Петр I по возвращении из Европы в 1698 г. начал стричь бороды боярам и укорачивать их длиннополые кафтаны. Уже в 1700 г. у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жестко и решительно царь начал менять внешний облик людей.
В жизнь дворян и горожан стали вводиться не только одежда и обувь европейских образцов (польских, венгерских, французских, немецких) но и парики.
В конце декабря 1699 г. царь издал указ об изменении летоисчисления в России. Петр I предписал считать годы, как в христианской православной Европе (Юлианский календарь) – от Рождества Христова, а новый год открывать 1 января. В Россию пришли елка, Дед Мороз, январские новогодние праздники.
Пётр I перенёс столицу в Санкт-Петербург.
Петр ввел новое, европейское деление – деление суток на равные 24 часа. Куранты Спасской башни впервые отбили 9 часов утра 9 декабря 1706 г.
С 1718 г. царь ввел в практику общения так называемые ассамблеи – собрания, которые проходили в домах знати, где решались государственные вопросы, вопросы торговли и др.
|
|
Частью общего культурного поворота в обществе стали повышение грамотности населения, широкое развертывание книгопечатания, типографского и книгоиздательского дела, появление первых русских публичных библиотек.
При активном участии Петра в России была издана и новая гражданская азбука – вместо устаревшей церковнославянской. Это значительно упростило книгоиздание. Новая азбука просуществовала более двух веков.
Появились новые типографии. В них печатались русские и перевод) н.и учебники, книги по истории, естествознанию и технике, переводы литературных и исторических сочинений античных авторов, в том числе Юлия Цезаря, древнегреческого баснописца Эзопа, римского поэта Овидия. В Москве и Петербурге появились первые библиотеки – общедоступные и бесплатные.
Происходит активное градостроительство под руководством лучших итальянских, французских архитекторов, возникновение уличного освежения. Стали создаваться замечательные архитектурные ансамбли –Адмиралтейство, Петропавловская крепость с новым собором, здание коллегий, дворец Меньшикова, здание Кунсткамеры и др.
Образование в России при Петре I
В первой четверти XVIII в. в России, по существу, появилась сеть светских школ и других учебных заведений. Во многих городах страны открылись «цифирные школы». В них учились дети дворян, чиновников, низшего духовенства. Расширилась сеть епархиальных школ, где проходили обучение дети духовных лиц, отдельные школы создаются для детей солдат и матросов.
Но развитие экономики, торговли, градостроительства требовали все новых и новых кадров грамотных и смышленых людей. Этого же требовала усложнившаяся система государственного – центрального и местного – управления. Нужны были хорошо подготовленные, владеющие иностранными языками губернаторы, вице-губернаторы, воеводы, чиновники, дипломаты.
|
|
В ответ на эти запросы времени в России создаются горные школы, школа переводчиков, где ученики овладевали европейскими и восточными науками. Расширяется обучение в Славяно-греко-латинской академии, на которой формируются школы – славяно-латинская, славяно-греческая, и славяно-русская.
При Петре I в России впервые появляются технические учебные заведения. Навигацкие школы вслед за Москвой создаются в Новгороде, Нарве и других городах, а на их основе открывается Морская академия в Петербурге. Основной предмет в ней – кораблестроение. Следует еще раз упомянуть об открытии в Москве и Петербурге инженерных школ и возникновении первых медицинских училищ. В основном здесь учились дети дворян. Петр сам занимался подбором учеников, строго следил за обучением, поэкзаменовал учащихся, хвалил прилежных, корил и даже наказывал нерадивых. Специальным указом он запретил молодым дворянам жениться, если они не имели образования.
Наука
Царь-реформатор прекрасно понимал роль науки в развитии цивилизации. Первое, что он сделал, – пригласил на службу европейских научных светил. Так в России появились швейцарский математик и механик Даниил Бернулли (1700-1782), французский астроном и картограф Жозеф Делиль» (1688-1768) и некоторые другие. Во-вторых, царь помогал продвинуться в науке талантливым русским самородкам. В-третьих, он всячески способствовал развитию научно-технических знаний, а также тех областях науки, которые имели большой практический интерес для становления русской промышленности, освоения природных ресурсов. По всей стране рассылались геологические экспедиции, которые обнаруживали месторождения каменного угля, железной и медной руд, серебра, серы. Впервые в петровское время стали разрабатываться нефтяные месторождения.
Открытие новых земель, присоединение Сибири привели к подлинному буму новых экспедиций на восток. Русские люди появились на Камчатке и Курилах. Цель этих экспедиций заключалась не только в разведывании и освоении новых богатых пушниной и полезными ископаемыми земель, но и в научном изучении пространств России и близлежащих стран, составлении географических карт. Была послана специальная экспедиция на Чукотский полуостров, перед которой царь поставил цель разведать «сошлася ли Америка с Азией». За три недели до смерти Петр составил инструкцию для датского капитана Витуса Беринга, состоящего на русской службе. Он направлялся в свою первую камчатскую экспедицию ради поиска пути через Ледовитый океан в Китай и Индию. Уже после смерти Петра Беринг достиг берегов Аляски, открыл пролив между Азией и Америкой, названный его именем.
Другая экспедиция пробивалась в Индию через среднеазиатские ханства Хиву и Бухару. Казачьим атаманам поручалось обследовать и описать земли по Аму-Дарье, в районе озера Иссык-Куль. Постоянными стали экспедиции на Северный Кавказ. В результате к началу 20-х гг. появились карты отдельных частей России.
Общий подъем экономики и просвещения в стране привел к сдвигам в области технических новшеств. В механике появились изобретения Андрея Константиновича Нартова, создавшего серию оригинальных токарских и винторезных станков. Новыми, более экономичными и эффективными способами стали ковать и обрабатывать оружейные стволы. Зародилась отечественная оптика. Русские умельцы стали мастерить микроскопы, подзорные трубы, которые прежде покупались за границей.
|
|
По инициативе Петра были открыты астрономическая обсерватория, Ботанический сад, начат сбор древних рукописей, появились новые исторические труды.
Литература и искусство
В Москве был вновь возрожден театр. Самодеятельные театры организовывали ученики различных средних и высших учебных заведений.
Процветала традиционная иконопись, а также появилась портретная живопись: художники Иван Никитин и Андрей Матвеев.
В музыке также произошли изменения. Наряду с традиционными хоровыми произведениями, народными песнями звучала военно-строевая музыка. Полки во время парадов, триумфов маршировали под русские и иностранные марши. Обыватели с восторгом взирали на военно-музыкальные зрелища.
Церковная реформа
Пётр I ликвидировал самостоятельную политическую роль церкви: в 1721 году патриаршество было ликвидировано, было создано синодальное управление русской церковью