Тема 5. Россия на пороге Нового времени

Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время. Борьба русского народа против шведско-польских интервентов. Первое и второе народное ополчения. Россия в XVII в. Утверждение крепостного права. Раскол в русской православной церкви.

 

Тема 6. Становление Российской империи в XVIII в.

Приход к власти Петра I. Петровские преобразования. Россия во второй четверти – конце XVIII в. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Русская культура XVIII века.

 

Тема 7. Исторические пути России в I половине XIX века

Реформы в России в I половине XIX века. Восстание декабристов и его историческое значение. Общественные течения 30-50 гг. XIX века. Культура и наука в I половине XIX века.

Тема 8. Российская империя при последних Романовых

Реформа 1861 г. и ее значение для социально-экономического развития России. Буржуазные реформы 60-70  гг. XIX века. Контрреформы 80-90 гг. XIX века. Общественно-политические движения II половины XIX века.

 

Модуль 2

Россия в ХХ в.

 

Тема 9. Россия в эпоху революций и реформ (конец XIX в. – февраль 1917 г.)

Экономическое развитие России во II половине XIX века. Буржуазно-либеральное движение. Распространение марксизма. Революционные события 1905-1907 гг. Участие России в первой мировой войне. Свержение самодержавия.

 

Тема 10. Октябрьская революция и гражданская война

От февраля к октябрю. Октябрьский переворот и формирование новой власти. Гражданская война. «Военный коммунизм».

 

Тема 11. Новая экономическая политика

Международная обстановка и внутреннее положение Советской России после гражданской войны. Переход к НЭПу. Экономические результаты НЭПа. Политическое развитие страны.

 

Тема 12. СССР в конце 20 и в 30 гг.

Международные положения. Определение путей развития. Индустриализация. Коллективизация. От «чрезвычайных мер» к тоталитарному государству.

 

Тема 13. Великая Отечественная война

Итоги модернизации страны. «Большой» террор. Накануне войны. Начало войны. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Завершение войны.

 

Тема 14. Россия после второй мировой войны

Социально-экономическое развитие. Политическая жизнь. После Сталина: начало перемен. ХХ съезд КПСС и «десталинизация». Контрасты «оттепели».

 

Тема 15. Период «застоя» (сер 60-х – I половина 80-х гг.)

Экономика и социальные процессы. Политическая и духовная жизнь общества. Внешняя политика.

 

Тема 16. Россия на переломе

Политические перемены. Перестройка. Россия посткоммунистическая.

 

 

Тема 17. Российская Федерация на современном этапе

Внешняя политика. Внутренняя политика (события октября 1993 г., переход к рыночной экономике, становление системы органов государственного управления). ХХ век в отечественной истории.

 

Тесты для самоконтроля

Тест № 1

1. Назовите первого русского историка, летописца, автора «Повести временных лет»:

а) Геродот;

б) Нестор;

в) Прокопий Кесарийский;

г) Маврикий Стратег.

 

2. Григорий Отрепьев в истории России известен как:

а) внебрачный сын Ивана Грозного;

б) сподвижник И. Болотникова;

в) самозванец, назвавшийся сыном Ивана Грозного Дмитрием.

 

3. Отмена крепостного права предоставила личную свободу крестьянам:

а) без земли и без выкупа;

б) с землей за выкуп помещикам;

в) за небольшую выплату правительству.

 

4. Мирный договор между Россией и Германией был подписан в Брест-Литовске в:

а) 1918 г.;

б) 1919 г.;

в) 1920 г.

 

5. В период пребывания Ю. Андропова во главе партии и государства были приняты меры по:

а) искоренению коррупции;

б) наведению элементарного порядка для сохранения и обновления системы;

в) верно все указанное.

Тест № 2

1. Народное собрание у восточных славян называлось:

а) агора;

б) вече;

в) шинг.

 

 

2. Пересвет и Челубей:

а) монахи Соловецкого монастыря;

б) иконописцы;

в) участники поединка богатырей перед началом Куликовской битвы.

 

3. Первая половина XVIII века вошла в историю России как:

а) елизаветинское время;

б) петровская эпоха;

в) екатерининская эпоха.

 

4. Организатор группы «Освобождение труда»:

а) Н. Чернышевский;

б) Г. Плеханов;

в) П. Моисеенко.

 

5. На пост Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.А. Андропов был избран в:

а) 1967 г.;

б) 1980 г.;

в) 1984 г.

 

Тест № 3

1. Период феодальной раздробленности характеризуется:

а) децентрализацией государства;

б) созданием новых самостоятельных государств;

в) ослаблением политических и экономических связей между областями.

 

2. «Избранной радой» в XVI веке называли:

а) круг близких помощников Ивана IV, разрабатывавших проекты реформ;

б) родственников Ивана IV;

в) местные органы выборного самоуправления.

 

3. Оброк – это:

а) отработки крестьян на боярском поле;

б) обязанность крестьян участвовать в военных походах своего феодала;

в) платежи деньгами или продуктами за пользование землей.

 

4. Западников и славянофилов сближало:

а) стремление к революции;

б) идея цареубийства;

в) стремление к реформам.

 

5. Главным признаком «оттепели» было:

а) ослабление роли партии;

б) выпуск на свободу всех политзаключенных;

в) появление в открытой печати произведений антисталинской направленности.

Тест № 4

1. Один из варяжских князей – Рюрик стал княжить в Новгороде в:

а) конце VII в.;

б) начале VIII в.;

в) конце IX в.;

г) начале X в.

 

2. Укажите итоги Северной войны:

а) Россия отвоевала выход в Балтийское море;

б) Россия лишилась части своей северной территории;

в) у России появился свой флот.

 

3. С призывом превратить войну империалистическую в войну гражданскую выступали:

а) большевики;

б) эсеры;

в) анархисты.

 

4. Понятие «десталинизация» означало:

а) частичную реабилитацию жертв репрессий;

б) отказ от сталинских методов управления;

в) пересмотр точки зрения на Октябрь 1917 года.

 

5. Проект экономической реформы 1987 года предусматривал:

а) постепенное возрождение частного сектора экономики;

б) отказ от монополии внешней торговли;

в) все указанное.

 

Тест № 5

1. Битва на реке Калке произошла в:

а) 1219 г.;

б) 1223 г.;

в) 1224 г.

 

2. Мозаика – это:

а) живопись водяными красками по штукатурке;

б) изображение, выполненное из цветных камней;

в) древние надписи, рисунки.

 

3. Опричное войско не смогло остановить крымского хана Девлет-Гирея, который в 1571 г. захватил и сжег город:

а) Москву;

б) Курск;

в) Тверь;

г) Смоленск.

 

4. Период 1725-1762 гг. в России вошел в историю как:

а) период дворцовых переворотов;

б) Смутное время;

в) династический кризис.

 

5. Пребывание К. Черненко у власти:

а) ускорило крах системы;

б) положило начало «кадровой революции»;

в) положило начало процессу перестройки и гласности.

 

Тест № 6

1. Укажите, с именем какого князя связана победа на Куликовом поле:

а) Дмитрия Донского;

б) Александра Невского;

в) Владимира Мономаха.

 

2. После распада Золотой Орды образовались самостоятельные государства. Это:

а) Казанское ханство;

б) Тюркское ханство;

в) Крымское ханство.

 

3. Екатерина II стала русской императрицей благодаря:

а) гвардии;

б) вмешательству Пруссии;

в) Земскому собору.

 

4. К 1918 году относится:

а) выступление чехословацкого корпуса;

б) советско-польская война;

в) поход А.В. Деникина на Москву.

 

5. Выдающимися военачальниками в годы Великой Отечественной войны были:

а) А. Василевский;

б) В. Чапаев;

в) М. Тухачевский.

 

Тест № 7

1. К родоплеменной знати славян относятся:

а) вождь, старейшины, жрецы;

б) король, старейшины, друиды;

в) хан, старейшины, шаманы.

 

2. Создание славянской азбуки связано с:

а) братьями-миссионерами Кириллом и Мефодием;

б) Митрополитом Иларионом;

в) монахом Нестором.

 

3. Реформой 1861 г. было отменено:

а) самодержавие;

б) крепостничество;

в) сословность.

 

4. Первая мировая война:

а) привела к подъему революционного движения;

б) укрепила позиции правительства;

в) укрепила авторитет династии Романовых.

 

5. Пенсии колхозникам были введены:

а) с завершением коллективизации;

б) при Н. Хрущеве;

в) по решению мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС.

 

Тест № 8

1. Отметьте, каковы были последствия феодальной раздробленности на Руси:

а) Русь потеряла свою независимость;

б) произошел спад экономического развития;

в) начались междоусобные войны.

 

2. Фрески создавали:

а) расписывая красками сырую штукатурку;

б) на холсте;

в) на цветном стекле.

 

3. Землепроходцами в XVII веке называли:

а) геологов;

б) людей, совершивших экспедиции к Тихому и Ледовитому океанам;

в) крестьян, переселившихся в незаселенные районы.

 

4. Итогом коллективизации явилось:

а) уничтожение крестьянского хозяйства;

б) всенародная поддержка коллективизации;

в) подъем сельскохозяйственного производства.

 

5. В ответ на действия оппозиции Б. Ельцин:

а) объявил в Москве чрезвычайное положение;

б) ввел в столицу войска, начавшие артиллерийский обстрел Белого дома;

в) верно все указанное.

 

Тест № 9

1. Укажите отличия языческой религии от христианской:

а) многобожие;

б) единобожие;

в) иконопись.

 

2. Летом 1489 года:

а) поход на Русь начал хан Ахмат с целью вернуть невыплаченную дань;

б) не севере вновь начал военные действия Ливонский орден;

в) верно все указанное.

 

3. Автор проекта либеральных реформ государственного аппарата в первой половине XIX века:

а) П. Строганов;

б) Н. Новосильцев;

в) М. Сперанский.

 

4. Для политики «военного коммунизма» характерно введение:

а) централизованного руководства всей промышленностью;

б) экономических методов хозяйствования;

в) свободных цен на многие товары.

 

5. «Железный занавес» – это:

а) пограничная система стран социализма;

б) раскол мира на два враждебных лагеря по идеологическому принципу;

в) берлинская стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного Берлина.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: