Особенности психосоциального развития в зрелых возрастах. Кризисы взрослости

НЕМОВ: существуют разные представления о разных возрастных периодах в развитии человека. Период взрослости не имеет точного определения в годах, но примерно, начиная с 30 лет большинство учёных считают, что начинается период взрослости и до конца жизни. Этот период может делиться на подпериоды: ранняя взрослость (30-40 лет), средняя взрослость (40-60 лет), поздняя взрослость (после 60 лет).

В каждом из этих периодов психологическое/психо-социальное развитие имеет свои особенности. Например, в ранней взрослости характеризуется тем, что человек в это время живёт активной и разнообразной жизнью, которая включает профессиональные дела, семейные дела, общение. В это время человек достигает определённых успехов в своей профессиональной работе и демонстрирует высокоразвитые способности. В период среднего возраста…

---

ПОНОМАРЕВА:  Вопрос хорошо освещен в книге Крайг и Боккум «Психология развития». Также в целом можете опираться на теорию Эриксона, и его концепцию зрелости и кризисы, в частности можно рассказать о кризисе среднего возраста в теоретических подходах.

---

Зрелость — самая продолжительная фаза жизненного цикла. Критерием взрослости является достижение личностью психологической зрелости как способности принимать ответственность, логические решения, сопереживать другим людям, справляться с фрустрацией и принимать свою социальную роль. Психологическая зрелость характеризуется: способностью к самоактуализации (А. Мас-лоу); расширением чувства Я с включением работы, учебы, семьи, политики, религии, хобби и других видов значимой активности; эмоциональным принятием других; чувством эмоциональной безопасности; адекватным восприятием реальности и самого себя как личности; наличием жизненной философии (Г. Олпорт).
 Периодизация. эпоха зрелости включает раннюю зрелость (молодость) 22-34 года, среднюю зрелость 34-60, позднюю зрелость (старение, старость и долгожительство) 60 – 75, старше долгожительство. – По Ньюмену на основе Эриксона

С переходом к зрелым возрастам происходит изменение характера психического развития человека — от развития преимущественно в форме присвоения социально-культурного опыта к развитию в форме созидания культуры и самостроительству. Если в детстве ведущим процессом был процесс социализации, то в зрелости доминируют процессы индивидуации личности (К. Г. Юнг).

Основой деятельности человека в этот период жизни является его творческая активность, забота о семье детях, занятия философией, искусством, духовной практикой и др.
Другая проблема периодизации зрелых возрастов — признание существования нормативных возрастных кризисов.

Критериями описания возрастов выступают задачи развития, которые решает личность.
Р. Хевигхерст выделяет следующие задачи развития для молодости:
■ поиск брачного партнера и создание семьи;
■ формирование семейной системы (выработка семейных ценностей и уклада, фо рмирование ролевой структуры семьи);
■ начало реализации родительской функции и воспитание детей;
принятие ответственности за семью;
развитие профессиональной карьеры;
■ развитие социальных отношений и принятие
гражданской ответственности.

В периодизации Б. Ньюмен и П. Ньюмена (1990), основанной на периодизации Э. Эриксона, отмечены периоды ранней зрелости, средней зрелости, поздней зрелости и старости на основе выделения задач развития и соответствующих им достижений, психосоциального кризиса и «центрального процесса» как особого рода активности личности.

Ранняя зрелость (22-34 года) харак теризуется разрешением кризиса «интимность против изоляции», освоением жизненных ролей и формированием жизненной перспективы; выраженной тенденцией к росту; ориентацией на социальные часы как время социальной желательности заключения брака, начала выполнения родительской функции и достижения определенных ступеней карьерного роста; функциональной автономией мотивов. Происходит формирование близких отношений доверия со сверстниками (супругом и друзьями, коллегами в профессии).

Средняя зрелость (34-60 лет) направлена на укрепление семейных отношений, организацию дома и быта; воспитание детей и развитие родительской позиции, строительство карьеры. Разрешение психосоциального кризиса как выбора между продуктивностью и стагнацией связано с центральным процессом взаимодействия личности с социальным окружением и развитием творчества.










Основная проблема зрелости — выбор между продуктивностью (генеративность) и инертностью (стагнация). Важным моментом этой стадии является творческая самореализация. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства.

Поздняя зрелость (60-75 лет) ставя перед личностью задачи сохранения интеллектуального уровня, перефокусирование активности на новые роли и виды деятельности; подведение итогов жизни и принятие их; развитие позиции в отношении завершения жизни и смерти. Центральным процессом, лежащим в основе разрешения кризиса «интеграция — распад и отчаяние», выступает интроспекция как рефлексивное размышление о жизни.

Кризисы.. Нормативные кризисы зрелости отличаются от кризисов детства и подростничества, -они возникают реже, что обусловлено снижением темпа психического развития с возрастом, они не столь явно, как кризисы детства, привязаны к хронологическому возрасту, протекание кризиса более осознанно, чем в детстве, и преимущественно во внутреннем, скрытом для внешнего наблюдения плане [14]. Подчеркнем, что отличительной особенностью кризисов зрелости является то, что по своему психологическому содержанию они принадлежат к ценностно-смысловым кризисам.

Признанными нормативными возрастными кризисами зрелости считают: кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года); кризис 30 лет; кризис середины жизни (40-45 лет); кризис 50-55 лет; кризис прекращения активной профессиональной деятельности и выхода на пенсию (65 лет).
Д. Левинсон, описывая кризис «вступления в раннюю зрелость» (17-22 года), выделяет две основные задачи этого возраста — сепарацию от родителей и поиск своего места во взрослом обществе. Процесс сепарации может осуществляться как уход из родительского дома, уменьшение финансовой зависимости, принятие новых социальных ролей, за счет которых человек становится более автономен и ответственен. Внутренним содержанием сепарации становится дифференциация — я и родители — с установлением новых личностных границ и преодоление эмоциональной зависимости от родительской поддержки и авторитета. Исследование возможностей и диапазона социальных ролей позволяют молодому человеку самоопределиться во взрослом мире. Важнейшей задачей становится создание «мечты», определяющей базовую модель жизненной структуры личности. Она включает в себя три основных измерения: социокультурный мир (профессия, принадлежность к социальному классу, семья, карьера, социальные роли); измерение Я (осознанное и вытесненное психологическое содерж ание которого включает мотивы, конфликты, тревожность, стратегии совладания, умения, чувства и пр.); форму активности и своего участия в социальном взаимодействии. «Мечта», воплощенная в жизненной структуре, превосходит возможности ее реального воплощения, поэтому кризис 30 лет, согласно Д. Левинсону, это кризис первого «подведения жизненных итогов», как правило, обнаруживающий этот раз-рыв.

Кризис 30 лет, сопровождаемый высоким или умеренным стрессом, чувством утраты жизни и давления времени, находит разрешение в стремлении изменить жизнь «пока не поздно» и часто выражается в смене профессии, разводе, кардинальном изменении мировоззрения и жизненной философии. После прохождения кризиса 30 лет наступает ф аза постановки и реализации жизненных целей, в которой личность, с одной стороны, стремится «вложить себя» как можно более полно в семью, работу, общество, дружбу, в свой личностный рост («сделать себя»), а с другой — стремится к независимости и самодостаточности в достижениях, карьере, привилегиях.

"Зрелая взрослость" приносит более последовательное, менее неустойчивое чувство себя. "Я" проявляется, давая больше отдачи в человеческих взаимоотношениях: дома, на работе и в обществе. Уже есть профессия, дети стали подростками. Чувство ответственности за себя, других и мир становится более глубоким. В общем, эта стадия включает продуктивную рабочую жизнь и воспитывающий стиль родительства. Развивается способность интересоваться общечеловеческими ценностями, судьбами других людей, задумываться о грядущих поколениях и будущем устройстве мира и общества.

Продуктивность выступает как забота старшего поколения о тех, кто придет им на смену, — о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии — забота.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: