Форма государственного устройства - национально-территориальная организация государства, а также взаимоотношения центральных и региональных органов.
В отличие от формы правления, форма государственного устройства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Формы государственного устройства зарубежных стран разнообразны и сугубо индивидуальны. Тем не менее можно выделить две основные формы - унитарную и федеративную.
Унитарное государство - это единое, цельное государственное образование.
Основные признаки:
· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий или ограничений;
· единая система высших органов государственной власти;
· единое гражданство;
· единая система права;
· единая судебная система;
· территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.
|
|
Эта форма является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия Япония и др.).
Помимо унитарных государств в "чистом виде" встречаются их особые разновидности:
· унитарные государства автономиями;
· децентрализованные унитарные государства.
Автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).
При децентрализованной унитарном государстве все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями (Испания).
Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
Эта форма, в отличие от унитарной сложна и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями.
Характерные признаки:
· территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого, она состоит из территорий субъектов федерации;
· субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции;
· субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;
· субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
|
|
· наличие двойного гражданства;
· двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм).
Федерация до настоящего времени является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, ФРГ, Австрия, Швейцария, Индии, Австралия, Мексика и др.).
Конфедерация - союз государств, при конфедеративных связях части конфедерации продолжают быть суверенными государствами, но между ними существует тесное единство.
Конфедерация - это непрочное образование, которое создается, как правило, либо с целью дальнейшей интеграции и трансформации в федерацию, либо с целью "мягкого" развода составных частей федерации.
Примером конфедерации были:
· Швейцария до 1848 г., затем преобразовалась в федерацию;
· ОАР - Объединенная Арабская Республика - конфедерация Сирии и Египта, созданная в 1958 г. по инициативе Г.А. Нассера, распалась через 3 года, в 1961 г.
· Сенегамбия - конфедерация Сенегала и находящейся внутри его территории Гамбии, существовала 7 лет (1982-1989 гг.), после чего распалась.
Квазиконфедерация - более тесный союз, чем конфедерация, и менее тесный, чем федерация, при этом это союз между неравными, и часто - отдаленными друг от друга частями.
Квазиконфедеративные отношения обычно существуют:
· между бывшей метрополией и ее бывшими колониями, которые уже не колонии, но и не государства, и желают сохранить экономическую и политико-правовую связь с метрополией, но в то же время обладать суверенитетом;
· в силу давних исторических традиций.
В качестве примеров квазиконфедеративных отношений можно привести6
· Данию и Фарерские о-ва, Гренландию;
· Голландию и Нидерландские Антильские о-ва (Кюрасао и Бокайро);
· США и Пуэрто-Рико
· Великобританию и о-ва Пролива, о-в Мэн.
Содружество - объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, которая обусловлена:
· интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых государств);
· языковым единством (Британское Содружество наций);
· общностью правовой системы, культуры и религии (Лига арабских стран).
Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме своеобразных нормативных актов (Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ принят модельный Уголовный Кодекс от 2 ноября 1996 г.).
· Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В сообществе (Европейское сообщество) может быть бюджет, надгосударственные органы.
Цель сообщества - выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
· Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и др.)
Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.
· Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др.
В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которое они испытывают (Балтийский союз, союз РФ и Республики Беларусь и др.).