рук. Сорокина О.Г., Лазарева Е.В., Косточкина Т.И., Коротаева С.Е.)

- Региональный конкурс исследовательских и проектных работ детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я – исследователь» Юсипова Рина, 4-в класс – 2 место (руководитель Сулиманова К.Я.),

- Региональный этап Всероссийского конкурса «Живая классика» Краев Сергей 8а класс (Князева Л.В.),

- Региональный этап конкурса творческих работ «Мой первый учитель» призеры: Харитонова Дарья – 11 класс, Поротикова Мила – 10 класс (Харитонова Л.В.),

- Региональный творческий конкурс «Как хорошо иметь читать!» 8 работ обучающихся (призеры Пашарова Карина 3а класс, Панюшкина Анна 1а класс, Коротаева Анна 1а класс,  участники: Воробьева Екатерина 4в класс, Денисов Максим 4в класс, Гагина Василина 1а класс, Староверов Георгий 4 в класс, рук. Синцова О.А., Фадеева И.В., Сулиманова К.Я.)

- Региональный  этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ «Отечество- 2019» грамотой отмечена Корнилова Екатерина (Щеренкова Е.Г., Юдина Т.Д.)

-Региональный этап научно-творческих работ «Добровольческое (волонтерское) движение как форма вовлечения молодежи в решение социальных и экологических проблем и формирование их гражданской позиции» отмечены почетной грамотой Исаева Анастасия 11 класс, Лабзина Яна 11 класс (Щеренкова Е.Г.), Молюшкин Никита 3в класс (Болтаевская И.В.)

- Региональная акция «Вместе ярче» отмечен дипломом Грачев Владимир 8а класс (Щеренкова Е.Г.)

-  Всероссийский конкурс с международным участием электронных презентаций «Юные герои», посвященного Дню памяти юного героя антифашиста (Ганина Ксения – 5в класс, рук. Страхова Н.В., Сорокина Диана – 11 класс рук. Щеренкова Е.Г.)

- Всероссийский конкурс «Если бы я был Президентом» отправлено 6 работ обучающихся рук. Алексеева Е.В.

-Всероссийский заочный этап детского кинофестиваля «Снимаю кино»: участники Колбасов Алексей 11 класс, Масляева Татьяна 11 класс (Щеренкова Е.Г.)

- Всероссийский конкурс проектов и творческих работ «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет» (участники Кечаева Юлия 6в класс, рук. Кузнецова Н.А.)

- Всероссийский конкурс «Правнуки победителей» (участники Гудюшкина Алина 6б класс, рук. Щеренкова Е.Г.)

-Всероссийский конкурс «Спасибо маленькому герою» 38 работ обучающихся

- Конкурс фотографов «Первозданная Россия» - 10 участников

-Участники Международной акции «Тест по истории Великой Отечественной Войны»

- 5 Международный конкурс научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»: победители Юсипова Рина 4в класс, Кирдянова Валерия 4в класс (Сулиманова К.Я.)

- 10 Международный конкурс для детей и молодежи «Нам нет преград» 1 место Шибаева София 7а класс (Оловянова Е.А.)

Ожидаемый результат:

- участие в мероприятиях и конкурсах 100 % учащихся,

- наличие призовых мест на районных конкурсах.

 

  Рекомендации:

- Развивать работу по данному направлению.

- Добиваться лучших результатов на районном уровне;

-Назначать ответственных учителей за каждый конкурс под персональную ответственность.  

                Мероприятия военно-патриотического направления способствуют воспитанию в наших детях высоких нравственных качеств. В целом работу по данному направлению можно считать удовлетворительной, основные задачи были успешно реализованы совместными усилиями как педагогов, так и учащихся.

В 2019/2020 учебном году планируется:

продолжить работу по данному направлению с активным вовлечением не только учащихся и классных руководителей, но и родителей учеников;

усилить работу по данному направлению с использованием школьного музея

проводить как можно больше мероприятий военно-патриотической направленности с привлечением детей войны;

продолжить совершенствовать работу органов ученического самоуправления в классе и школе;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: