Тема 19 Формирование духовно-нравственной культуры личности

Человек имеет определенные отношения к миру; они подразделяются на 4 вида: 1) генезисные (по происхождению), 2) познавательные, 3) оценочно-ориентацнонные(или, иначе, аксиологические, ценностные), где сконцентрированы и разрабатываются представления о духовных ценностях, о добре, справедливости, об идеалах общества, семьи и т.п., 4) духовно-практические, или праксиологические, включающие в себя систему требований, норм, направленную на регулирование взаимоотношений между людьми и регулирование деятельности (практической и познавательной)[90].

Можно выделить педагогические подходы в духовно-нравственном воспитании:

1. Культурно-историческая педагогика (Е.А. Ямбург, В.- М. Рот, Ю. Ли и др.), опирающаяся на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского. В данной модели образования субъект является носителем личностной картины мира, культуры, а процесс образования и воспитания может быть описан как система, в основе которой лежит взаимодействие.

2.Философские, религиозные, педагогические идеи, определяющие содержание этического образования: представление о добродетели (Аристотель, Р.Г. Апресян, A.A. Гусейнов, П. Гольбах, М. Монтень, Парацельс и др.), морали (Т. Гоббс, О.Г. Дробницкий, А. Шопенгауэр и др.), духовно-нравственном становлении личности (И. Кант, В. Соловьев и др.), этике ненасилия (Л.Н. Толстой, М.-Л. Кинг, И.А. Ильин и др.), этике благоговения перед жизнью (А. Швейцер); глобальной этике (Г. Кюнг, Л. Геррет), этике глобальных отношений (А.С. Галоян), этике глобального мира (А.И.Неклесса, Е.В. Серёдкина).

3.Исследования с позиции культурно-исторической педагогики (A.B. Гаврилин, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Е.А. Ямбург и др.).

4. Исследования нравственного сознания личности а) зарубежные (Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Б. Скиннер, В. Франкл, 3. Фрейд, Э. Фромм и др.),

 б) отечественные (Р.Д. Азимова, И. Бакштановский, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Б.С. Гумницкий, В.Е. Гурин, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон, А.И. Титаренко и др.).

При выборе и реализации цели человек ориентируется на ценности, идеалы, нормы. Норма социальна; это образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией и в той или иной форме заданные для исполнения ее членами[91].

Норма – это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все иные формы их деятельности[92]. Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп.

Различают юридические, моральные, логические и другие нормы. Каждая норма формируется на основе определенных законов и включает 4 основных элемента:

 1) содержание – действие, являющееся объектом регуляции (познание, практика);

2) характер – то, что данная норма разрешает (предписывает) или запрещает;

 3) условия приложения – обстоятельства, в которых должно или не должно выполняться действие;

 4) субъект или группа людей, которым адресована норма.

В процессе формирования духовно-нравственной культуры личности возможностями коммуникации с художественно-эстетической, этической и культурологической информацией, мировым и национальным культурным наследием предполагается поэтапное «наполнение» следующих уровней:

Первый уровень (эмоционально-образный, уровень диалогического взаимодействия реальной и художественной картины мира – синтетических мыслеобразов)– первичное восприятие образцов художественной и духовно-нравственной культуры, получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям культуры народов России через проекцию образцов социальной жизни и образов искусства и формирования синтетических мыслеобразов национальной культуры (образ человека в искусстве, образ родной природы, родного края, отчего дома, семьи, человека труда, образы национальной культуры).

Второй уровень (тезаурусный, уровень когнитивных стратегий и гуманитарной картины мира)– овладение ключевыми концептами (общечеловеческие и православные ценности, нравственные понятия, традиции, обряды и т.д.), приобретение школьником базовых культурологических и этических знаний, получение опыта осмысления и позитивного отношения к базовым ценностям российского общества через проекцию базовых концептов гуманитарной картины мира (концепты «человек», «семья», «Отечество», «природа», «мир», «знания», «труд», «культура», «добро», «совесть», «любовь») и ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень (мотивационный, коммуникативно-деятельностный, уровень выбора и реализации социально-культурных стратегий и тактик) – получение школьником опыта осознанного общественного действия, значимого для социализации, с позиций понимания или принятия основных нравственных ориентиров (прецедентов) российской культуры: личностей, событий, явлений (герой-героизм, гражданин-гражданственность, патриот-патриотизм, историческая и культурная память, межпоколенческие национальные «духовные скрепы»); формирование стратегий дальнейшего социально-культурного образования, социализации и саморазвития личности.

В целом, мастерство педагога заключается в создании педагогических условий, направленных на формирование у обучающихся нравственного самосознания личности, которые проявляются в:

· способности формулировать собственные нравственные обязательства;

· процессе осуществления нравственного самоконтроля;

· умении требовать от себя выполнения моральных норм;

· умении давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· способности проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· необходимости принимать ответственность за их результаты.

Контрольные вопросы:

1.Назовите подходы в духовно-нравственном воспитании личности.

2.Опишите модель духовно-нравственного воспитания личности возможностями гуманитарного образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: