Единичные показатели конкурентоспособности по потребительским

Показатели

Исследуемые марки чая

Pickwick Dilmah Lipton Milford Юаньский
Аромат и вкус 60 80 100 60 6600
Настой 80 80 100 80 80
Цвет разваренного листа 80 100 100 80 80
Внешний вид сухого чая (уборка) 60 100 100 80 80

           

На базе единичных показателей найдем групповые показатели конкурентоспособности. Примем, что коэффициенты весомости для показателей, характеризующих органолептические свойства чая, распределяются следующим образом:

аромат и вкус -   0,5

настой -   0,2

цвет разваренного листа     - 0,1

внешний вид (уборка)   -   0,2

Тогда групповые показатели по потребительским параметрам (органолептические показатели) составят (%);

для чая Pickwick = (60 * 0,5 + 80*0,2 + 80x0,1 + 60x0,2)= 66

Dilmah = (80x0,5 + 80 * 0,2 + 100*0,1 + 100*0,2) = 86 Milford = (60x0,5 + 80x0,2 + 80 * 0,1 + 80x0,2) = 70

Юаньский = (60 * 0,5 + 80*0,2 + 80x0,1 + 80*0,2) = 70

Два последних образца (Milford и Юаньский) имеют одинаковые групповые показатели.

Однако, полученные нами единичные и групповые показатели, отражая степень удовлетворения потребности, еще не дают возможность оценивать конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели для анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности. Указанное сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом по отношению к конкретной потребности.

Сравнить можно разные образцы. Если рассчитать уровень конкурентоспособности по отношению к чаю Lipton, то мы получим следующие результаты:

Pickwick-0,66;       Dilmah - 0,86;

Milford - 0,7          Юаньский - 0,7

Если же рассчитывать уровень конкурентоспособности по отношению к чаю Dilmah, то результаты будут иными:

Pickwick -0,76;      Lipton -1,16

Milford - 0,8;         Юаньский - 0,8

То есть уровень конкурентоспособности рассчитывается в зависимости от поставленной задачи, а именно, от того, какие товары нужно сравнивать между собой.

В приведенном примере рассмотрен простейший вариант определения уровня конкурентоспособности по потребительским (органолептическим) показателям без учета экономических показателей. Однако, с учетом цены товара результаты могут изменяться, т.к. на конкурентоспособность влияет платежеспособный спрос населения.

 

4. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

 

Задача № 1. Определить уровень конкурентоспособности корма для животных на основе методики расчета конкурентоспособности продовольственных товаров.

Всероссийский государственный научно-исследовательский институт контроля, стандартизации и сертификации ветеринарных препаратов провел испытания кормов для кошек и собак, изготовленных предприятиями компании «Марс».

Корма испытывались на содержание солей тяжелых металлов, микотоксинов, пестицидов и цезия-137. Для проведения испытаний были закуплены следующие образцы кормов:

КОНСЕРВИРОВАННЫЕ:

Чаппи консервированный, страна изготовитель - Франция.

Вискас консервированный с говядиной, Англия.

Вискас супермясо, консервированный, Германия.

Вискас с тунцом, консервированный, Германия.

Вискас супермясо с тунцом консервированный, Австрия.

Педигри для щенков консервированный, Австрия.

Педигри Пал консервированный, Германия.

ГРАНУЛИРОВАННЫЕ:

Вискас сухой гранулированный с мясом, Австрия.

Вискас сухой гранулированный с рыбой, Австрия.

Педигри юниор гранулированный сухой, Германия.

Результаты испытаний свидетельствуют о том, что содержание цинка, меди, свинца, кадмия и мышьяка не превышают норм, установленных ветеринарно-санитарными требованиями к кормам для непродуктивных животных № 13-7- 2/174, утвержденными департаментом ветеринарии Минсельхозпрода 26.10.94 г. Содержание же зеороленона, дезоксини- валенона и цезия-137 в ветеринарно-санитарных требованиях на корма животных не предусмотрено, но по сравнению с нормами на пищевые продукты обнаруженное количество данных примесей значительно ниже.




Задача № 2. Используя методику расчета конкурентоспособности продовольственных товаров, определить уровень конкурентоспособности водопроводной (холодной и горячей) воды в г. Москве.

Москву обеспечивают водой 4 станции водоподготовки: Северная, Рублевская, Западная и Восточная.

Технология производства горячей водопроводной воды заключается в следующем. Водопроводная вода, как холодная, так и горячая, поступает из одного водозабора. Нагрев происходит на тепловых электростанциях. Часть воды подается в специальные емкости, где она обрабатывается химическими смесями для ее «умягчения». Суть процесса - в осаждении макрокомпонентов (кальция и магния), которые при нагревании могут образовать накипь на стенках и закупорить отверстия водогрейных котлов, что чревато взрывом. После химической обработки вода нагревается.

Однако не эта горячая вода поступает в бытовую водопроводную сеть. Нагретая в котлах ТЭС вода циркулирует в так называемой «рубашке». Внутри «рубашки» проходят трубы с обыкновенной холодной водой. Именно здесь она постепенно нагревается и затем уже поступает в бытовую водопроводную сеть.

Технология производства горячей воды, таким образом, не должна приводить к изменению ее химического состава. Тем не менее можно предположить наличие некоторых различий в составе горячей и холодной воды, т.к. горячая вода химически более агрессивна, чем холодная. Это может приводить к выщелачиванию тяжелых металлов из водопроводных труб.

Лабораторией МГУ «Московский регион» проводилась экспертиза воды на основе химических анализов в округах, обслуживаемых разными водопроводными станциями. В пробах горячей и холодной воды определялось содержание элементов, от которых зависит токсикологическая безопасность воды (медь, цинк, свинец, никель, марганец) и ее хозяйственные и вкусовые качества (железо, кальций, магний, хлор). Опасность тяжелых металлов заключается в способности накапливаться в жизненно важных органах человека, вызывая со временем их заболевания.

Результаты анализов показывают (табл. 6), что в целом и холодная, и горячая вода соответствуют нормативам питьевого стандарта. Однако во всех пробах горячей воды отмечено повышенное содержание меди и цинка по сравнению с холодной водой. Другие элементы не обнаруживают явной зависимости от того, из какого крана (холодного или горячего) взята проба воды.

Не рекомендуется использовать горячую воду для питья и приготовления пищи: качество этой воды во многом определяется химическим составом труб и их изношенностью.

Таблица 6


Химический состав холодной и горячей водопроводной воды в г. Москве

 

 

Задача № 3. Используя методику расчета конкурентоспособности продовольственных товаров и результаты исследований, представленных в табл. 7, определить уровень конкурентоспособности йогуртов.

Йогурт - это диетический легкоусвояемый продукт, вырабатываемый из пастеризованного молока с помощью закваски, приготовленной на основе молочнокислых микроорганизмов: «болгарской палочки» и термофильных стрептококков. При молочнокислом брожении они, помимо образования большого количества молочной кислоты, выделяют много полисахаридов, придающих продукту специфическую вязкость, отличающую йогурты от простокваши, кефира, ряженки. Именно благодаря этим компонентам йогурт очень полезен, а их «изюминкой» являются фруктовые добавки.

Йогурт должен быть «живым», то есть содержать определенное количество молочнокислых бактерий при полном отсутствии посторонней, не свойственной йогурту микрофлоры. В специальных пояснениях к документам Международной молочной федерации, в которую входят Германия, Франция, Россия и другие страны, указано, что в йогурте молочнокислых бактерий должно быть не меньше107 на см3. В России требования чуть ниже - 106 на см3. Правда, сейчас ведется работа по созданию нового ГОСТа на этот продукт.

О наличии в йогурте молочнокислых бактерий можно судить по сроку его реализации, указанному на упаковке: если он от 3 суток до 28 дней, то это настоящий йогурт. Когда больше, а встречаются сроки реализации до полугода, то это йогуртовый напиток, крем или мусс. В таких продуктах молочнокислых бактерий совсем мало или нет вообще, они тоже вкусные, но пользы от них мало.

Центр независимой потребительской экспертизы Союза потребителей России(Санкт-Петербурга) провел сравнительные испытания 24 образцов йогурта российского и зарубежного производства.

 

1. Valioyogurtti. Mansikka (клубника). Производитель - Valio Oy, Финляндия.

2. Valioyogurtti Banaani (банановый). Производитель - Valio Oy, Финляндия.

3. Nicolette. Dessert Laste (персик-маракуя). Производитель - Elle & Virre, Франция.

4. Fettarmer DIAT. Jogurt mild (персик-маракуя). Производитель – Mertinger, Германия.

5. Fettarmer DIAT. Jogurt mild (апельсин). Производитель - Mertinger, Германия.

6. Фруктовый йогурт KENJON (вишня). Производитель - АО Кальво, С.-Петербург.

7. «Корона» (апельсин). Производитель - АО «Петмол».

8. «Корона» (персик). Производитель - АО «Петмол».

9. «Корона» (клубника). Производитель - АО «Петмол».

10. «Черника». Производитель ЗАО «Санкт- Петербургский молочный завод».

11. «Корона» Funny Cow. Производитель - АО «Петмол».

12. Ingman. Persika (персик пастеризованный). Производитель - Ingmann Foods Oy Ab, Финляндия.

13. BelFruit (персик). Производитель - Mertinger, Германия.

14. Milk & Fun. Jogh Fruit Erdbeere (клубника). Производитель - Mopro GNBH, Essen (страна-производитель Германия не обозначена).

15. BelFruit (ананас). Производитель - Mertinger, Германия.

16. Valio (клубника двойной пастеризации). Производитель - Valio Oу, Финляндия.

17. Fruttis. Фруктовая корзинка (вишня). Производитель - Sudmilch, Германия.

18. Ehrmann. Fruttagur Т (нектарин - дикий апельсин). Производитель Ehrmann, Германия.

19. ALMA (земляничный). Производитель - Laeva Meierei Tapila AS, Эстония.

20. Yoginos (персик-маракуя). Производитель - Ehrmann, Германия.

21. Yoginos (клубника). Производитель - Ehrmann, Германия.

22. «Динозаврики» (абрикос). Производитель - Sud- milch, Германия.

23. Aprikoosi-jogurt (абрикос). Производитель - Tallina Piimatoostuse AS, Эстония.

24. Jacky (персик). Производитель - Van den Bergh Foods, Финляндия.

Практически все йогурты разлиты в красочные удобные упаковки, однако картонный «Тетрапак» эстонского Aprikoosi (образец № 23), как тара для йогуртов морально устарел. Не у всех йогуртов можно сходу отыскать срок годности: некоторые изготовители упрятали его на дно упаковки, а это потребителям не очень удобно.

И, наконец, к вопросу о вкусовых качествах йогуртов. Этот момент довольно субъективен: одному слишком сладко, другому - в самый раз. Дегустаторы ЦНПЭ, в 24 образцах оценивали лишь объективные критерии: консистенция, аромат и вкус. Обобщив результаты всех испытаний, эксперты составили рейтинг качества йогуртов. Первое, второе и третье место заняли соответственно клубничный, апельсиновый и персиковый йогурты «Корона», изготовленные АО «Петмол», четвертое - ананасовый BelFruit фирмы Mertinger, Германия, пятое - клубничный Valioyogurtti фирмы Valio.

Эксперты исследовали йогурты по многим показателям, и в первую очередь, на наличие и количество молочнокислых бактерий: ведь именно благодаря им этот продукт может именоваться йогуртом. Учитывалось практически все: качество упаковок, состав продуктов, их вкус, содержание белков и крахмала, присутствие посторонних бактерий и др. (табл. 7).

 


Главный вывод: не все исследованные образцы имеют право называться йогуртом - у восьми отсутствовали молочнокислые бактерии, свидетельствующие об их особой закваске.

Тестирование на наличие крахмала показало: в семи йогуртах он есть, хотя в приведенном составе компонентов крахмал заявлен не был. Это нарушение закона «О защите прав потребителей», поскольку вводит покупателей в заблуждение. Скорее всего, изготовители использовали крахмал для придания продукту большей густоты.

Задача № 4. Пользуясь методикой расчета конкурентоспособности продовольственных товаров, определить уровень конкурентоспособности растительных масел (оливкового, кукурузного, подсолнечного).

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разработан документ, устанавливающий требования чистоты и безопасности пищевых продуктов «Codex alimentarius». В томе VIII (Fats, oils and relatet products - жиры, масла и родственные продукты) приведены требования, устанавливающие диапазоны концентраций жирных кислот в различных видах растительных масел.

При исследовании масла из него выделяются жирные кислоты, определяется как их общая масса, так и массовая доля каждой кислоты в процентах. Для идентификации используются характерные для данного продукта кислоты. Для оливкового масла эти концентрации должны находиться в следующих пределах: олеиновая кислота - 65-83%, линоле- вая кислота - 3,5-21%, линолеиновая кислота - не более 1,5% и бегеновая кислота - не более 0,3%.

Еще два параметра - это кислотное и перекисное числа. Кислотное число характеризует свежесть масла и связано со способом производства, условиями и сроками хранения. Для масел хорошего качества оно не должно превышать 1 %.

Перекисное число также характеризует свежесть масла, указывает на его чистоту и степень окисленности. Для свежих масел его значение не превышает 0,15%. Для масел подозрительной свежести оно не должно превышать 0,5%.

В лаборатории качества пищевых продуктов НИИ пи- щеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии, исследованы образцы следующих растительных масел:

1. Масло оливковое «Olivia» 100% Extra Virgin Olive Oil Blend, изготовитель - California foods C°, США.

2. Масло оливковое «Karsak» Olive oil mix, изготовитель - Eleurgia Biotias S.A., Греция.

3. Масло кукурузное «Ideal» 100%, изготовитель - Molinos Rio de la Plata, Аргентина.

4. Масло подсолнечное «Olitalia», изготовитель - Forli, Olitalia S.r.l, Италия.

5. Масло подсолнечное 100-процентное ректификованное «Unoli», изготовитель - АОН, Голландия.

6. Масло подсолнечное «Floriol. Premium», изготовитель - Cereol Magyarorszag RT, Венгрия.

7.
Масло подсолнечное «Кубанское», прессовое, изготовитель - АО «Агротекст-Кубань».

 

Комментарии к табл.8 (медицинский и экспертов).

Растительные масла обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Они содержат жиры, включающие витамин F, необходимый организму. В состав витамина F входит несколько ненасыщенных жирных кислот, в том числе линолевая, линоленовая и олеиновая, которые нужны как строительный материал для синтеза простагландинов и оболочек клеток. Они препятствуют развитию атеросклероза, болезней сердца и сосудов.

Закупленные нами образцы оливкового масла не соответствуют требованиям «Codex alimentarius». По жирнокислотному составу указанные образцы похожи на подсолнечное масло, однако в них весьма высоко содержание линоленовой кислоты, что может негативно сказаться на стойкости масла.

Исследованные подсолнечное и кукурузное масла соответствуют требованиям кодекса.

Несколько слов о «Кубанском» масле. Когда «Кубанское масло» (оно называлось «Кубанское салатное масло») впервые появилось в продаже, оно пользовалось огромным спросом потому, что по свойствам напоминало оливковое, что обусловлено высоким содержанием олеиновой кислоты. Исследованное нами кубанское масло нынешнего «розлива», безусловно, очень высокого качества, но содержание в нем олеиновой кислоты находится на уровне вполне обычного подсолнечного масла.

Задача № 5. Определить конкурентоспособность бутылочного пива на основании сравнительной оценки, проведенной Центром независимой


потребительской экспертизы Санкт-Петербурга.

Для проведения сравнительной оценки пива по потребительским и физико-химическим показателям качества были выбраны 10 образцов, изготовленных в различных странах и районах мира - в Германии, США, Мексике, Австралии, Финляндии и в России.

Оценивались только светлые сорта пива, как наиболее широко представленные на рынке. Все образцы были укупорены в маломерную стеклянную тару типа «кегля».

Сравнительные испытания были выполнены независимо по группам признаков: физико-химические показатели, органолептические показатели и потребительские свойства.

Приведенные в табл. 9 физико-химические показатели оценивались по следующему принципу: оценка «++» присваивалась двум максимальным значениям; оценка «-»- промежуточным значениям показателей.

Показатель «высота пены» регламентируется ГОСТом 3473-78, по которому при содержании сухих веществ в начальном сусле до 13% высоты пены - не ниже 4,0 см; свыше 13% - не менее 3,5 см. Например, высота пены для пива «Вегд» составляла 9,5 см, «Gold Bull» - 6 см, а для пива «Ка- линкинъ» - 4 см. По этому показателю пиво марки «Viking» не удовлетворяет требованиям нормативов (высота пены 2,5 см) и оценено «--».

Показатель «Пенное число» отражает способность жидкости к вспениванию и рассчитывается в куб. см.

Показатель «Стойкость пены» - коэффициент, отражающий скорость разрушения пены в куб. см/мин.

Показатель «Образование «лакуны» - время оседания пены до появления открытой поверхности напитка. В образцах, оцененных «++», «лакуна» появлялась в бокалах через 6- 10 минут, в мерном цилиндре - через 20-30 минут.

Оценка «-» соответствует ситуации, когда свободная поверхность в бокале появляется уже через 1-2 минуты.

Показатель «Время выделения углекислоты» - время от наполнения бокала до исчезновения последних пузырьков углекислого газа (в часах). Измеренные значения времени выделения газа изменялись от 3 часов 42 минут для пива «Праздничное» до 22 минут для «Lapin Kulta».

Показатель «Содержание углекислоты» рассчитывали по разнице веса пива после открывания бутылки и после удаления углекислого газа (до постоянного веса).

Показатель «Плотность» оценивался как физическая величина (в г/мл), которая показывает вес пива относительно веса воды.

«Микробиологические показатели» определяли при посевах пива на микробиологические среды (среда Чапека и сусло-агар). Наличие живых дрожжей в бутылочном пиве предполагает отсутствие в нем консервантов и оценивалось знаком «++». Пиво «Nevskoye» маркировано как пастеризованное, поэтому не должно содержать живые дрожжи и соответственно «+». В пиве «Viking» были обнаружены следы бактериального загрязнения, что свидетельствует о низкой культуре производства, и было оценено «-». Поскольку присутствие консервантов специально не исследовалось, остальные образцы оценены «+».

При оценке показателя «Внешний вид напитка» учитывали насыщенность цвета, игристость, интенсивность и продолжительность выделения углекислого газа, а также прозрачность. При наиболее выраженных указанных характеристиках присваивалась оценка «++». Единственную оценку «-» за данный показатель получило пиво «Eagle Super» за осадок на дне бутылки.

Показатель «Аромат» оценивали по следующим характеристикам: интенсивность, насыщенность, гармоничность, наличие аромата хмеля, отсутствие посторонних запахов. Максимальная оценка по этому показателю «+++». Сорта пива, получившие высший балл, имели мягкий и приятный аромат, без посторонних запахов, с хорошо выраженным запахом хмеля. Пиву «Viking» была снижена оценка за слабовыраженный, без хмелевой горечи, слегка сладковатый аромат. Пиво «Lapin Kulta», наоборот, имело избыточно выраженный аромат хмеля.

Показатель «Вкус» оценивали по следующим характеристикам: гармоничность, насыщенность, сложность и многообразие оттенков вкуса, хмелевая горечь, приятность послевкусия, отсутствие посторонних привкусов, а также консистенция напитка. Максимальная оценка «+++». Например, пиво «Вегд» обладает богатым на оттенки, гармоничным вкусом. Мягкая, хорошо выраженная хмелевая горечь оставляет приятное послевкусие. Вкус петербургских сортов «Калинкинъ» и «Праздничное» дополнялся легким медовым привкусом. Образцы, получившие сниженные оценки, как правило, обладали резким вкусом.

Показатель «Полнота налива» регламентируется ГОСТом 3473-78, который допускает колебания в 3% объема. Превышение этой величины оценивалось знаком «-».

Показатели «Отклонение содержания спирта» характеризуют различие между фактическими данными и декларированными на этикетках значениями. Отклонения фактических значений в меньшую сторону оценивалось «-», соответствие декларированному — «+».

 

Задача № 6. Определить конкурентоспособность кремов с фруктовыми кислотами на основании результатов исследований.

В продаже появились кремы с фруктовыми кислотами, которые, как заявляется в рекламе, не только омолаживают кожу, но и устраняют ее дефекты.

Фруктовые кислоты в косметической промышленности стали использовать сравнительно недавно. Сегодня их можно обнаружить не только в кремах для лица, но и в средствах для снятия макияжа, в препаратах для похудения и даже в лаках для ногтей. Фруктовые кислоты действительно содержатся во фруктах. Например, яблочная кислота может быть взята из смородины, вишни, рябины или яблока. Ее также можно обнаружить в виноградном и апельсиновом соках вместе с лимонной кислотой. Молочная кислота находится в меде, клубнике, малине, в тропических фруктах и в молоке, гликолевая кислота - в сахарном тростнике. На языке химиков они называются альфа-гидроксидными кислотами (АГК).

Фруктовые кислоты обладают пилинг-эффектом: растворяют в коже вещества, скрепляющие ороговевшие клетки, и тем самым вызывают быстрое отшелушивание рогового слоя. Результат: кожа выглядит свежей, гладкой и нежной. При длительном воздействии на кожу препараты с фруктовыми кислотами стимулируют процессы обновления глубоко лежащих клеток. А это способствует разглаживанию морщин, осветлению пигментных пятен. Повышается упругость и эластичность кожи, она лучше удерживает влагу, кожа становится мягче, ее верхний слой - более прозрачным, гладким, как бы сияющим.

Кремы с фруктовыми кислотами - сильнодействующие, поэтому у людей с легкораздражимой кожей они могут вызвать небольшое покраснение. Вот почему некоторые фирмы решили избежать этой проблемы. Например, Clinique использовала не альфа-гидроксидные кислоты, а салициловую кислоту, которая создана на основе экстракта коры плакучей ивы и аспирина Она аналогично действует, но не вызывает раздражений. А фирма Laboratories GARNIER создала крем «Сияние витаминов» со сбалансированными фруктовыми кислотами, которые тоже действуют более мягко.

Исследовательский центр Независимого национального института потребления (Франция) провел лабораторный анализ 10 кремов, содержащих фруктовые кислоты, а полученные результаты сравнил с обещаниями в рекламе. Результаты исследования были опубликованы в журнале «50 миллионов потребителей».

При тестировании процесса отшелушивания были получены хорошие результаты практически у всех кремов: оценка «очень хорошо» - у крема Alphaсid et Novactia фирмы Vichy, «хорошо» - у кремов фирмы Ponds и CJarins. С точки зрения увлажнения кожи лучшими признаны кремы Alphacid et Novactia от Vichy и Exell АЗ Plenitude от L'OREAL. То есть всего два крема из 10 обладают достаточным эффектом увлажнения. Главное же достоинство производителей -это улучшение цвета кожи и появление «сияния». Единственный крем, получивший по этому критерию оценку «хорошо», - крем Plenitude Exell АЗ фирмы L'OREAL.

Все эти объективные данные, полученные в лабораториях, были подтверждены потребителями и дерматологами. Они также отметили сильные и слабые стороны этой продукции. Результаты исследования приведены в табл. 10.

 

 


 

 

Задача № 7. На отечественном рынке рассматривается возможность разработки трех месторождений железных руд для обеспечения металлургического завода железорудным сырьем. Технико-экономические показатели добычи и обогащения руд сравниваемых месторождений характеризуются данными, приведенными в табл.11.

Определить конкурентоспособность месторождений по следующим экономическим показателям: 1) годовой объем производства концентрата; 2) годовой объем производства агломерата; 3) годовая производительность работника по производству агломерата; 4) срок службы рудника.


 

Задача № 8. Определить конкурентоспособность батареек на основе испытаний, выполненных лабораторией «Динамические технологии».

Элементы питания представляют собой марганцевоцинковую систему, заполненную электролитом. В зависимости от типа электролита - солевого или щелочного, батарейки называются либо алкалические (со щелочным электролитом), либо марганцево-цинковыми. Марганцево-цинковые элементы проще по конструкции и дешевле. Алкалические батареи имеют электрическую емкость значительно более высокую, примерно на треть тяжелее и стоят дороже марганцевоцинковых. По конструкции они сложнее, но существенно надежнее, В продаже представлены широко оба эти элемента.


Данные испытаний 16 типов батареек представлены в табл. 12.

 

Задача № 9. На отечественном рынке бытовой техники представлен ассортимент кухонных комбайнов, технико-экономические характеристики которых приведены в табл. 13.

Определить конкурентоспособность кухонных комбайнов, используя методику расчета конкурентоспособности.


Задача № 10. Отечественный рынок бытовой техники насыщен холодильниками, ассортимент которых представлен в табл. 14.

Определить конкурентоспособность двухкамерных холодильников на основе их технико-экономических характеристик, используя методику расчета конкурентоспособности.

 

 


 

Примечание: Если холодильники оснащены системой No Frost, размораживать их не надо, так как на стенках камеры не выступает иней.


5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Академия рынка. Маркетинг: Перевод с франц. М: Экономика, 1993.

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг. Учебник для вузов. 3-ое издание. – Спб.: Питер, 2010.

3. Березин И. Маркетинговый анализ. – М.:ООО «Журнал «Управление персоналом»», 2004.

4. Ганицкий В.И., Эйрих В.И. Менеджмент в горном деле. Справочное пособие. – М.: ООО «НИПКЦ Восход – А», 2010.

5. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 1999.

6. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. Общ. ред. Е.П.Голубкова. - М.: Экономика, 1993.

7. Гурен М.М. Ценообразование и цены на продукцию горных предприятий: Учебник для вузов.- М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2003.

8.Денисова И.П. Цены и ценообразование. Учебное пособие. - М.: Экспертное бюро, 1997.

9. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. – М.: Высшая школа, 1995.

10. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии. 4-е изд. – Спб.: Питер, 2007.

11. Желтякова. И.А., Маховникова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Тесты и задачи. Учебное пособие. - СПб: Питер, 1999.

12.Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М.: «Международные отношения», 1991.

13. Капферер Ж.-Н. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда. Пер. с англ. Е.В.Виноградовой; под общ. Ред. В.Н.Домнина. – М.:Вершина, 2007.

14. Ковалев А.И. Промышленный маркетинг. – М.: ООО Фирма «Благовест_В», 2002.

15.Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга.   Пер. с англ. - 5-е европейское изд.: - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2014.

16. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник для вузов. – М.: Издательство БЕК, 2003.

17. Маркетинговая стратегия. Курс МВА/ О.Уолкер-мл. и др.; Пер. с англ.- М., 2006.

18. Омаров М.М., Роботов А.С. и др. Интернет-технологии в маркетинге: Учебное пособие.- Великий Новгород, 2005.

19. Назарова З.М.,Маутина А.А., КосьяновВ.А., УстиновА.А., Корякина Н.А. Маркетинговая деятельность геологических организаций. – М., 2013.

20. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 1991.

21. Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / А.П.Панкрухин. – 6-е изд., стер.- М.: Издательство «Омега –Л», 2011.

22. Петросов А.А. Стратегическое планирование, прогнозирование, экономические риски горного производства: Учебное пособие для вузов. – М.: «Мир горной книги», Издательство Московского государственного горного университета, 2009.

23. Путилов А.В. Введение в научно-технический маркетинг. Основы маркетинга в сфере наукоемких технологий по Дейлу Корнеги. – М.: Издательский дом «Руда и металлы», 2003.

24. Разработка плана маркетинга бизнес-проекта: Учеб. Пособие.- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003.

25. Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2011.

26. Уварин Н.Л. Aнализ и планирование безубыточности производства. – М.: Изд. Московского горного университета, 2001.

27. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: ЭКМОС, 1997.

28. Управление, организация и планирование геологоразведочных работ. / Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. д.э.н., проф. Лисова В.И. и д.э.н., проф. Назаровой З.М. 2-е изд., перераб. и доп. - Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2011.

29. Финансы геологических предприятий: учебное пособие для ВПО. - 2-е изд., перераб. и доп./ В.И.Лисов, З.М.Назарова, А.А.Маутина и др.- Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2013.

30. Черчилль Г., Браун Т. Маркетинговые исследования. 5-е изд. – Спб.: Питер, 2007.

31. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг.- М.: Экономика, 1993.

32. Экономика геологоразведочных работ: учебное пособие для ВПО – 3-е изд., перераб. и доп./В.И.Лисов, З.М.Назарова, А.А.Маутина и др.- Волгоград: Издательский Дом «Ин-Фолио», 2012.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: