РигВеда I, 105. Ко Всем-Богам - Трита в колодце 4 страница


 

Элементы культа светил в палеолите
22 декабря 2019, 04 часа 19 минут UTC - Зимнее солнцестояние
26 декабря 2019, 05 часов 14 минут UTC - Новолуние
...В частности, «графика палеолита проливает новый свет на истоки астральных, космогонических мифов Евразии (включая распрострапенную мифологическую тему «лунного быка» и «солнечной лошади» - О.Н. Бадер
***
Некоторые памятники ритуального характера в палеолите позволяют ставить вопрос о возникновении культа светил уже в то далекое время. Сюда относится обычай засыпать погребения углем и красной охрой, ориентировка ряда погребений на летний восход, находки ажурных и сплошных, нередко орнаментированных дисков со сквозными отверстиями в центре, распространение числового ритма 7 в искусстве и некоторые другие признаки.
Не так давно подробно проанализированный Б.А. Рыбаковым орнамент энеолитической трипольской керамики показывает значительную роль, которую играли в нем символы солнца и луны как символы времени 1. Возникновенне подобных представлений, а, может быть, и особого почитания солнца и луны, без сомнения, относится к гораздо более глубокой древности и должно быть перенесено из древне-земладельческого общества в мир первобытных охотников, о чем достаточно красноречиво говорит искусство палеолита и некоторые излюбленные в нем числовые ритмы. В частности, «графика палеолита проливает новый свет на истоки астральных, космогонических мифов Евразии (включая распространенную мифологическую тему «лунного быка» и «солнечной лошади») 2.
Очень интересные факты в этом плане дали недавние раскопки одной из наиболее северных в Европе палеолитических стоянок, расположенной на берегу р. Клязьмы и ручья Сунгирь близ Владимира, и в особенности открытые там погребения, относящиеся вместе со стоянкой, по CI4, ко времени около 25 000 лет назад.
Прежде всего следует остановиться на нескольких найденных на Сунгире дисках, вырезанных из бивней мамонта; два из них были надеты на острия церемониальных копий в погребениях, что уже указывает на их особое значение. Подобные резные диски найдены в культурных слоях стоянок Сунгирь, Костенки I, Александровка, в 7-м горизонте Молодовой V, в нижнем горизонте Афонтовой горы II, на Афонтовой горе III, на стоянке у Иркутского госпиталя и Бурети, а также на ряде зарубежных верхнепалеолитических стоянок. Все диски довольно однородны по форме, размерам, толщине и сквозному отверстию в центре, что указывает на одинаковость их назначения. На многих дисках выгравированы фигуры
животных: серны, лани, дикой коровы, теленка, северного оленя, мамонта, лапы медведя и даже фигуры человека; их публикации хорошо известны.
Однако большая часть дисков несет резной орнамент в виде радиальных лучей, расходящихся от центрального отверстия к окружности, что семантически приближает их к прорезным дискам Сунгиря. Таковы 4 диска из Прюникель, 2 из Ле-Портель, 2 из Ложери-Басс, диски из Истюриц, Лурд, 3 диска из Нетерсфельс, из Кржижова и из Афонтовой горы III. Пятый диск из Брюникель содержит в себе оба орнаментальных элемента: и изображение козла, и пересекающие его радиусы-лучи.
По мнению некоторых специалистов, появление орнаментированных дисков в искусстве палеолита совпадает с временем бытования стиля «контур декупе» 3, но находки на Сунгире заставляют еще значительно удревнить эту дату.
Вопрос о назначении дисков остается неясным. Многие археологи считают их просто подвесками или пуговицами 4. Но А. Леруа-Гуран 5 допускает, что семантика дисков отражает совокупность религиозных традиций. По мнению 3.А. Абрамовой, «широко распространенная форма украшений в виде дисков, иногда орнаментированных радиально расходящимися из центра лучами, свидетельствует, по-видимому, о зачатках сложных космогонических представлений и, вместе с изображениями птиц и змей, о культе стихий природы» 6. Необходимо согласиться с двумя последними мнениями.
Недавно Анн Сивекинг посвятила палеолитическим дискам специальную работу 7. Она также полагает, что широкое распространение дисков от Сибири до Западной Европы позволяет считать их выражением каких-то бытовавших тогда идеологических представлений и напоминает, что еще Э. Пьетт рассматривал радиальные линии на дисках как лучи солнца.
Тщательная выделка и декор дисков позволяют считать, что им придавалось особое, важное значение. Анн Сивекинг считает, что орнаментированные диски первоначально возникли на востоке, в России, где появилась и традиция радиальной орнаментации; оттуда диски якобы проникли на запад, где в единой области Дордони и Пиренеев обогатились натуралистическим декором, в эпоху Мадлен IV достигли вершины своего развития и в свою очередь начали влиять на оформление дисков более восточных территорий.
Нарисованная А. Сивекинг картина культурных влияний не выглядит серьезно обоснованной. Предпочтительнее другая высказанная ею мысль: везде, где получало развитие палеолитическое искусство, появлялись и диски, иллюстрируя широкие контакты между культурами и, может быть, распространение однородных первобытных культов.
А. Леруа-Гуран справедливо сетует, что диски, как правило, находят изолированными от бытовых комплексов в местах, где они были в свое время потеряны, и это очень затрудняет их понимание 8. Характер дисков с Сунгиря и положение их в погребениях проливают некоторый новый свет на этот вопрос.
По справедливому замечанию Б.А. Фролова, в графике верхнего палеолита преобладают два числа-совокупности: одно связано с 5 и 10 пальцами, другое с исчислением времени — 7 и 14 днями, т.е. половиной месяца 9. На Сунгире мы уже имели случай отмечать ту же картину 10.
Тем более бросается в глаза присутствие здесь еще одного числового ритма.

Рис. 1. Диски из бивней мамонта. 1 — со стоянки Сунгирь; 2—5 — из погребений на Сунгире
Один из шести найденных на Сунгире дисков (рис. 1, 1) имеет 8 обозначенных точками радиусов, три — по 8 расходящихся от центрального отверстия радиальных прорезей, один — 4 симметрично расположенных прорези (2). Этот ритм — 4 и 8 — на фоне преобладающего на Сунгире орнаментального числового ритма 5 и 10 (сюда относится и один диск — рис. 1, 4) невольно обращает на себя внимание, тем более, что он приурочен именно к дискам, скорее всего изображающим круглое светило — солнце или луну. Четыре прорезанных отверстия на круге, видимо, олицетворяли 4 солнца, точнее 4 положения солнца за сутки: восход, пол-день, закат и полночь (восток, юг, запад и север), восемь радиусов — 4 солнца и 4 луны или 8 суточных положений солнца. Изображения солнца и луны в виде дисков на Сунгире вполне вероятно, особенно если принять во внимание признаки сушествования у сунгирцев лунного календаря.
Среди сил природы солнце как благостная сила, распространяющая свет и тепло, всегда пользовалось у населения севера особым почитанием. В многочисленных мифах солнце чаще изображается в виде женщины, месяц — в виде мужчины; они жили некогда на земле как люди или как полуживотные — тотемы; кстати, все прорезныо диски с 4 и 8 радиусами на Сунгире происходят только из погребения девочки. У некоторых племен, где преобладал тотемизм, солнце выступает как один из тотемов.
Изображения солнца в центральной части Северной Евразии известны у современных охотников и рыболовов: у манси 11, у угров Темлячевской волости 12 и у хантэ 13. Вообще изображения солнца в этнографии обских угров часты 14. Многочисленны солярные изображения у других народов сибирского Севера 15, в частности, у кетов 16, алтайцев 17,
тувинцев 18 и др. Солярные знаки у народов Сибири очень сходны с изображениями на днищах неолитических сосудов и «с солярными рисунками, встречающимися у народов Евразии, к таким изображениям относятся концентрические и спиральные круги, круги с радиально пересекающимися линиями, квадратные и многоугольные фигуры» 19.
Таким образом, если у нас и нет убедительных доводов для утверждения о существовании у сунгирцев оформленного культа солнца, то имеются определенные основания говорить о почитании солнца и луны.
Из шести дисков, найденных на Сунгире, пять найдены в могиле 2, из них четыре в погребении девочки. Они лежали на животе, на груди, на макушке головы и были надеты на церемониальные копья. Из этого вытекает, что они никак не служили пуговицами или застежками, а имели ритуальное назначение, будучи, вероятно, связаны с зарождающимся культом космических светил.
В литературе не раз высказывались мнения о следах солнечного культа еще в мустьерское время (например, красные пятна и симметричные полоски на известной каменной плитке из Ла-Ферраси 20, так же как о следах горизонтального членения мира в представлении мустьерского человека. С ним можно связывать четырехконечные крестовидные гравировки в мустьерской пещере Цона на Кавказе 21, на стоянке Тата в Венгрии 22 и в Вилене у Лорраха 23.
Далее, ритм 4 выражен в культуре верхнепалеолитических стоянок Долин Вестонице, близкой по времени стоянке Сунгирь, Пржедмост, Авдеево, Костенки I; тот же ритм Б.А. Рыбаков отмечает в трипольском энеолите, имеется он и в более поздних памятниках. Интересно, что он находит особенно широкое распространение в туземных культурах Америки.
На Сунгире имеются и некоторые факты, указывающие на почитание луны, и, вполне возможно, на существование лунного календаря. В этом отношении важно присутствие среди его памятников числового ритма 7. Он фигурирует в расшивке одежды бусами; так, мужская одежда и у взрослого, и у мальчика была украшена семью поперечными горизонтальными рядами бус. В соединении с целой серией аналогичных ритмов, установленных в произведениях верхнепалеолитического искусства 24, ритм 7 оказывается широко распространенным в верхнем палеолите Евразии. Примеры имеются на палеолитических памятниках огромной территории — от восточносибирской Мальты до берегов Атлантического океана.
Одним из наиболее разительных примеров является браслет из недалекой Мезинской стоянки, не раз опубликованный, но долго не обращавший на себя внимание под этим углом зрения. Он состоит из пяти составленных вместе узких пластинчатых браслетов; каждый из узких браслетов орнаментирован двумя рядами коротких наклонных нарезок; каждый ряд состоит из четырех групп нарезок одного и того же наклона; всего в браслете 40 таких групп. Если опубликованный развернутый рисунок 25 верен во всех деталях, то число косых нарезок в каждой группе равно 14 и лишь иногда 13 и 15; при этом в трех случаях группы из 13 и 15 черточек оказываются смежными в одном ряду и, следовательно, дают в сумме по 28 черточек — опять-таки число, кратное семи. Случайность в числовой ритмичности орнаментальных элементов на этом очень сложном предмете, конечно, исключена; число черточек в каждой группе было заранее предопределено и затем пересчитано мастером 26. К тому же ритмичность, кратная семи, наблюдается и на других предметах с той же стоянки 27. Числовой ритм 7 фигурирует и на археологических памятниках, занимающих промежуточное место между палеолитом и современностью. В качестве примера приведу своеобразные орнаментированные костяные дощечки или таблички с одним овальным, другим усеченным концом, найденные у кистей правых рук двух погребений Балановского могильника на Средней Волге, относящегося ко второй четверти II тысячелетия до н.э. 28. На маленькой дощечке мы видим пять сквозных отверстий, на большой — семь; с их помощью эти таблички прикреплялись, вероятно, к рукаву. Обе дощечки покрыты с одной стороны орнаментом.
На маленькой дощечке имеется семь поперечных линий, на большей — по 14 поперечных петель вдоль каждого края 29. Вряд ли эти числа случайны. Они могут свидетельствовать о священном значении числа 7, обозначающем одну из четырех фаз луны. Если это так, то поперечные линии на маленькой дощечке обозначают одну четверть лунного цикла, а 28 петель на большой дощечко — все четыре фазы луны, т. е. полный лунный месяц. При этом с какой бы стороны ни считать (а считать следует с правого столбца, по движению луны), сверху вниз первый день обозначается маленькой петлей, соответствующей нарождающемуся месяцу, затем, по мере роста месяца, петли увеличиваются в размерах до самых крупных 12-й, 13-й и 14-й, затем переходят на ущербную половину и уже снизу вверх постепенно уменьшаются в размерах, так же, как уменьшается и ущербленная луна.
Эти наблюдения дополняются некоторыми аналогичными предметами примерно того же времени, происходящими из Средней Европы и с о-ва Готланд. Так, на табличке с Лайбахского болота, подобно большой балановской табличке, нанесено 14 поперечных линий, а на табличке из Вестербьёрс — три поперечных и четыре продольных линии, всего семь 30.
В самом деле: число 7 — это число суток, определяющих каждую фазу луны, 14 суток — половину лунного месяца, 28 суток — полный лунный месяц. Числом 7 определяется и количество наблюдаемых на небе звезд (планет), место которых меняется по отношению к другим звездам. Тем же числом определяется и количество звезд в одном из наиболее ярких созвездий — в Большой Медведице. Первобытный человек с его острой наблюдательностью должен был уже очень рано подметить эти явления в обожествляемой им природе, и в первую очередь, конечно, фазы луны, которые легче всего было использовать для счета времени.
И нет ничего удивительного, что фазы луны с их сакральным числом 7 были осознаны в позднем палеолите и нашли отражение в произведениях искусства того времени. Следует вспомнить очень высокий уровень позднепалеолитичоской культуры, в том число большую сложность ритуальных обрядов и искусства, семантика которого лишь начала изучаться.
Вскоре после выхода первой публикации материала Мальтинской стоянки К. Хентце счел возможным рассматривать большую костяную пряжку из Мальты со спиралями с одной стороны и змеями с другой, как связанную с культом луны, использовав при этом в качестве параллелей обширный этнографический материал с территорий Евразии и Америки 31, а А. Маршак пытался доказать, что нарезки на костяных предметах с Гонцовской палеолитической стоянки (Украина) фиксируют фазы луны на протяжении не менее двух месяцев 32.
Затронутый здесь вопрос о возникновении в палеолите культа солнца и луны, а тем более о лунном календаре требует дальнейшего изучения.
О.Н. Бадер. Элементы культа светил в палеолите. - Древняя Русь и славяне. М. Наука, 1978, с.40-45
http://padabum.com/d.php?id=37858


 


Рис. 20. Браслет (ширина 5, 3 см) из бивня, с резным орнаментом. Стоянка Мезин на Десне (Украина).,

Рис. 21. Браслет (ширина 5 см) из бивня, составленный из 5 пластин («шумовой»), и пластина из бивня с резным орнаментом. Мезин.
...Яркие свидетельства первоначального времяисчисления на основе наблюдений за Луной и Солнцем дает орнамент на изделиях из Мезинской палеолитической стоянки: наиболее совершенные прямолинейно-геометрические сложные узоры, покрывающие «сплошной» и «шумящий» браслеты из бивня мамонта.
На сплошном браслете из Мезина повторяющиеся витки меандров дважды разделены зонами зигзагов. Каждый зигзаг состоит из 7 линий, а всего на браслете в двух группах 14 зигзагов.
«Шумящий» браслет из Мезина составлен из 5 прилегающих друг к другу пластин, украшенных по одному общему принципу. Судя по лучше сохранившимся пластинам, в основе орнаментации лежит повторение групп одинаковых коротких параллельных прямых линий, идущих под углом к краю пластины.
Суть предложенной нами интерпретации в следующем: группы из 14 (±1 в иных случаях) линий соответствуют половине лунного месяца (т.е. нарастанию диска Луны до полнолуния или убыванию его до новолуния); соблюдая этот ритм, по каждому краю пластины «записаны» по 2 лунных месяца, и, следовательно, на 5 пластинах мы имеем удвоенное число суток в 10 месяцах, или число дней и ночей в 10 месяцах; 10 лунных месяцев длится цикл беременности, отсюда специфическая «женская» принадлежность и семантика этого браслета (Фролов, 19666, 158; 1968, 28—30).
К такой же интерпретации подошел О.Н. Бадер (1972, 30), считавший составной пластинчатый браслет из Мезина особенно интересным для изучения процессов возникновения арифметического счета в палеолите: «Случайность в числовой ритмичности орнаментальных элементов на этом очень сложном предмете, конечно, исключена; число черточек в каждой группе было заранее предопределено и затем пересчитано автором». К сходной интерпретации пришел А.Д. Столяр (1972, 213) в дешифровке элементов орнамента Мезина как знаков женского «жизнетворного» начала, «его всеобщности, неиссякаемости и бесконечно строгой повторяемости».
Мог ли мастер сопрягать такие свойства, как четкий ритм, бесконечность, несоизмеримость календарных единиц? Вся композиция орнамента на сплошном браслете построена из 564 линий.
Приняв все допущения, можно констатировать, что даже при расхождении в несколько единиц совпадение сумм линий на двух браслетах с одной величиной (удвоенным числом дней в 10 лунных месяцах) не могло быть случайностью. В обоих случаях на браслетах из Мезина построение орнамента специально было продумано таким образом, чтобы итоговая сумма линий соответствовала строго определенной величине. Основное значение этой величины было одним и тем же; расхождения двух сумм в пределах 1 % их величин, т.е. они совершенно незначительны. Более того, ими вполне можно пренебречь, когда речь идет о столь подвижных величинах, как лунные циклы, несоизмеримые с целым числом суток (Астрономический календарь, 1973, 558, 561; Каменцева, 1967, 19—20).
На сплошном браслете и графический язык, и содержание «записи» значительно сложнее. Анализ позволяет заключить, что мастер учитывал календарные наблюдения и за Луной, и за Солнцем, связывал эти наблюдения в определенную систему, которая нашла свое отражение в общей композиции орнамента и в его деталях. Мастер соизмерял древнейший счет времени по Луне (и лунный календарь беременности) с самым удобным счетом времени по Солнцу, с годовым циклом чередования сезонов.
Б.А. Фролов. Первобытная графика Европы. М.: Наука, 1992 с.85-87
https://vk.com/doc35528094_499318306
Б.А. Фролов. Числа в графике палеолита. Новосибирск, 1974, с. 145
http://neolitica.ru/article.php?id=32
http://neolitica.ru/article.php?id=31
http://iea-ras.ru/index.php?go=Afisha&in=view&id=57

Браслеты из мужского и детского погребений со стоянки Сунгирь

Стоянка Сунгирь – уникальный археологический памятник верхнего палеолита Восточной Европы. Отличительной особенностью Сунгирской стоянки является большое количество различных украшений из кости, в том числе браслетов из бивня мамонта. При всей известности памятника, браслеты со стоянки Сунгирь не публиковались подробно.
Предварительные сведения и первые обобщающие статьи по археологии памятника О.Н. Бадер публиковал в различных научных периодических изданиях 1. В 1966г. вышла книга О.Н. Бадера, В.Н. Сукачёва и В.И. Громова «Верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь» 2. В этом издании приведено описание материалов из раскопок стоянки 1957г., отчасти дополненного находками из раскопок 1958г. В 1978 г. была опубликована монография О.Н. Бадера «Сунгирь. Верхнепалеолитическая стоянка», отражающая результаты фундаментального исследования стоянки Сунгирь 3. Данная книга являлась первым выпуском первого тома монографии о стоянке Сунгирь. Однако в этой публикации внимание уделяется предметам из кости, найденным в культурном слое. Украшения из погребений в данной работе О.Н. Бадер не описывает. Предполагалось, что материалы древних захоронений будут опубликованы во втором выпуске монографии. Однако книга, подготовленная автором раскопок, вышла уже после смерти учёного. Она была опубликована в 1998г. и носит название «Позднепалеолитическое поселение Сунгирь (погребения и окружающая среда)» 4. В ней наиболее полно были отражены результаты исследования сунгирских захоронений. Но и здесь автор указывает только примерное количество браслетов и места их расположения 5. Подробного описания пластинчатых браслетов не приводится.
С развитием археологической науки, проведением дополнительных исследований появились новые данные. Так, например, в процессе реставрации одного из браслетов из погребения мужчины, сотрудником музея А.Н. Муравьёвой был обнаружен точечный орнамент. В 2001г. была опубликована статья А.Н. Муравьёвой «Браслеты из погребения мужчины со стоянки Сунгирь» 6. Несмотря на то, что раскопки на стоянке Сунгирь проводились многие десятилетия, а находки подробно изучались, остаётся ещё много нерешённых вопросов.
...Браслеты из тонких изогнутых пластинок бивня с просверленными отверстиями на концах встречаются не только на стоянке Сунгирь. Подобные плоские браслеты довольно широко известны на памятниках Русской равнины и Восточной Сибири 8. В верхнем слое Костёнок I была найдена пластина из бивня мамонта, украшенная ёлочным орнаментом 9. С обратной стороны её края были покрыты чёрной краской. Сходны и пластинки из бивня мамонта (фрагменты налобных обручей и браслетов) из Супонево, Тимоновки 10. На стоянке Мальта обнаружен продолговатый фрагмент браслета с несколькими рядами ямок. Также в погребении ребёнка в Мальте, на плечевой кости правой руки, лежал браслет из гнутой пластинки бивня с отверстием на конце 11. На стоянке Кокорево II найдены обломки двух пластинок с отверстиями на конце 12. На Мезинской стоянке были найдены пять тонких пластинок
из бивня мамонта. На концах они имеют круглые отверстия для закрепления. Внутренняя поверхность у них гладкая, а наружные покрыты орнаментом в виде «ёлочек». Возможно, они скреплялись между собой и составляли шумящий браслет 13. Ещё один браслет из раскопок в Мезине также изготовлен из бивня мамонта и покрыт похожим орнаментом 14.
Если сравнивать эти находки с пластинчатыми браслетами с Сунгирской стоянки, то пластинки с Сунгиря также имеют отверстия на концах. Но сунгирские браслеты не украшены орнаментом. Только один браслет из погребения мужчины имеет точечный орнамент, состоящий из 15 сверлёных точек на внутренней поверхности пластины и 4 – на внешней. Внутри пластины 12 сверлин расположены в две вертикальные линии по 6 точек, 2 точки слева от этих линий и одна справа. На внешней стороне браслета 4 точки образуют вертикальную линию. Любопытно, что орнамент был нанесён и на внутреннюю сторону пластины. Так как декор не был виден, скорее всего он имел какое-то символическое значение. Некоторые сунгирские пластинки окрашены охрой. Но в отличие от браслета из Костёнок I краска покрывает всю пластину, а не только её края 15. И конечно, количество браслетов на Сунгире намного превышает число браслетов, найденных на большинстве других стоянок.

На стоянке Сунгирь пластинчатые браслеты были обнаружены в погребении мужчины и парном детском погребении, открытых в 1964 и 1969 гг. 16. В культурном слое были найдены две костяные пластинки, которые напоминают заготовки для браслетов, однако готовые изделия находились только в захоронениях. Пластины из бивня мамонта входили в состав сложных, так называемых «широких» браслетов, располагаясь между рядами бусин. В погребении мужчины (могила 1), при первоначальном осмотре, количество пластинчатых браслетов было определено О.Н. Бадером в 20 или более экземпляров 17. На правой руке, вокруг нижней части плечевой кости, располагался «широкий» браслет, состоявший из четырёх рядов тесно нанизанных бус и обрамляющих их двух пластинчатых браслетов. Вокруг локтевых костей – шесть браслетов из тонких пластинок, распавшихся на много частей. На левой руке – «широкий» браслет, состоящий из «двух плотных рядов – низок бус в середине и трёх кругов тонких пластинок из бивня мамонта с каждой стороны» 18. На запястье – шесть (или больше) пластин – браслетов. На скелете девочки (могила 2, северное погребение), по данным О.Н. Бадера, было найдено 13 бивневых браслетов 19. На правой руке, выше локтя, располагалось три тонких пластинчатых браслета; между локтем и запястьем – ещё три таких же браслета. На плечевой кости левой руки – два разрушенных пластинчатых браслета; на локтевой кости – пять таких же браслетов 20. На скелете мальчика (могила 2, южное погребение) находилось 14 пластинчатых браслетов 21. На плечевой кости левой руки – два тонких браслета; ниже локтя – ещё один такой же браслет. На плечевой кости правой руки – четыре пластинчатых браслета; между локтем и запястьем – ещё четыре тонких плоских браслета. «При разборке монолита в лаборатории оказалось, что нижний пластинчатый браслет, у запястья, состоял из четырёх вложенных друг в друга одинаковых браслетов» 22.
Всего, по данным музейной описи и результатам настоящего исследования, в археологических коллекциях Владимиро-Суздальского музея-заповедника находятся 6 целых, 11 почти полной формы (у них утрачен один или оба конца) и 196 обломков браслетов из бивня мамонта. Судя по всему, многие фрагменты – части одних и тех же предметов. Это видно по ширине, толщине пластин, их цвету. Но они не составляются между собой из-за множественных утрат.
Сунгирские браслеты изготовлялись из тонких пластинок бивня мамонта, имеющих в сечении вытянутую миндалевидную форму. Ширина пластинок – от 5 до 22 мм. Браслеты из мужского погребения немного шире, чем браслеты из детского погребения. Толщина пластинок – от 1 до 3 мм. Для изготовления браслетов мужского погребения использовались немного более толстые пластинки.
Сверление отверстий на сунгирских браслетах проводилось, в зависимости от толщины пластинки, односторонним или двухсторонним сверлением. Двухстороннее сверление преобладает на браслетах из мужского погребения. Использовались для этого, вероятно, кремнёвые острия 23.
У двух экземпляров около отверстия располагается высверленная ямка – начатое, но незаконченное по какой-то причине отверстие.
...Есть три примера, когда концы одного целого браслета оформлены по-разному. У двух экземпляров из погребения мужчины один конец имеет подтреугольную форму, а другой – подчетырёхугольную. В детском захоронении у одного браслета подтреугольный и скруглённый концы. Возможно, это было сделано для ускорения процесса отделки пластин.
Цвет браслетов различен – от желтоватого до тёмно-коричневого. На поверхности многих браслетов сохранились следы охры. Первоначальный цвет браслетов нам не известен. Сейчас определить его достаточно трудно. Охра могла попасть на браслеты при засыпке погребений. Возможно, браслеты окрашивались изначально. В детском погребении рядом располагались как сильно окрашенные браслеты, так и почти не тронутые краской. В погребении мужчины этого проследить не удалось, так как в полевой описи не зафиксировано место расположения каждого браслета.
Не связана с местом ношения и длина браслетов. Самая короткая целая пластина имеет длину 8 см. Этот браслет располагался под правым плечом мальчика. Диаметр пластины слишком мал (ок. 2,5 см). Даже детская рука в обхвате имеет гораздо больше 3 см. Или концы браслета стягивались шнурками не сильно, или пластина могла быть пришита к одежде, как и низки бусин из бивня мамонта. Тогда она не обхватывала всю руку, а располагалась на внешней (видимой со стороны) её части. Ещё один целый браслет из детского погребения имеет длину 11,9 см (диаметр – 3,8 см). Он располагался на локтевой кости девочки.
Этот браслет мог надеваться на голое запястье. Самая длинная пластинка (из мужского погребения) – 26,4 см. Исходя из маленьких размеров некоторых браслетов, возникает вопрос об их ношении древними людьми. Часть браслетов, судя по их размерам и отверстиям для шнурков на несомкнутых концах, носились не на голой руке, а были укреплены на одежде. Другие же, исходя из их небольшой длины (от 8 см), скорее всего были надеты прямо на руку 25.
Некоторые пластинчатые браслеты из сунгирских погребений были найдены в составе так называемых «широких браслетов» (в комплексе с браслетами из низок бус). Скорее всего эти браслеты располагались поверх одежды. Так как низки бусин, по всей видимости, пришивались на одежду, можно предполагать, что и пластинчатые браслеты были пришиты или закреплены шнурками поверх неё. Несколько браслетов из бивневых пластинок были найдены без бусин (на запястье).
...Подводя итоги представленного исследования, можно сказать, что украшения занимали важное место в жизни человека в эпоху верхнего палеолита. Украшения могли быть и предметами искусства, удовлетворяющими эстетическое чувство, и предметами, выражающими социальную роль и положение их обладателя, или предметами, имеющими культовое значение 38. Браслеты изготовлялись из разных материалов. Их могли делать и из простых кожаных ремней, и из раковин, и из тонких бивневых пластинок и бусин.
Браслеты с Сунгирской стоянки являются частью погребального инвентаря, поэтому можно предположить, что они были не просто украшением, а указывали на определённое социальное положение их обладателей и имели важное символическое значение.
Несмотря на то, что бивневые браслеты находили и на других стоянках, такого количества браслетов, как в сунгирских погребениях не было зафиксировано нигде
Браслеты из мужского и детского погребений со стоянки Сунгирь. Каталог. Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Владимир 2011. 84с.: илл. Составитель А.Н. Пальцева, хранитель коллекции «Археология г. Владимира (Сунгирь)»
http://docplayer.ru/120871402-Braslety-iz-muzhskogo-i-detskogo-pogrebeniy-so-stoyanki-sungir.html

Бивень мамонта, резание, сверление, шлифование
20,5×2,2×0,2
В-33897/2986. АВС-4574 Полевой шифр: С-64. П. 2/177а
Место, дата находки: Р. II, могила № 1, погребение мужчины. 1964г.
Сохранность: склеен с № В-33897/2987(С-64/177б), собран из множества фрагментов до полной формы. В нескольких местах утрачены фрагменты, не влияющие на форму. Царапины, сколы.
Описание: широкий браслет, выполненный из тонкой пластинки бивня мамонта. Темно-коричневого цвета. Концы браслета подчетырёхугольные, с чуть подструганными углами. На более загнутом конце сохранилось два отверстия. На другом – только одно. Второе отверстие на этом конце браслета обломано.
На некоторых участках браслета изнутри и снаружи видны следы охры. На внутренней поверхности браслета находится точечный орнамент, нанесённый по ширине изделия. Орнамент состоит из 15 точек, выполненных сверлением. Глубина сверлин небольшая, а некоторые точки только намечены. Два ряда из шести точек, каждый расположен по ширине браслета. Ещё две сверлины расположены рядом со второй и третьей сверлинами одной линии. Рядом со второй точкой другой линии – ещё одна.
Таким образом, две линии из шести сверлин каждая как бы пересекаются почти под прямым углом двумя линиями – из трёх и из четырёх сверлин. На внешней поверхности браслета, почти на его середине, по ширине пластинки располагается ряд из четырёх точек. Диаметр сверлин от 1 до 2 мм.
Поверхность браслета заполирована". (см. Каталог Браслеты N40)
Этот браслет - один из пяти предметов со стоянки Сунгирь, на которых имелся точечный орнамент.
"На бивневый браслет, обнаруженный в захоронении мужчины, также нанесён орнамент. На внутренней стороне прослеживается узор, который состоит из 15 точек. Два ряда углублений по 6 лунок расположены поперёк браслета примерно посередине. Ещё 2 точки высверлены рядом со второй и третьей ямками правой линии. Рядом со второй лункой левого ряда – ещё одно углубление.
Таким образом, две линии из 6 точек каждая как бы пересекаются почти под прямым углом двумя рядами из трёх и четырёх точек соответственно. В лунках на внутренней поверхности браслета сохранились следы охры. Возможно, и в этот раз орнамент на внутренней стороне должен был символизировать огонь и будущую жизнь. В таком случае оправданно, что браслет находился в ритуальном захоронении. На внешней стороне прослеживается линия из 4 точек. На этой части браслета следов охры нет. Такое же количество углублений содержит в себе каждый радиус на костяном диске, четыре отверстия располагаются на маленьком прорезном диске.
Возможно, орнамент из 4 точек обозначает определённые временные промежутки. Например, время, за которое небесное светило проходит путь из одной точки в другую".
Предметы с орнаментом со стоянки Сунгирь из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Каталог. Владимир 2015. Составитель А.Н. Денисова, хранитель коллекции «Археология г. Владимира (Сунгирь)». 28с.
http://docplayer.ru/28504547-Predmety-s-ornamentom-so-stoyanki-sungir-iz-arheologicheskih-kollekciy-gosudarstvennogo-vladimiro-suzdalskogo-muzeya-zapovednika.html

Таблица 5. Погребение мужчины (могила 1). 1 - расположение бус и других украшений на костяке; 2 расположение бус и других украшений под костяком
Позднепалеолитическое поселение Сунгирь: (Погребения и окружающая среда) - РАН. Ин-т археологии; Ред.: Н.О. Бадер (отв. ред.), Ю.А. Лаврушин. М.: Науч. мир, 1998. 270с., илл.: 23 табл.






























































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: