СМИ как средство осуществления политической деятельности

«Каждый хочет, чтобы его информировали честно, беспристрастно, правдиво – и в полном соответствии с его взглядами.» Гилберт Честертон.

Информация всегда влияла на обновление, изменение устаревших стереотипов, в том числе на политическую жизнь, обусловливая поиск новых подходов, решений. Например, во время мятежа в августе 1991 г. в Москве президент США Дж. Буш долго не решался определить свое отношение к нему, - и лишь увидев на экране телевизора Б. Ельцина на танке, окончательно поддержал демократические силы. Так, небольшая по объему, но внятная информация сыграла решающую роль в перестройке советско-американских отношений [9].

Поэтому, становится понятным, что массовые коммуникации являются неотъемлемой составной частью политики. Потому что она, как вид общественной деятельности, остро нуждается в обеспечении специфическими средствами информационного обмена, становлении и поддержке информационных связей между ее субъектами. Это обусловлено природой политики как коллективной, сложно организованной целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для реализации общей цели и интересов, касающихся всего общества. Коллективный характер политической деятельности может осуществляться только в случае осознания ее важности и необходимости членами коллектива, даже если они разделены пространственно, и координации деятельности людей и организации. Все это требует использования специфических средств передачи информации, обеспечивающих единую волю, целостность и направленность действий одновременно большого количества людей. Этими средствами являются СМИ.

СМИ также выражают и способствует становлению гражданской мысли, которая обычно рассматривают как коллективные суждения людей, проявление обыденного сознания, формирующегося в процессе движения информации в обществе, и выступает как регулятор человеческой деятельности. Общественное мнение может быть единым, монолитным, но чаще оно имеет плюралистический характер. Тогда встает вопрос о формировании общественного мнения большинства на основе согласованных взглядов, достижения консенсуса между различными слоями населения. Особенно большую роль СМИ играют в формировании мнения людей по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном быту.

Поэтому, СМИ, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, а с другой – влияют не только на сознание, но и на поступки, коллективные действия людей. Именно сейчас, когда мировое сообщество уверенно шагает в будущее под лозунгами демократий, этот аспект приобретает новое значение. Потому что в отличие от тоталитарного режима, не учитывает общественное мнение, в демократических обществах управления социальными процессами не возможно без изучения общественного сознания и возможности влияния на нее, и колоссальная роль в этом принадлежит средствам массовой коммуникации. Владение и умелое использование которых – залог успешного осуществления власти, демократических форм управления социальными процессами [14].

Сфера общественно-политической активности СМИ имеет особую информационную форму, поэтому остро встает вопрос их роли в политической деятельности государств. Основными функциями СМИ с точки зрения осуществления государственной политики является:

-использование технологии лоббирования государственных интересов.

-социологизация личности (помощь адаптации к социальной действительности).

-мобилизационная - поддержание политической активности граждан государства.

- Интерпретация информации поступающей в выгодном для осуществляемой политики свете.

А современные французские учении Б. Катля и А. Каде выделяют такие функции СМИ в рамках политического направления деятельности:

-Функция антенны – снабжение разнородной информации до общества.

-Функция усилителя-усиление важности фактов, драматизация событий.

-Функция фокуса – СМИ являются фокусом изменений социокультурных течений.

-Функция призмы – формирование новых моделей поведения.

-Функция эхо – выполнение функции сохранения определенной социальной структуры, служат символом определенного социального устройства.

Поскольку главной задачей власти является подчинение людей своей воле, а СМИ обладают мощными возможностями воздействия на их сознание и поведение, в политической системе общества средства массовой информации занимают особое место, следуя непосредственно за официальными ветвями власти. Поэтому СМИ все чаще называют «четвертой властью». Важно, что адресатом деятельности СМИ может быть как общество в целом, так и отдельные его части, то есть реализуется один из самых эффективных видов коммуникаций – с глазу на глаз с потребителем политической информации. Это позволяет направлено формировать общественное мнение, вести диалог, осуществлять непосредственный политический контакт, предопределяя его "наполнение" и "акцентуацию "из этого возникает, что "Четвертая власть " при определенных обстоятельствах имеет преимущество над другими и является более влиятельным за них [11].

Управляющая функция СМИ в общественно-политической жизни может иметь характер как непосредственного влияния на различные социальные институты, так и характер идеологического воздействия на социум. Известно достаточно много исторических примеров, когда под влиянием распространенной СМИ информации (дезинформации) властные структуры, ответственные должностные лица меняли свои позиции, принимали серьезные политические решения. Но более распространенным и более значимым является их опосредованное влияние на взгляды, настроения, убеждения широкой общественности граждан, на формирование общественного мнения.

В процессе политических коммуникаций СМИ реализуют два динамических этапа: первый - коммуникатор отбирает и перерабатывает информацию; второй - реципиент получает и осознает представленные данные. Как известно, осознание содержания информации напрямую зависит от способа ее представления и интерпретации, которую в нее заложил коммуникатор. Особенностями СМИ, что выделяет важность их использования в политической деятельности государства, является:

-Оперативность – способность фиксировать происходящее прямо сейчас, быстро анализировать и составлять прогноз дальнейшего развития и последствий. Эффективность воздействия на народное мнение зависит от ее актуализации, от того в какой степени оно связано с событиями и явлениями, которые интересуют и волнуют людей.

-Целеустремленность – осуществление деятельности ради достижения четко определенной цели и определенного результата.

-Эмоциональность – использование эмоций как средства усиления влияния поданной информации. СМИ направлено на формирование в обществе эмоционально-образной картины мира, что ориентирует личность в типичных проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы социального поведения в отдельных ситуациях.

-Разнообразие способов представления определенной информации.

-Представление реципиенту доступной информации и в комфортных условиях.

Таким образом, средства массовой коммуникации являются важным инструментом социального управления государства. Выполняя свою роль в формировании народной мысли СМИ не ограничивается только этим. Однако, одной из основных функций их деятельности в политической сфере является подготовка народной мнению для проведения государством определенной политики. СМИ – это часть политической системы, без которой невозможно представить современное общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяет социально-политическое устройство государства. Поэтому, для лучшего понимания и оценки механизма их деятельности в пределах определенного государства мы должны рассмотреть основные принципы функционирования национальных систем СМИ.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: