Национальные системы СМИ

В связи с активным распространением глобальных экономических и культурных мировых тенденция значения важности национальных условий, невозможность применения единых схем и сценариев для оценки и моделирования ситуаций в конкретных национальных системах СМИ приобретает новый смысл.

Для того чтобы понять общие особенности современных национальных систем массовых коммуникаций, сначала рассмотрим что вообще определяет это понятие. В эпоху информационного потребления происходит бурное развитие и системы СМИ. При этом ее ядро все еще составляют газетные и журнальные редакции, издательства, студии радио и телевидения с их разнообразной продукцией. Но к СМИ по праву принадлежат и информационные службы (телеграфные агентства, агентства печати, рекламные бюро, пресс-службы, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

В последнее время к системе СМИ относят социальные институты и лиц как учредителей изданий и программ, органы управления системой журналистики, а также организации, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров. В системе все больше укрепляются институт издания, службы связи (в том числе и космической) и доставки информационной продукции, производители средств, используемых в журналистике подобное.

Таким образом, система СМИ в структурном плане сегодня представлена несколькими группами средств информации: пресса, аудиовизуальные СМИ, информационные службы, разного рода "периферические образования" журналистики. В связи с информационными потребностями общества стремительно расширяется сеть рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Все больше утверждается новая отрасль информационной деятельности – паблик рилейшнз (связи с общественностью). В рамках национальных систем СМИ приобретают значение клубы и ассоциации журналистов, которые способствуют обмену и распространению важных сообщений, социальной информации.

Какими же данными в настоящее время характеризуются развитие национальных систем СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире видаться более восьми тысяч солидных ежедневных газет, общий тираж которых составляет около полумиллиарда экземпляров, работает более 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам ЮНЕСКО для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радиоприемников, сто телевизоров. Этим стандартам полностью соответствуют 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии – Япония. Вспомним, что вместе с тем в освободившихся странах Азии, Африки, латинской Америки наполненность СМИ является чрезвычайно низкой. Например, в 9 из стран американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации [3].

Конечно в вопросы национальных систем средств массовой коммуникации можно углубляться очень долго, но я в своей работе выделю лишь особенности национальных систем СМИ в контексте их принадлежности к различным типам осуществления государственного режима. Ибо, как показывает практика, какое общество, такая и система массовой коммуникации. Это позволит увидеть основные закономерности их функционирования, не вдаваясь в подробности.

В тоталитарном и других диктаторских государствах СМИ с одной стороны становятся жертвой режима, теряют все преимущества свободной деятельности и информирования населения, а с другой – они сами являются средством осуществления антидемократического режима. Широко используются возможности эмоционального воздействия СМИ на личность. Политическая пропаганда обогащается эмоциональным содержанием и используются технологии политического манипулирования, влияющие на разум человека.

Интенсивное использование СМИ, по мнению многих исследователей, важная особенность этих режимов. Собственно средства массовой информации своей инфраструктурой и функциональной деятельностью воспроизводят мощнейший поток политической информации, и является самым совершенным пространством политической коммуникации. Поэтому, осознавая манипуляционные возможности СМИ, руководство государства пытается контролировать их любыми средствами завладеть информационной монополией. Потребность политической системы в средствах коммуникации прямо зависит от функции, которую она выполняет в обществе, численности политических агентов, способов принятия политических решений, размеров государства и некоторых других факторов. Наиболее полно политические функции СМИ находят отражение в государствах с демократическим устройством. В таком обществе важнейшая политико-социальная задача СМИ – массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, направление граждан на мирное решение конфликтов, утверждении демократических принципов государственного устройства. [2]

В демократических государствах предпочтение отдают модели массовых коммуникаций основанной на рациональном представлении материала. Она рассчитана на убеждения людей с помощью информирования и аргументации. Эта модель предполагает конкурирование различных СМИ за внимание и доверие аудитории.

В либерально демократических государствах западного мира i обществах «демократического транзита» СМИ пытаются максимально расширить автономность своего статуса, но в связи с современном контексте распространения информационного влияния на процессы в обществе происходит модернизация функций СМИ, появляются новые тенденции и специфические представления относительно деятельности каналов информации, наблюдается усиление роли СМИ в политической деятельности государства. Основными факторами, способствующими этому процессу есть: -Отсутствие официальной цензуры, открывающей неограниченное поле деятельности.

В частности, возможность свободного раскрытия и распространения среди людей разносторонних взглядов на ту или иную ситуацию, событие способствует обогащению политической тематики.

-Расширение сети независимых СМИ, которые определяют собственный взгляд на политику государства, что, закономерно, требует усиление влияния официальных СМИ, направленных на поддержку политической деятельности государства

-В контексте современных тенденций развития общества заметным является рост значения информации, важность владения ею и ее использования. Результатом этого является необходимость использования прогрессивных технологических средств распространения политической информации. В демократически-правовом обществе каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всем, что происходит в стране и мире. Как справедливо считается во многих исследованиях, основная цель СМИ в демократическом обществе-это достижение согласия. Поэтому национальные системы СМИ в них имеют преимущественно свободный характер, являются независимыми от власти и достаточно активно защищают свои права.

Важной особенностью положения национальных систем СМИ в демократическом обществе является их активное участие в возрождении, становлении и закреплении национально-государственной идентичности, что подразумевает не только резкое повышение количества материала по этой теме на страницах газет и журналов, в передачах телевидения и радио, споры по поводу национальной истории, политики, межнациональных отношений, проблем суверенитета и т. д. Требование овладеть народным духом и наполнить его идеями национальной принадлежности и государственности, звучит особенно остро, когда нация стремится к созданию единого государства, но реально ее не имеет, или, когда есть фактическая государственность, но она не достигла должного уровня.

На мой взгляд белорусские средства массовой информации должны думать не только о прибыли, но и о том, как вырастить достойного гражданина нашей страны, который будет понимать, что он является частью могучего народа, достойного гордости страны, делать все ради ее расцвета, чтобы люди на улицах хоть немного чаще улыбались, ради того, стало меньше беспризорных детей и людей, живущих в нищете, потому что невозможно быть счастливым, когда страдает твой народ.

Нужно еще много времени, чтобы мы привыкли к идее единства, но этот процесс можно ускорить если белорусское правительство поймет необходимость проведения изменений в этой сфере и направит деятельность средств массовой информации не на копирование западного пути развития и образа жизни, а на поддержку белоруской культуры, традиций и колорита, исследований истории нашего народа и укрепления в сознании людей того, что называется национально-государственная идентичность.


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: