Крестьянское хозяйство

 

 15.4.1. Сельское хозяйство

На фоне страшных потрясений 16 века удивительным кажется прогресс сельского хозяйства России, в котором можно выделить три прогрессивных сдвига, подготовленных предшествующим развитием землепользования.

Во-первых, получила широкое распространение соха с железным лемехом и с перекладной полицей - присошником. Соха без полицы просто рыхлила землю на глубину 10-12 сантиметров. Доска-полица производила отвал земли, сгребала взрыхленную землю на одну сторону. Благодаря этому уничтожались сорняки и частично запахивались удобрения. Крестьяне даже в 19 веке говорили: "Не соха пашет, а полица".

Соха-полица появилась еще в 14 веке, распространилась в Новгороде и Старой Ладоге, но ее преимущества перед простой сохой тогда еще не могли раскрыться.

Во-вторых, стало применяться унавоживание земли. Источники 14-15 веков об этом не упоминают. Раскопки показывают, что усадьбы были покрыты многометровым и равномерно распределенным слоем навоза. Это значит, что скот свободно бродил по усадьбе, а навоз на поля не вывозили. Зачем? Без полицы навоз на полях давал небольшой эффект. Сочетание полицы с унавоживанием земли и породило прогрессивный сдвиг в русском сельском хозяйстве 16 века. Теперь унавоживание полей стало обязательным.

В-третьих, в 16 веке победила паровая зерновая система с трехпольным оборотом. Эта система стала распространяться еще во второй половине 14 века, в 15-м она стала господствующей, а в 16 веке победила благодаря тому же дурно пахнущему навозу.

Так что все три прогрессивных сдвига в сельском хозяйстве северо-запада России - соха с полицей, удобрение полей и трехполье - могли утвердиться только в сочетании друг с другом. Их соединение и произошло в 16 веке.

 Трехполье изменило не только сельское хозяйство, оно изменило даже внешний облик северо-западной деревни. Трехпольный севооборот венчал развитие сельского хозяйства за 800 лет - с того времени, когда восточные славяне пришли из лесостепи в леса.

А началось всё с подсеки, с лесных палов. Так постепенно отвоевывалась земля у леса. Отходом подсеки был перелог - истощенная, оставленная без обработки и частично заросшая пашня. На нее было удобно возвращаться, когда земля отдохнет: она требовала меньших трудовых затрат, чем участок дикого леса. К тому же перелог, как и подсека, не облагался тяглом. Перелог был предтечей многопольного севооборота. За ним следовала двухпольная система: пока один участок работал, другой отдыхал. Но годового отдыха земле было мало - появилась трехпольная система, но и она бы не победила примитивные формы ведения сельского хозяйства, если бы не удобрения, если бы не соха с полицей, запахивающая в землю эти удобрения. Так произошел качественный скачок на полях северо-запада России.

Писцы 16-17 веков, описывая культурные земли, отмечают три поля - озимое, яровое и пар - и шесть видов пашни: 1) старая паханная пашня - та, которая использовалась под посевы регулярно и длительное время; 2) новая

паханная пашня, "росчисть"- недавно освобожденные от леса участки земли; 3) пашня наездом - участок далеко от усадьбы, который пахался обычно нерегулярно; 4) пашня, поросшая лесом, - пашня, заброшенная по разным причинам; 5) перелог - пашня истощенная и оставленная для отдыха и частично заросшая; 6) лес пашенный - участки леса около полей, потенциальная пашня.

Прогресс сельского хозяйства привел к изменению быта людей. Расширение пахотных площадей, укрупнение их размеров, вытеснение чересполосицы, компактность полей создали условия для укрупнения деревень - для замены 1-2-дворных 5-10-дворными.

Малодворная деревня 14-15 веков диктовалась условиями земледелия - небольшими, удаленными друг от друга участками. Не было компактных полей - не было и компактных деревень. Многодворные поселения того времени - это или рыболовецкие, или торговые поселения. А крестьянские деревни были по большей части хуторами. Сын женился, уходил с семьей на новое место - так образовывалась новая деревня.

В конце 15 века в новгородских землях было от 37 до 38 тысяч поселений. За первую половину 16 века прибавилось еще 3500. Эти 40 тысяч селений - максимум. Затем число их стало сокращаться: началось укрупнение деревень. В 18-19 веках многодворные деревни окончательно победили.

А укрупнение деревень привело, в свою очередь, к системе открытых полей. Раньше все поля были огорожены, потому что скот свободно пасся в лесу без всякого надзора. Теперь появился в деревне пастух. Снизились потери скота от хищных зверей. Коров стали доить регулярно и лучше

использовать навоз, ибо скот находился в хлевах: в 16 веке стали строить срубные животноводческие постройки.

Увеличение производительности сельскохозяйственного труда и расширение посевных площадей привели к росту народного дохода, а это способствовало укреплению и централизации Русского государства. В 15-м и в первой половине 16 века северо-западная Россия по состоянию земледелия была на уровне нечерноземных стран Восточной и Центральной Европы. Потом на престол взошел Иван Васильевич Грозный.

С 1570 годов крестьянская запашка стала уменьшаться. А в последние десятилетия века происходит резкое сокращение тягловых наделов крестьян и даже частичный отказ от паровой зерновой системы земледелия.

 

Заонежские погосты и северные уезды отставали от тех прогрессивных сдвигов в сельском хозяйстве, которые произошли южнее Свири.

В Заонежских погостах тяглая пашня могла прокормить до следующего урожая только 1% населения. Остальные 99% имели слишком маленькие участки: им надо было или покупать хлеб, или пахать лешую пашню - подсеку.

Лешую пашню пахали во всех погостах. И писцы постоянно отмечают в своих книгах, что крестьяне "пашню пашут на черных лесах посекирную хто где поспел". Из-за подсеки между крестьянами возникали споры.

А в северных уездах еще господствовала чересполосица. Иногда у хозяина насчитывалось до 20 полос. Это был богатый крестьянин, но и он не мог собрать свои земли в компактное поле. Подсека уже была вытеснена трехпольем с удобрением земли, а плуг сохой с полицей. Скот содержался в теплых хлевах. Но хлеба к северу от Онежского озера не хватало, здесь были самые низкие урожаи ржи, ячменя и овса.

О развитии животноводства можно судить только косвенно, по количеству накашиваемого в деревнях сена. Писцовые книги отмечают огромные колебания: от 2 до 600 копен на деревню.

С 1563 до 1582 года сенокосы в заонежских погостах увеличились на 1/4, а на оброчных землях даже на 1/2. А ведь половина дворов за это время опустела. Особенно выросли сенокосы в присвирских погостах. В некоторых деревнях Олонецкого погоста на один двор накашивалось до 100 копен. На таких кормах можно было держать зимой 7-8 коров.

 15.4.2. Промыслы

Крестьянские хозяйства в Заонежье, Лопских погостах, по Двине, Пинеге и Мезени могли существовать только благодаря сочетанию земледелия с промыслом. Оброк брался с земли, а промыслы почти не облагались.

Рыболовство было очень важным элементом крестьянского хозяйства. Рыболовные угодья, тони, были разделены между крестьянами и облагались налогом. Была подробная регламентация: размер снастей (сети до 100 сажен), число заездов. Это было несомненно промысловое рыболовство, преимущественно на Свири. Мелкое рыболовство по речкам и небольшим озерам на собственное потребление обложению не подлежало и писцами не учитывалось. На Важинке даже в начале 20 века в изобилии ловилась рыба для домашнего пользования. Даже форель.

Охота была развита повсеместно. Причем ареал охоты на пушного зверя передвигался с запада на восток, потому что зверя выбивали. В начале 16 века он переместился на Двину, во второй половине века на Пинегу и Мезень. В середине 16 века крестьяне с Пинеги ловили зверя на Печоре, а в конце 16 века богатые крестьяне посылали нанятые партии охотников в Мангазею. Охотились на мелких пушных зверей - бобра, соболя, куницу, песца, зайца, белку. Это была охота на продажу, крестьянская же одежда шилась из овчины.

Цены на меха были высокие, на охоте богатели. Вообще материальное расслоение крестьян на севере было разительным, такого не знали южные пятины.

Поморье издавна было центром солеварения, на котором сложились династии северных богатеев.

Но из всех промыслов особо стоит добыча и обработка железа. В 16-17 веках железоделательная промышленность - важнейшая отрасль промышленности всей России и основная отрасль в ее северо-западной части. Причем до 18 века в железоделательной промышленности господствует мелкая деревенская крестьянская промышленность. Позднее ее сменит крупная промышленность, прежде всего Уральского и Олонецкого районов.

Историки насчитывают 8 районов крестьянской железоделательной промышленности на северо-западе России. Два из них - Тихвинский и Карельский. Это в общем-то один большой район, разделенный природными условиями на четыре зоны: Северокарельские (Лопские) погосты, примыкавшие к Поморью, Центральнокарельские погосты, Южнокарельские погосты, куда входил и Согинский край, и Тихвинские погосты.

В Обонежской пятине почти в каждой деревне копали руду и плавили железо. Около Согиниц до сих пор на берегах рек находят шлаки. Работа в домницах и кузницах была сезонной: ноябрь - апрель. Это было наследственным занятием. Чистый доход от доменного промысла был выше, чем от сельского хозяйства, но крестьяне редко порывали с землей, совмещая промысел с сельским хозяйством.

Войны Ивана Грозного разоряли северных крестьян, но они же требовали железа. Поэтому крестьянская металлургия развивалась интенсивно. Местное потребление тоже росло. Из 17 погостов Обонежской пятины в 1563 году 12 погостов имели своих кузнецов. На 5 погостов - Выгозерский, Олонецкий, Кижский, Остречинский, Оштинский - приходилось 35 кузнецов и 2 замочника.

 

 15.4.3. Внутренняя торговля

Крестьянские промыслы развивали внутреннюю торговлю, способствовали общественному разделению труда и накоплению денег. Торговля осуществлялась двумя способами: крестьяне ходили по деревням, предлагая свои товары и услуги - это знаменитые коробейники (товар носили в коробах), - или открывали постоянные торговые лавки в особых селениях - рядках.

Рядки - это торговые и ремесленные поселения. Рядки и посады занимали промежуточное положение между городом и деревней. Рядками они назывались, видимо, потому, что торговые лавки стояли рядами - как на ярмарках. Рядки начали возникать в 15 веке. Их расцвет пришелся на конец 15 - первую половину 16 века. Ливонская война их разорила.

На Ладожско-Онежском перешейке был всего один рядок - Олонецкий. В 1580-е годы он стал "пуст", как опишет его писец, - шведы разорили.

В южном Прионежье стоял Вытегорский рядок. В нем не было ни одного крестьянского двора, только лавки и амбары. В войну он не подвергся разрушению, но количество лавок сократилось за 20 лет с 19 до 14, потому что деревни стали малолюдными. Но 12 лавок из 14 принадлежали крестьянам. Крестьянская торговля была развита сильно.

В южном Приладожье было три рядка: на реке Сясь, в Тихвине и в Боровичах. Сясьский рядок после войны захирел и превратился в деревню. Тихвинский рядок, возникший в 1496 году, всё впемя разрастался. В 1560-х годах он стал посадом, здесь стояло 37 лавок. За годы войны их стало 50. Во второй половине 16 века в Тихвине было уже более 100 дворов, и 20 из них занимали ремесленники. Здесь была даже таможня и самый разнообразный на северо-западе ассортимент товаров - 34 наименования. В 1583 году Тихвинский посад был разорен и сожжен шведами, однако быстро отстроился.

Рядок в Боровичах был самым крупным - более 120 дворов, но гораздо беднее тихвинского по товарам - только 9 наименований.

Всего в рядках Северо-Запада было 27 специальностей ремесленников, а первые три места занимали кузнецы, сапожники и швецы.

Крестьянская торговля стала по-настоящему развиваться с конца 15 века, когда Иван 3 реформировал налоговую систему. На черносошных землях он установил единый оброк с обжи - деньгами и хлебом, который можно было тоже заменить деньгами.

Уровень торговли, представленный в рядках Северо-Запада, был бы хорош 100-200 лет назад, а в 16 веке он уже был недостаточным.

 

 15.4.4. Подати

Со второй половины 15 века стало отмирать кормление - система содержания местных должностных лиц, существовавшее еще со времен "Русской правды". Наместники в городах, уездах и волостях, которые собирали княжескую дань и вели суд, кормились за счет поборов с населения. Кормления постепенно превращались в поместья. А в 1551-1556 годах Иваном 4 была проведена земская реформа - реформа местного управления в Русском государстве. Царь ввел земское управление - передал власть старостам, избиравшимся из зажиточного населения.

Крестьянские повинности росли и в первой половине 16 века до Ливонской войны. К 1563 году оброчные платежи в черносошных волостях увеличились в 2,5 раза. Но у монастырских крестьян они были в 2 раза ниже, чем у черных, государственных.

Оброк колебался по погостам. Самый высокий оброк в 1563 году платили крестьяне Кижского погоста - 170 московских денег со двора (с обжи). Южнее, в Остречинском погосте - 67 денег, в соседнем с ним Важенском - 48 денег, а в Олонецком - всего 24 московских деньги со двора. Это был самый низкий оброк на Олонецком перешейке.

С 1563 по 1582 год оброк не изменился, но за это время стоимость ржи выросла в 2,5 раза, во столько же раз,следовательно упала стоимость денег и снизилась тяжесть оброка. Но с другой стороны, оброк взимался и с пустой земли, а ее в Заонежских погостах было 2/3 - в два раза больше, чем живущей. Значит, и тяжесть оброка для оставшихся крестьян увеличилась в 2 раза.

В 1580-е годы правительство учло запустение, освободило крестьян от оброка за пустые земли, но опять-таки увеличило оброк с живущей пашни вдвое.

Всего за вторую половину 16 века оброк количественно вырос в 5 раз, но с учетом падения стоимости денег - только в 2 раза.

 

Россия отстает

В Западной Европе уже в первой половине 16 века произошли существенные сдвиги в сельском хозяйстве, связанные с развитием капитализма. Повышение нормы удобрений полей, удобрение торфом, засевание парового поля кормовыми травами, переход к плодосменной системе земледелия - всего это русские крестьяне еще не знали.

Производительность сельского труда на Западе выросла. В Голландии и Англии в 16-17 веках урожайность зерновых достигла сам-7 и в два раза превзошла уровень Северо-Запада России.

Россия отставала. Для увеличения удобрений нужно было увеличить стадо, а для этого нужен был рынок продуктов животноводства. В Западной Европе, уже вставшей на капиталистический путь, такой рынок был. В России его не было. Уровень животноводства в нечерноземной зоне России отставал от потребностей земледелия. Сдерживали его развитие и богатства леса и воды - зверь и рыба.

Промышленное развитие России в 14-16 веках шло теми же путями, что и в Западной Европе. Но качественного скачка - появления капиталистических мануфактур - в России и вообще в странах к востоку от Эльбы не произошло.

У Восточной Европы не было своей Америки, которая подтолкнула Западную Европу в капитализм. Рыночные отношения в Восточной Европе складывались медленнее, чем на Западе. Отсюда и экономическое отставание Востока.

Экономическое отставание России есть и результат монгольского ига. Хозяйство зависимой Руси стало более натуральным, чем накануне завоевания.

Татаро-монгольское иго привело и к политическому отставанию России от Западной Европы. Оно выразилось в первую очередь в задержке развития городов. Снизился уровень развития городского ремесла - снизилась и экономическая роль городов. К тому же часть русских городов была вообще ликвидирована. Как Курск. А позиции землевладельческого класса укрепились. Русское государство объединялось тогда, когда город был слаб, а политическая роль посадских людей ничтожна. В объединении государства безраздельно господствовали феодалы.

Другая причина экономического отставания России - перемешение торговых путей. Раньше Русь была посредницей в торговле Европы с Азией. Теперь торговые пути переместились на Средиземной море. Выгоды извлекали Венеция и Генуя.

Хотя международная торговля России не прерывалась и в годы татаро-монгольского ига, но даже в 14-15 веках главными статьями новгородского экспорта были пушнина и воск. Выгоду от такой торговли получали только русские феодалы, собиравшие оброк с охотничьих и бортных угодий. Из купцов выгадывали только те, которые не были связаны с городскими ремеслами. Город не получал ничего.

Российский импорт в 14-15 веках - это прежде всего ткани: сукно с Запада, шелк из Крыма, затем соль и благородные металлы. Это затрудняло собственное развитие производства тканей в русских городах, а именно в этой отрасли капитализм на Западе рано пустил корни.

Город рос вяло. Население уходило на пустые земли, которых было много. Увеличивающаяся территория, отвлекавшая население из центра, снижала и без того малую плотность населения в России. А высокая плотность населения в Западной Европе давала толчок к разделению труда, к росту городов и промышленности. В странах к западу от Эльбы развивался капитализм, а в странах к востоку от Эльбы развивалось крепостничество.

Еще в 1497 году Судебник Ивана 3 зафиксировал Юрьев день - ограничение права перехода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году. В Судебнике Ивана 4 1550-го года статья о Юрьеве дне была повторена.

Затем Ливонская война привела к запустению земель и к массовой миграции крестьян. А поместья без крестьян теряли всякий смысл. Надо было обеспечить помещиков крестьянами, а казну налоговыми поступлениями. А для этого надо было прикрепить крестьян к земле.

В 1581 году, в конце Ливонской войны, в годы страшного запустения, указом Ивана 4 были установлены заповедные лета, то есть года, в которые запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Это была частичная отмена Юрьва дня (на полную отмену Иван 4 не решился). Но результаты были ничтожны - передвижки крестьян не уменьшились.

Указ о полной отмене Юрьева дня вышел в 1593 году. Сочинил его хитроумный правитель Борис Годунов, а подписал слабоумный царь Федор. Тогда и появилась на Руси поговорка "вот те, бабушка, и Юрьев день!" Крестьянин прикреплялся к земле и превращался в крепостного - в раба.

Но указ о закрепощении крестьян выполнялся слабо, крестьянские передвижки, уже побеги, не сокращались. Потому что не хватало одного пустяка - сыска. Он и появился в новом годуновско-федоровском указе 1597 года об урочных летах - о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян.

Крепостное право утвердилось законодательно.

 

 

Мрачный конец у 16 века. Неужели всё так плохо? Неужели не было у Руси хотя бы одного преимущества перед Европой? Было! И вот какое.

Во времена Василия 3, в тихие годы 16 века в Италии два гиганта эпохи Возрождения, молодые и полные сил, создают два мировых шедевра живописи.

Микельанджело Буонаротти расписывает фрески Сикстинской капеллы. В композиции 300 фигур высотой до трех метров. Художник работает над ней четыре года: с 1508 по 1512 год. А Рафаэль Санти пишет свою знаменитую "Сикстинскую мадонну" - и тоже четыре года: с 1515 по 1519 год.

Поразительно полярны эти два гения.

Микельанджело - угрюмый монах с изуродованным в драке носом, злой критик, фанатик искусства, этакий хиппи 16 века: платье изнашивал до лохмотьев, а чулок вовсе не носил. Когда он работал, то питался хлебом и вином прямо на лесах. После четырех лет работы над фресками Сикстинской капеллы он выглядел стариком, а ему было всего 37 лет. Самое удивительное то, что он прожил еще более полувека, создал "Страшный суд" в той же Сикстинской капелле (400 фигур) и умер на 90 году жизни.

А Рафаэль умер в 37 лет молодым. Он был жизнерадостным, любил наслаждения, ходил в бархате и шелках. Носил длинные волосы, которые всегда были тщательно расчесаны. Пижоном был Рафаэль.

И это только две вершины в большом горном массиве европейского Возрождения. Причем же здесь Россия? А притом.

Вся эта высшая европейская культура цвела среди грязи и зловония. Европа не знала ни бань, ни общественных туалетов. Аристократы, каждый день менявшие верхнюю одежду, имели по одной нижней рубашке, которая не стиралась и донашивалась до дыр.

В Италии возрождалось древнеримское искусство, но не римские бани. Европейцы-христиане вообще никогда не мылись, ибо считалось, что мыться крайне вредно. Красавец Рафаэль душился, а Микельанджело натирался благовониями, которые купцы привозили с востока. Какое же амбрэ исходило от простых христиан, которым были не по карману средства, скрывающие запах пота и грязи?

А на Свири темные, еще не возрожденные люди мылись в банях и были чисты, как стеклышко. Впрочем, стекла-то они не знали. Как и туалетов. Нужду справляли в хлеву вместе со скотом.

Не намного же наши предки опередили Европу. Ну хоть так.

 

 16. Разгром и расцвет (17 век)                       

 Вторая половина 16 - начало 17 века: самое сильное похолодание в Европе за последнюю тысячу лет. Нарушились погодные циклы. На Руси 24 дождливых и 8 засушливых лет и 26 голодных - исторический рекорд.

Начался век жестоким голодом, который продолжался три года: с 1601 по 1603.

1601 год: холодное лето, на Яблочный Спас (19 августа) замерзла Москва-река, первый неурожай, хлеб подорожал. Ранний ледостав народ посчитал плохой приметой для Бориса Годунова.

1602 год: снег растаял в конце мая, морозы убили всходы, второй неурожай, хлеб подорожал в 6 раз, голод.

1603 год: поля засеяли, но до нового хлеба дожить надо. Хлеб подорожал еще в 3 раза. Люди едят кошек, собак, траву. Трупы валяются на дорогах. В Москве в братских могилах похоронили 120 тысяч человек. Современники утверждали, что вымерла треть царства.

Не успев выйти из одного экономического кризиса, страна с головой окунулась во второй, еще более тяжелый кризис. К этому прибавилась борьба за власть. Народ назвал первые 19 лет 17 века Смутным временем. Оно было пострашнее опричнины и хорошо описано в школьных учебниках истории.

Сперва появился Лжедмитрий 1, якобы уцелевший царевич Дмитрий. На самом деле мелкий галицкий дворянин Юрий Богданович Отрепьев, постригшийся в монахи в 1600 году. В монашестве - Григорий. Бежал в Литву в феврале 1602 года. В 1603 году начал формировать армию из казаков в Запорожье. По тайному договору с польским королем Сигизмундом 3 Отрепьев посулил Новгород и Псков своим покровителям, семье Мнишек.

В 1604 году две тысячи наемников под знаменем Лжедмитрия вторглись в Россию. Их поддержало донское казачество. Начало неудачное. Наемники получают отпор под стенами Новгород-Северского и уходят за рубеж. Тогда вооруженную помощь Лжедмитрию оказывают поляки - это уже война. Начинаются народные восстания. К Лжедмитрию стекаются казаки, стрельцы и посадские люди. Но войска самозванца разбиты 21 января 1605 года под Добрыничами.

И тут 13 апреля того же года от апоплексического удара умирает царь Борис Годунов. Ситуация меняется в корне. Лжедмитрий медленно продвигается к Москве.

1 июня восстают москвичи. Разгром дворов Годуновых в Кремле, арест патриарха Иова, ссылка его в монастырь. Задушены царевич Федор Борисович и его мать. Труп Годунова извлекают из могилы в Архангельском соборе и закапывают вместе с останками жены и сына за городом на заброшенном кладбище. Вообще-то, говоря по-современному, это революция и гражданская война.

Лжедмитрий в июне 1605 года садится на московский престол, а в мае 1606 года его убивают в Москве во время народного восстания. Царем выбирают Василия Шуйского.

Кстати, в 1606 году голландец В.Янсзон открыл Австралию и назвал ее Новой Голландией. А в 1607 году основана Виргиния - первая английская колония в Северной Америке. США начались.

А между тем в России разворачивается крестьянская война. Она продолжалась 11 лет, а началась в 1603 году с крестьянского восстания в центре страны под предводительством Хлопка. Затем восстали южные уезды. А летом 1606 года на юге России началось восстание крестьян и холопов, которое возглавил Болотников.

Иван Исаевич Болотников из холопов. В молодости бежал на юг к казакам, был захвачен татарами и продан в рабство в Турцию. Освободившись, попал в Венецию. Оттуда через Польшу пробрался в Путивль. Как раз к восстанию. Возглавил его. Кульминация крестьянской войны - осада Москвы с конца октября до начала декабря 1606 года. Восставшие разбиты, Болотников пленен. Но народные волнения продолжались еще несколько лет. Они привели также к отливу крестьянства на южные окраины и в Сибирь.

А Болотников в 1608 году был привезен в Каргополь и здесь ослеплен и тайно утоплен в проруби. Восстание крестьян задавлено, но продолжается гражданская война. В том же 1608 году появляется Лжедмитрий 2, "тушинский вор". Польша оказывает ему помощь. Царь Василий Шуйский, осажденный в Москве поляками и новым Лжедмитрием в 1609 году, просит помощи у шведов, обещая им за это уступить Корельский уезд, то есть Карельский перешеек. Шведы помогли, вступили в Москву, но шведская помощь переросла в интервенцию. Война охватила почти все территории Московского государства.

1610 год - самый страшный: разгром русской армии поляками, свержение Василия Шуйского, призвание на русский престол польского королевича Владислава, занятие Москвы поляками, гибель Лжедмитрия 2. Эти события описаны во всех учебниках подробно. И очень кратко, мимоходом упоминаются события на севере России. Бывшие новгородские пятины и северные уезды шведы просто грабят. Население беззащитно. Причем грабители - не только шведы. Кто хотел, тот и грабил.

Летом 1610 года шведская армия под командованием Якова Делагарди (знакомая фамилия) осадила Корелу. Крепость защищалась полгода, но сдалась. Шведы ее переименуют в Кексгольм (Кукушкин городок, по-русски), потом город будет то шведским, то русским, то финским. Наконец станет русским и получит в 1948 году имя Приозерск.

Затем шведы оккупировали берега Невы. В сентябре отряд наемников во главе с французским авантюристом Делявилем обманом захватил Ладогу.

В июле 1611 года шведы заняли Новгород, а месяцем раньше поляки захватывают Смоленск. В том же году шведы разорили Валаамский монастырь, который более чем на сто лет прекратил свое существование, и возвели в месте впадения Охты в Неву крепость Ниеншанц.

Шведская агрессия продолжалась. Пали Ям, Ивангород. Долго сопротивлялся Орешек, но и он был взят в 1612 году. В центре России в этом году собирается ополчение под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, польский гарнизон в Москве капитулирует, а на севере об этом будто и не знают.

 В 1613 году Земский собор приглашает на престол Михаила Романова, а шведы штурмуют оба тихвинских монастыря: монахи продержались всего полтора месяца. Шведские и литовские отряды дошли до Белоозера. Кирилло-Белозерский монастырь все атаки отразил, но край был разорен. Затем Белозерск подвергся нападению поляков. В конце концов все население было истреблено и разогнано, позднее оно было пополнено людьми из других краев.

За три года шведы оккупировали русскую землю от Ивангорода до Тихвина. Под шведами Новгород и Псков. В Новгороде стоит корпус все того же Якова Делагарди. В городе шведы чеканят фальшивые русские монеты.

В южных пятинах, разоренных шведами и поляками, население сократилось так: в Деревской пятине в 6 раз, в Южной половине Обонежской пятины в 4 раза. Из 16 погостов по Волхову и Свири 8 стояли пустыми, а в других 8 насчитывалось 49 пашенных крестьян и 47 непашенных бобылей. Край вымер. И это после разорения 1570-1580-х годов, когда здесь было заброшено 92% обрабатываемой земли и когда половина поместий лишилась своих владельцев.

Характерный факт. Все крупные клады монет, найденные в Ленинградской области, относятся к этому разорительному времени - концу 16 - началу 17 века. Первый клад монет, времен Ивана Грозного, найден недалеко от Петербурга близ Медного озера в 10 километрах от станции Дибуны. Клад передан Русскому музею. Второй клад найден в 1977 году в Подпорожском районе на реке Оять в деревне Лукинская. Найден он под разобранным зданием церкви апостола Луки. В нем около 2000 монет, закопанных во время польско-шведской интервенции. Хозяева за кладами не вернулись. Грустная история.

Шведы ("свейские немцы") и поляки (а с ними и казаки) разоряли южные пятины, а север разоряла "литва". Литвой называли поляков и казаков, и возможно, литовцев: государство ведь было польско-литовско-белорусско-украинское.

"Литовское разорение" длилось семь лет: с 1612 по 1619 год.

Отряды литвы (поляков и казаков) исходили весь Север и Поморье, двигаясь вдоль главных рек, где жила основная масса населения. Грабили и убивали жителей, деревни часто сжигали.

В 1613 году литва разорила Александро-Свирский монастырь в 60 километрах от Согиниц. Монастырь имел богатейшую библиотеку с редчайшими древними книгами и рукописями. К счастью, они не были уничтожены и теперь хранятся в музеях и архивах Москвы и Петербурга.

Затем литва прошла через Олонецкий перешеек и надолго задержалась в Восточном Заонежье. Здесь их называли просто "ворами".

Воры в 1612 году осадили Каргополь, где за 4 года до этого был замучен Болотников, но горожане отбили три штурма, а затем вылазкой разбили осаждавших. В 1613 году по каргопольским волостям бродят шайки. В 1614 году они снова неудачно осаждают город. В 1615 году в крае все еще неспокойно. Убыль населения после войны составила 15%.

Потом литва разграбила Поморье, но до Пинеги и Мезени не дошла. Поэтому население здесь выросло наполовину, а пашня почти вдвое.

В 1617 году закончилась война со Швецией: вернулись к границам 1583 года, а в 1618 году заключили перемирие с Польшей, согласившись с утратой Смоленска.

По Столбовскому миру со Швецией, подписанному 27 февраля 1617 года в заснеженной деревне Столбово на реке Сясь недалеко от Тихвина, Россия на 86 лет лишилась выхода к Балтийскому морю. К шведам отошла вся Ижорская земля от реки Нарвы до реки Сестры с крепостями Ивангород, Ям, Копорье и весь Корельский уезд с западными и северными берегами Ладожского озера и с крепостью Корела (Кексгольм). Приневская местность стала называться Ингерманландией. За Россией осталась восточная частичка Финского залива, которую позднее русские моряки брезгливо назовут Маркизовой лужей. Но Неву шведы закупорили двумя крепостями: одна на выходе, в устье Охты - Ниеншшанц, а другая на входе - Нотебург, перестроенный и переименованный Орешек.

Теперь весь русский экспорт в Европу направлялся по Неве мимо этих крепостей. Шведы драли с русских купцов пошлину. Ежегодно по Неве проходили десятки груженых русских судов. Купцы везли в Европу лён, пеньку, кожу, меха, холст, зерно, ткани.

В Орешке под шведами русского населения осталось мало. В 1639 году насчитывался 31 русский двор, в 1651-м - 22 двора. Постепенно посады Орешка почти исчезли.

 х х х

 

 

Согинский край за каких-то 40 лет второй раз испытал войну прямо на себе. Старики могли видеть оба нашествия. Легенды, которые сохранились в этих местах, рассказывавют о последнем набеге - набеге литвы в 1613 году. Легенд две.

Первая легенда связана с другим названием Патраковой горы - высокого левого берега Важинки на излучине перед Согиницами. Собственно, именно это место первоначально называлось Согиницами. Вид отсюда открывается красивейший. Второе название Патраковой горы - Королева гора. Это старое, исторически первое название. Местные жители объясняют его так: "На горе король стоял." На вопрос, когда это было? - отвечают: "Давно, во время большой войны".

Вторая легенда подлиннее и подробнее.

Была большая война. Стояла осень, только что на поле на излучине Важинки убрали хлеб. Стояли копны - пятерики и семерики (по пять и семь снопов). Темнело. Мужики зажгли между копнами костры. Литва вышла из леса на край поля и в темноте издалека приняла мужиков и копны за солдат, греющихся у костров. Стали литовцы стрелять, а солдаты (копны) не падают. В панике литовцы поубивали своих и убежали обратно в лес. Местные жители убитых похоронили, а позднее на месте могилы поставили часовенку в память карельского святого Климента. В ней служили раз в году - на Климента, 8 декабря. А в 1930-х годах стали рыть силосную яму и откопали могилу, а в ней большие кости. Тут и вспомнили о литовском захоронении. Даже какая-то газета об этом напечатала. А часовенку финны разобрали на дрова во время оккупации.

Такая в общем-то нехитрая история. В самом полном объеме мне ее рассказала Анна Степановна Шмётоева. Легенды о "литовских могилах" существуют и в других местах Олонецкого края.

Исторически игеографически легенда очень правдоподобная. Литовские отряды обошли Ладожское озеро с севера, заняли Олонец и двинулись дальше через Олонецкий перешеек к Онежскому озеру. На этой линии и находятся Согиницы. От Олонца до Согиниц по прямой (по карте) всего 60 километров. 30 из них можно пройти по реке Олонке, а потом 20 километров по лесным тропам до Важинки и опять вдоль берега. И выйти на поле как раз в том месте, на которое указывает легенда.

И часовенка на могиле правдоподобна, потому что на памятных местах ставили и часовни, и придорожные кресты-мемориалы. Еще лет сто назад в Олонецком крае такие кресты сохранялись.- и каменные и деревянные. Крест стоит - память о событии умерла. Большинство их беспамятные потомки, вооруженные атеизмом, но не отягощенные культурой, поразбивали и поразломали. Теперь ищем осколки тех крестов.

Но все-таки у этой могилы в Симкино может быть и другое объснение. А может быть, это древнее карельское или вепсское захоронение? А кости были большими не потому, что большими были литовцы, а потому, что принадлежали животным? У финно-угров был обычай - класть в могилу голову и ноги лошади, остальное съедалось на поминках. Археологи могли бы ответить на этот вопрос, но где те кости?

Южнее Согиниц истории были пострашнее и материальнее. Отряды грабителей прошлись по Свири, сожгли церкви в Важинах и в Остречинах, Яблонский монастырь в Мятусове.

После заключения Столбовского мира в 1617 году из оккупированных мест хлынули беженцы - и карелы и русские - в Заонежье, в Лопские погосты. Некоторые из них осели на Важинке. Возможно в это время возникли Юначи - самая северная деревня Согинского куста. Местные старики говорят, что ей 300 лет

За счет беженцев население восстанавливалось, а разрушенное отстраивалось. В Деревской пятине, опустошенной войной, население за 8 лет (1620-1628) увеличилось в 3 раза. Но это была только половина того населения, которое жило здесь в 1582 году.

В Важском уезде на реке Ваге, притоке Северной Двины, в 1620-е годы население перекрыло уровень 16 века в полтора раза: здесь уже жило 33 тысячи человек. В Каргопольском уезде в 1622 году жило 26 тысяч человек, на 1500 больше, чем 70 лет назад. Здесь в Каргополе в 17 веке все еще жила неассимилированная чудь. Она сохраняла свой язык, но была скрыта под христианскими именами.

Чем дальше на север, тем быстрее росло население. С начала века до 1623 года оно выросло на Двине в 2 раза (с 15 тысяч до 31600 человек), на Пинеге в 2,5 раза (с 4400 до 11200), на Мезени в 10 раз (с 600 до 6000). Но плотность населения была по-прежнему низкой. Всего на трех северных реках на площади в 135 тысяч квадратных километров жило 48200 человек: на одного человека приходилось три квадратных километра территории.

Присвирье тоже оживало. Важинцы собрали деньги и поставили пятую церковь - летнюю (холодную) церковь Вознесения. На остатках иконостаса 17 века сохранилась надпись о ее заложении "лета 7136 сентября 26 дня" - это 1630 год. После наступления мира прошло уже 13 лет. Церкви, сожженные в Ливонскую войну, были отстроены за 2 года. Вот еще материал для сравнения двух разрух.

Церковь Вознесения стоит в Важинах и ныне. Это восьмерик на десятерике. Колокольня - восьмерик на четверике. Зимняя (теплая) церковь Богоявления трапецевидной формы была пристроена позднее. Церкви действующие. Они сильно изуродованы неумелым ремонтом.

86 лет после Столбовского мирного договора и до следующей войны для свирских мест, ставших приграничными, были годами интенсивной жизни. Вся Россия восстанавливала свои силы, и Север сыграл в этом немалую роль. Дело в том что в 17 веке, да и не только в 17, Север служил денежным сундуком и был тяжелее других областей государства обложен податями. Деньги московское правительсво добывало здесь от черносошных крестьян.

Крестьян по-прежнему выручали промыслы и подсека. Урожаи зерновых были низкими: от сам-3 до сам-4. На пустошах они снижались еще на 30%, а на подсеке увеличивалась на 70%, а для ржи даже вдвое.

С 17 века стало меньше поветрий - измненился характер эпидемий в России: раньше они поражали в основном север и приходили с запада, теперь они возникают и затухают на юге - на Каспии, в Поволжье и на Украине. Очень редко эпидемии доходят до Москвы, и ни одна не дошла до Новгорода. Научились бороться с чумой, не допускали ее распространения.

Шведская граница приблизилась, но успокоилась. Швецию одолевали европейские заботы: в Европе шла 30-летняя война. Англия 20 лет была занята своей революцией (1640-1660), а потом еще и "славной революцией" (1688), в результате которой она сделалась конституционной монархией.

 

В зарубежной Северной Европе расстановка сил, от которой зависело спокойствие в российской Северной Европе, была такая. Две главные силы противостояли друг другу: Дания с подчиненной ей Норвегией и Швеция с завоеванной Финляндией.

Польша в 1604 году и Швеция в 1610 году ввязались в русские события, чтобы поживиться. Но у Швеции, кроме того, было много дел и в Западной Европе. В 1611 году на шведский престол взошел король Густав 2 Адольф - начались шведские войны на Западе, которые показали, что Швеция стала самой агрессивной страной в Европе.

Первая война с Данией (1611-1613) из-за норвежского Финнмарка успеха Швеции не принесла. Первая война с Польшей (1614) из-за Лифляндии тоже окончилась безрезультатно. В это время шведские силы были оттянуты в Россию. Заключив с Россией Солбовский мир в 1617 году и получив Финский залив, Швеция в том же году начала вторую войну с Польшей. После 12 лет военных действий в 1629 году Густав 2 Адольф вырвал у Польши Лифляндию с Ригой и портовые города в Восточной Пруссии.

В это время Европа была объята 30-летней войной (1618-1648) между католиками и протестантами, основные действия которой развернулись на территории германских государств и которая привела к дальнейшему экономическому и политическому упадку Германии. Швеция приняла участие и в этой войне и по Вестфальскому мирному договору 1648 года получила Померанию с устьем реки Одер и земли на севере Германии между реками Везер и Эльба.

Попутно она в третий раз повоевала с Данией и в 1645 году получила острова Готланд и Эзель (Сааремаа) и провинции на севере Скандинавии.

В 1655-1660 годах она воевала сразу с тремя государствами: с Данией (в четвертый раз в этом веке), с Польшей (в третий раз) и с Россией (во второй раз). Это была ее первая Северная война. Особых сражений в ней не было. Русские в 1656 году безуспешно осаждали Орешек, ничего не получили, но ничего и не потеряли. Дания потеряла провинции теперь на юге Скандинавии и превратилась во второстепенную европейскую страну (абсолютную наследственную монархию), а Швеция в крупнейшую европейскую державу, владения которой окружали всё Балтийское море. Балтика стала внутренним шведским морем. В Швеции утвердилась абсолютная монархия, и конец 17 века - это "период великодержавия" Швеции. Это был быстрый, яркий, но и короткий взлет шведского могущества. Откуда взялись такие силы у маленькой страны?

Предпосылок военных успехов Швеции было несколько. Во-первых, это реформы в армии и усовершенствование оружия. Во-вторых, рост населения: если в 1620 году в Швеции (без Финляндии) жило 900 тысяч человек, то в 1720-м - полтора миллиона. В-третьих, при скромной барщине (шведские крестьяне работали на помещика всего один день в неделю, а датские 2-3 дня) в Швеции быстро росли натуральные и денежные повинности крестьян. И, в-четвертых (в главных), это хозяйственный подъем. Были построены новые, более высокие, французские доменные печи из камня, которые увеличили выплавку чугуна. Были введены новые способы ковки - валлонский и немецкий: вместо чушек выходило хорошее полосовое и прутовое железо.

Шведская армия была сильна шведским железом. Это придется понять и Петру 1. А пока что Россия была оттеснена и от Финского залива, и от Ботнического. И перспективы ее экспансии на северо-западе были равны нулю. Другое дело на юго-востоке.

В 17 веке тихо скончалась Великая Монголия: в 1636 году маньчжурские правители Китая присоединили к своим владениям Южную Монголию, получившую с тех пор название Внутренней Монголии, а в 1691 году установили господство и над Северной Монголией - Халхой, или Внешней Монголией.

Османская империя, которая разрасталась 300 лет, в 17 веке достигла своих максимальных границ: в 1683 году Турция присоединила Крым и Северное Причерноморье. Но в том же году османы остановлены в Европе: под Веной их армию разгромил польский король Ян Собеский. А южная граница между Россией и Турцией проходила по степи и была неопределенной, что позволяло русским ее медленно заселять.

Южная русская колонизация сопровождалась строительством оборонительных городов. В 1635 году началось строительство городов Белгородской засечной линии. Задача у них была простая - оборона южных рубежей страны от набегов крымских татар.

Города строились по плану. Будущий город заранее рассчитывался, проектировался. Это требовало математических знаний. Обмерялась территория, указывалось - что и на каком месте строить.

Строились города быстро. Город Яблонов построен за 14 дней: с 16 по 30 апреля 1637 года. Деревянные крепостные стены имели по периметру 202 сажени (чуть более 400 метров). В стенах было 6 рубленых башен. В этом же году был основан Тамбов.

Русские градостроители использовали византийский опыт. В градостроении соблюдались два принципа - функциональный и эстетический. Основная функция города - оборона. Отсюда отказ от строгого геометризма, господство свободной планировки. Выдерживалась пропорциональная соразмерность частей города - это уже требование эстетики.

Учитывалась даже пожарная безопасность, что было очень важно для деревянного города. Широкие улицы прокладывались так, чтобы перерезать ветровые потоки, не создавать воздушную трубу, раздувающую пожар. Благодаря прозорам - пролетам между постройками - город выглядел прозрачным. Даже на севере, например в Каргополе, до сих пор сохраняются такие прозоры между домами.

К южной русской колонизации прибавилось в 1654 году присоединение к России Левобережной Украины. Это было решение украинского народа на Переяславской Раде - итог многолетней освободительной войны православных украинцев против католической Польши. Правобережная и Западная Украина остались за Польшей. Назвали это событие "воссоединением Украины с Россией" не историки, а идеологи. Такое название означает, что когда-то Украина была в составе России, - это, по крайне мере, смешно. Две славянские территории 500 лет назад составляли единое государство Киевская Русь, но не было тогда ни России, ни Украины, ни русских, ни украинцев.

После Переяславской Рады Россия поочередно воевала два раза с Польшей и два раза со Швецией. Со Швецией успеха не было, стороны остались на условиях Столбовского мира 1617 года. А Польша в 1667 году признала навечно за Россией Смоленск, Киев и всю Левобережную Украину. Россия выплатила Польше в качестве компенсации 1,5 миллиона злотых - 187500 тогдашних рублей. Огромная сумма. Почему-то этот факт в учебниках русской истории не упоминается, и широкая публика его не знает.

А вот восточная русская колонизация, в отличие от южной, двигалась не просто быстро, а стремительно.

Историки говорят: дорога в Сибирь шла по соболиному следу. Первыми из русских пришли за соболем в Зауралье новгородцы. Еще в 11 веке. Низовья Оби за Уралом были освоены рано. Но там, в землях угров, долго не было русских селений. Туда ходили экспедиции новгородцев и поморов. Официально граница Московского государства на северо-востоке пролегла по Оби только в середине 16 века, когда Иван 4 завоевал татарские волжские ханства. С этого времени продвижение в Сибирь шло двумя потоками - южным и северным.

Южный путь открыл Ермак своим походом 1581-1585 годов. Об этом знает каждый школьник. Северный путь - путь поморов и купцов на Обь и дальше - в школьной истории почти не освещается. В 1584 году начинается строительство Архангельска. Далее на северном пути возникает Березов (1593), куда через сто с лишним лет будет сослан Меншиков, Обдорск (1595).

В конце 16 века царский указ о вольной торговле пушниной для поморов подстегивает северных русских купцов. Они устремляются от Оби дальше на восток. Тогда же, в конце века, граница русского государства уже проходит по реке Таз между Обью и Енисеем. А 1601 год считается годом основания легендарной Мангазеи, хотя освоены эти места были лет за сто до этого.

Мангазея расцвела внезапно. Здесь было несколько церквей, таможня, собиравшая государев доход. Здесь даже выплавляли медь, руду привозили с Енисея, с месторождений современного Талнаха. Это доказали археологи.

Соболиный мангазейский ход давал ежегодно полмиллиона соболей. Каждый десятый соболь шел в государеву казну. Всё это присходило в тяжелое Смутное время. Соболь был основой заграничной торговли, но он быстро истреблялся охотниками, а поэтому охотники также быстро продвигались дальше на восток - за соболем.

Процветала Мангазея недолго. Царским указом 1619 года соболиный мангазейский ход был закрыт. Запрещалось устраивать экспедиции на Мангазею под страхом смерти. Почему? Одно объяснение: правительство опасалось иностранных купцов, которые искали во льдах проход в Сибирь и Китай. Слабое объяснение, но другого нет.

 

Мангазея захирела, но русское продвижение на восток не застопорилось. Оно по-прежнему шло двумя путями. На юге были основаны Томск (1604), Енисейск и Кузнецк (1618), Красноярск (1628). На севере русские вышли к Енисею раньше: Туруханск основан в 1607 году. До Лены первыми тоже дошли северные русские промысловики.

Енисей не оправдал надежд: здесь соболя было мало. Охотники и купцы двинулись на Таймыр, по Хатанге, и на Нижнюю Тунгуску. По ней первым прошел на кочах с 40 казаками промысловик Пантелей Пяндя. Это были 1620-е годы. По Нижней Тунгуске они шли против течения полтора года, два раза зимовали на ее берегах. На третье лето похода они, перетащив кочи 12-километровым волоком, попали в Лену. Они первыми среди русских прошли земли эвенков, якутов и бурят. По Ангаре повернули на запад и пришли к Енисейску, тогдашнему аванпосту южного продвижения русских на восток.

У историков вызывала легкое недоумение фамилия (или прозвище) Пантелея Пянди. Но оказалось, что Пяндя - это небольшой приток Северной Двины. Землепроходец был из поморов. Также в наши дни вызывавет легкое удивление фамилия певицы Елены Ваенги. Оказывается,Ваенга не фамилия, а псевдоним - название небольшой деревушки в Архангельской области. Певица тоже из поморов.

В то время, когда русские шли на восток, в 1620 году началось массовое заселение Северной Америки европейцами - через 128 лет после открытия Америки Колумбом. В этом году на атлантическом побережье высадилась первая партия английских пуритан - "отцов-пилигримов", бежавших с родины от религиозных преследований. Началась колонизация Северной Америки. Навстречу ей шла русская колонизация Сибири. Оба потока встретятся недалеко от нынешнего Сан-Франциско в 19 веке. Правда, это будут не американцы, а испанцы, будущие мексиканцы. А нынешние американцы, отвоевав у Мексики огромный кусок земли, сохраняют русский Форт-Росс.

Северная колонизация Сибири продолжалась, и продвижение шло быстро. В 1632 году основан Якутск, в 1638 году Верхоянск, а в 1647 году уже Охотск

на берегу Охотского моря. К охоте все эти названия не имеют никакого отношения. Русские вышли к огромному морю там, где в него впадает небольшая речка. Они спросили у эвенков: как называется река. И, видимо. показали на нее рукой. Эвенки удивились такому вопросу и ответили: окат, что по-эвенски значит - река. Русские расслышали знакомое слово "охот". Поняли всё по-своему. Раз речка называется Охота, то море - Охотское. Также и испанцы, высадившись на незнакомом острове, спросили у индейцев: как он называется? Индейцы ответили: куба, что означало "наша земля".

От Мангазеи до Охотска всё расстояние в 5000 километров русские промысловики преодолели за 46 лет. За полвека пройдена вся Сибирь. И это притом, что большие реки текут в Сибири с юга на север? А если бы с запада на восток? От Урала в Тихий океан?

В 1648 году Семен Дежнёв обогнул Чукотку и открыл пролив между Азией и Америкой. А в 1649 году поставлен Анадырск на реке Анадырь. В это же время, в 1644 году Абель Тасман открывает Австралию.

Экспедиции Пояркова (1643-1646) и Хабарова (1649-1653) начинались из Якутска, а заканчивались после спуска по Амуру в Приморье. Для сравнения: первый якутский воевода добирался с обозом от Москвы до Якутска 4 года.

В тяжелейшие годы для России, в первой половине 17 века, русская пассионарность выплеснулась на восток и отодвинула российскую границу до Тихого океана.

 

Вехой между первой и второй половиной 17 века стоит Соборное уложение 1649 года царя Алексая Михайловича, отца Петра 1. В этом Уложении закрепилось юридическое оформление крепостного права: было полностью ликвидировано право крестьян на переход от одного помещика к другому. Крестьяне вечно и потомственно закреплялись за помещиками. Сыск беглых крестьян стал бессрочным. Крепостное право восторжествовало окончательно.

У северных черносошных крестьян жизнь от этого не изменилась: они ведь принадлежали не помещику, а безликому государству. Помещики были за Свирью, там крестьянину жилось хуже. В двух волостях Южного Присвирья - в Пашской и Тихвинской - даже через полвека после Смуты, в 1686 году в 41 деревне из 300 дворов 50 были нетяглыми, неплатежными: бобыльские, вдовьи, нищие.

Для Согинского края переходным годом между половинами века стал 1645-ый, когда Лоянецкая волость Важенского погоста, куда входили Согиницы с окрестными деревнями, перестала быть черной, государственой волостью. Царской грамотой волость была пожалована Александро-Свирскому монастырю. Согинские крестьяне стали монастырскими.

И это не единичный факт. В 17 веке идет сокращение черных земель: они раздаются помещикам и монастырям. К 1678 году в руках церкви и монастырей оказалось 13% всех крестьянских дворов.

Приграничный Олонецкий край стараниями властей развивается в эти годы быстро. В 1649 году Олонец становится посадом, то есть в нем строится крепость. В том же году в Посаде поставлен первый на перешейке каменный собор, город превратился в крупный торгово-ремесленный центр. Но в 1668 году город сгорел дотла, однако быстро отстроился. И хотя власть принимала меры, поощряющие каменное строительство, город оставался деревянным. Кирпич стоил дорого, да и каменщики, приходившие с юга на заработки, брали за работу недешево. А лес - вот он был рядом, строители местные. Храмы в Олонце и через 200 лет ставили срубные, а каменный собор постройки 1649 года был разобран в 1787 году по ветхости. Простоял меньше, чем деревянный.

В 1650-1660-е годы продолжается карельская миграция, бегство от шведов вглубь России. Большая часть беженцев с Карельского перешейка. Карелы бегут на верхнюю Волгу, в том числе в Тверской уезд. Историки насчитали 25-30 тысяч карел, осевших там. В 18 веке большинство населения Тверской губернии - карелы. Мои отец и мать - тверские. Может быть, во мне течет карельская кровь? А чем объяснить мои симпатии к финнам и карелам? Мою страсть к лыжам? Мою любовь к природе Фенноскандии? То, что я оказался в Согинском крае? То, что я пишу его историю? Что-то есть.

Московская власть рыпается, два раза воюет со Швецией. В 1656-1658 годах русские войска совершают поход в Ингерманландию. Но закрепиться на берегах Невы не удалось. Население там уже смешанное. На шведском плане 1676 года в устье Невы нанесено 40 небольших селений. Названия селений - шведские, финские, русские. Селения с русскими названиями: Первушино на месте Летнего сада, Спасское у Смольного, Палениха и Себрино у Литейного моста, Усадица и Калина на берегах Фонтанки. Все селения у воды - значит, рыболовные.

Кстати, 1667 год - очень богатый рыбный год на Белом озере: выловлено 12000 стерлядей. А стерлядь поставлялась к царскому столу. Рыбный промысел на Белом озере был преимущественно зимним, и рыболовством занималось всё приозерное население. До конца 19 века даже самые хищнические способы ловли рыбы в Белом озере не могли снизить рыбозапасы озера. Но технический прогресс в конце концов победил. Стерлядь, где ты?

А западная внешняя торговля России, зажатая шведскими пошлинами в проходе через Неву, устремилась на север к Архангельску, единственному порту страны. Какой была российская торговля с Западом, хорошо видно из описания путешествия в Московию иноземного посланника Мейерберга: "Северная Двина совсем завалена торговыми грузами, везут то выделанные воловьи кожи, то следующие еще к выделке лосиные, то коноплю и смолу, то льняное семя и сало, то воск, то приготовленную на Волге белужью, осетровую и других рыб икру, то липовую, ясеневую, вязовую и ивовую очищенную золу для суконного и мыловаренного дела, то медвежьи, волчьи, лисьи, бельи, рысьи, хорьковые, куньи, собольи и другие меха; всё для англичан и голландцев, приезжающих каждый год морем в известную пору лета. Они берут все эти вещи и отдают за то сахар, шафран, мальвазию, испанские и французские вина, сукна разного рода и цвета, голландское полотно, зеркала, ножи, сабли, пистолеты, ружья, пушки, медь, свинец, олово, наконец огромное количество золотых и серебряных денег. Всё это отвозилось вверх по реке, к г. Вологде, а потом по зимней дороге в Москву в продолжение восьми дней пути".

Типичная колониальная торговля. Россия торгует сырьем, собственного промышленного продукта нет, его она покупает у европейцев. Это раз. Два: своих судов у русских купцов нет, ибо нет судостроения. Товары возят туда и обратно иностранцы. Три: торговля летняя, на зиму замирала. А зима на Белом море длинная. Известно, что со второй половины века увеличивается ледовитость северных морей, климат становится более суровым. 1695 год - самый холодный в Европе и в России. В 1696 году возле Архангельска вмерзли в лед 35 торговых судов.

Шведскую пробку на Балтике необходимо было выбивать.

Во вторую половину века не обошлось и без народных восстаний. На юге 4 года (1667-1671) гуляла разинская вольница. Москва восставала два раза: в 1648 и в 1662 году. На севере народные восстания вспыхнули одновременно в нескольких городах в 1650 году, через год после вступления в силу Соборного уложения Алексея Михайловича. Первым поднялся Псков, его поддержал Новгород, затем Олонец. Власть в городах захватили мирские сходы (вспомнили вече). В Новгороде восстание подавили быстро, а Псков полгода отражал атаки царских войск.

Утихли города - встали раскольники.

Патриарх Московский Никон провел свои церковные реформы в 1653-1656 годах. Внешне они выражались в унификации церковных обрядов: креститься тремя, а не двумя перстами. Но внутренне реформы означали укрепление государственной церкви. У Никона была и более далекая цель - поставить церковь выше монарха.

Официальная церковь после реформы укрепилась, и это вызвало народное сопротивление - раскол, старообрядчество. Самый известный русский раскольник - протопоп Аввакум был сослан в город Пустозерск Архангельского края и там в остроге сожжен заживо в 1662 году. Но и сам Тихон, замутивший церковную бучу, долго не продержался, монарх его сместил в 1666 году и сослал в Белоозеро.

 Центрами раскола стали, естественно, окраинные области страны. На севере раскольники восстали. Целый монастырь отказался подчиниться патриаршим нововведениям. Соловецкое восстание, "Соловецкое сидение", как его называли, продолжалось восемь лет: с 1668 по 1676 год. В нем приняли участие не только монахи, но и посадские люди и сосланные на север сподвижники Разина. Монастырь был взят штурмом.

Окраинное положение Ладожско-Онежского перешейка способствовало тому, что и сюда бежали раскольники из центральной России. Обосновались они и возле Согиниц. Сейчас никаких старообрядцев здесь нет, а еще несколько десятков лет назад была целая деревня, населенная раскольниками. Это деревня Коягино в трех километрах южнее Согиниц, которая получила второе название - Бирюки. Говорящее название.

На погосте в Согиницах еще сохранились могилы староверов - за оградой: кладбище у кладбища. На могилах полусгнившие кресты, теперь уже не понять какие, а раньше это были кресты-домики, с островерхой крышей. Это древняя форма надмогильного креста, некогда распространенная в этих местах. Правда, такой же крест связан с погребальным культом карел, строивших над погребениями дома для мертвых. Но выделенные места на кладбище говорят об особости могил.

Вообще религиозная сторона культуры лучше всего сохранилась на севере. Особенно это касается архитектуры. В ней различаются целые эпохи: 15 и 16 века - эпоха монастырского строительства, 17 и 18 века - эпоха церковного строительства. С 17 века по всей Карелии строят церкви и часовни. Процветает местная иконопись. Авторы всех икон - местные художники. Доски рублены топором, поверхность шероховатая. На карельских иконах никаких металлических окладов и драгоценных камней не найдешь.

На перешейке интенсивное строительство церквей начинается с конца 17 века. Церкви рубились топором, им же тесались доски. Пил еще не было. Да когда они и появятся, бревна при стрительстве пилить не будут. Дело в том, что пила разрывает структуру бревна, открывает его внутренние поры, по которым впитывается влага - такое бревно быстро сгнивает. А топор поры закрывавет. Дома и церкви, построенные топором, стоят долго.

В присвирском тесно заселенном четырехугольнике еще в 15 веке образовались четыре куста деревень по углам этого четырехугольника. В конце 17 века - это четыре погоста с шестью церквами. В Важинах стояло две церкви, которые шведы два раза сжигали, в Волнаволоке на Пидьмозере тоже две церкви. В Согиницах новая церковь построена в 1696 году, а в Пидьме на Свири в 1697 году. Эти две церкви, в Согиницах и в Пидьме, стали прототипом знаменитой церкви в Кондопоге с центральным шатром на восьмерике. Это также означает, что все три церкви рубила одна бригада.

Никольская церковь в Согиницах - это памятник всероссийского значения, она стоит особняком в ряду других церквей. Ее необычность в единстве композиции: восьмигранная церковь с двумя прирубами - алтарем и притвором - соединена папертью с шатровой колокольней. Церковь - восьмерик на восьмерике, колокольня шестерик на четверике, а обычно ставился восьмерик на четверике. Это единственный и хорошо сохранившийся экземпляр округлого шатрового храма прионежской школы, которая господствовала на территории Приладожья и Прионежья и на восточной половине межозерья. От построоек Западной Карелии и Заонежья храм отличается большой декоративной насыщенностью, легкостью форм и изяществом силуэта и фрагментов. Красивая церковь!

Реставраторы определили: колокольня старше церкви. Значит, старую церковь разобрали, а новую поставили рядом со старой колокольней, соединив общим крыльцом. Так возник согинский комплекс - один из первых случаев объединения колокольни с церковью. Такой тип церковного строительства получил распространение уже в 18 веке.

Высокие эстетические достоинства церкви говорят не только о зрелости мастеров, которые ее строили, но и об эстетической зрелости крестьян, которые заказывали церковь. Мастера выполняли идею-заказ. Так что церковь в деревне - это показатель культуры ее жителей.

 

 х х х

Расцвет культуры на северо-западе сопровождался и расцветом крестьянского железного промысла. И тому было несколько причин.

Крестьянин не мог прокормиться только сельским хозяйством. Хлеба хватало на 6-8 месяцев. Надо было прикупать рожь на оставшиеся 4-6 месяцев. Прикупать за наличные. Для уплаты налогов тоже нужны были деньги. Крестьянин остро нуждался в наличных деньгах.

Это заставляло его заниматься промыслами. Особенно зимой, когда прерывался земледельческий цикл, а скот много времени не отнимал. Зимой крестьянин превращался в охотника, в ремесленника - в добывателя денег.

Железное ремесло само просилось в руки. В крае было много болотной и озерной руды. Государственной железоделательной промышленности не существовало. Крестьяне брались за железный промысел и обеспечивали железными изделиями себя и государство. Был рынок, был устойчивый сбыт. Короче, крестьянину железный промысел был и необходим, и выгоден.

На северо-западе этим промыслом занимались везде еще в новгородское время. В Карелии и Южном Присвирье, как и триста лет назад, существовало три зоны крестьянской промышленности. Каждая зона ориентировалась на свои рынки сбыта.

Севернокарельские (Лопские) погосты сбывали железо в Поморье и в Соловецком монастыре. Центральнокарельские погосты (Северное Прионежье) сбывали железо у себя, а также вывозили его в Поморье и в Тихвин. Южнокарельские погосты, включая тихвинские, сбывали железо в Тихвинском посаде, в Александро-Свирском монастыре и в Олонце.

Были и другие варианты. Например, увезти железо контрабандой за границу, в Свейскую землю, то есть в Финляндию, благо граница была рядом и охранялась плохо. Этим пользовались даже московские купцы. Прямой торговли железом через Архангельск не было. В списке посланника Мейерберга - только изделия из железа.

Железный промысел крестьян был наследственным занятием - тяжелым, требовавшим денег для начала. В одиночку одна средняя крестьянская семья заниматься им не могла, поэтому крестьяне объединялись. Обычно кооперировались 2-4 семьи. Наемный труд встречался гораздо реже, чем кооперация. Наемному работнику платили 10% стоимости готовой продукции.

Деревенские домники - это в общем-то середняки, но расслоение среди них было значительное.. Они не бросали сельское хозяйство. Наоборот, хлеба они высевали даже больше, чем крестьяне, не промышлявшие железом.

Крестьяне копали руду в болотах поближе к своей деревне - верстах в 10-15. Копали в сухое время, затем сушили и обжигали. В зимнее время по снегу увозили к своим домницам. Арендная плата за пользование рудным болотом составляла 25% стоимости руды - 3 деньги с воза.

Плавили чугун в домницах. Обычно в домнице был один горн, реже два. Получали железо в крицах. Из криц укладные кузнецы ковали уклад - полуфабрикат. Горн такого кузнеца назывался укладным. На одну домну приходилось два укладных горна. Из уклада-полуфабриката ковали готовые изделия.

Доход кузнеца был выше дохода доменщика, поэтому кузнецы оброк платили побольше. Первое письменное упоминание об оброке с железных промыслов относится к 1628-1629 годам. К этому времени железоделательная промышленность карельских крестьян достигла таких размеров, что ею заинтересовалась казна. Годовой оброк для крестьян Важенского погоста был такой: с домницы 3 алтына 2 деньги, с кузницы 4 алтына 1,5 деньги.

Крестьяне продавали железо сами или чаще этим занимались скупщики. В конце концов скупщики отрезали крестьян от рынка.

Южнее Свири по рекам Паше и Кажеле, где было много рудоносных болот, железным промыслом занимался каждый ч


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: