ТЕПЛООБМЕН В ПРОЦЕССЕ РАСШИРЕНИЯ
В процессе расширения производится преобразование тепла, выделившегося при сгорании топлива, в механическую работу.
Процесс расширения в поршневых двигателях внутреннего сгорания сопровождается: догоранием топлива, непрерывным теплообменом между рабочим телом и деталями цилиндра при переменных перепадах температур, переменной поверхности теплообмена и при переменных давлениях, утечкой газов через неплотности в сопряжении поршень—цилиндр, диссоциацией и рекомбинацией продуктов сгорания.
Догорание топлива и рекомбинация продуктов диссоциации приводят, несмотря на увеличение объема рабочего тела и отвод от него тепла, к увеличению температуры газов в начале процесса расширения. Как видно из рис. 7.1, температура достигает максимального значения после достижения максимального давления в цилиндре рz. Это свидетельствует о. том, что в начальной стадии процесс расширения протекает с подводом тепла и показатель политропы расширения на этом участке процесса ниже показателя адиабаты k (в начале n2 имеет отрицательные значения, доходя до нуля при рz макс и при Т макс достигает значения n2=1).
|
|
Рис. 7.1. Изменение давления и температуры в цилиндре по углу поворота коленчатое вала
По мере дальнейшего перемещения поршня от в.м.т. к н.м.т. завершается процесс догорания топлива и восстановления продуктов диссоциации, увеличивается влияние отвода тепла от рабочего тела к стенкам цилиндра. При этом показатель политропы расширения увеличивается, приближаясь к показателю адиабаты. При некотором положении поршня подвод тепла становится равным отдаче тепла в стенки цилиндра, а мгновенное значение показателя политропы расширения становится равным значению показателя адиабаты. В конце процесса расширения преобладает отвод тепла и показатель политропы расширения монотонно растет по мере приближения поршня к н.м.т.
Рис. 7.2. Изменение показателя политропы в процессе расширения
Таким образом, процесс расширения в двигателях внутреннего сгорания сопровождается явлениями, обуславливающими сложный характер его протекания. На рис. 7.2 показано изменение давления в цилиндре и показателя политропы расширения в зависимости от изменения объема над поршнем.
Ввиду трудности практического использования переменных значений показателя политропы расширения в расчетах действительный процесс расширения заменяют условным, происходящим с некоторым постоянным значением п2.
Величина среднего показателя политропы расширения должна выбираться из условия, чтобы суммарный теплообмен в расчетном цикле был таким же, как и в действительном.
|
|
Для политропического процесса при среднем показателе п2 давление и температура конца процесса расширения определяются по формулам:
; (7.1)
(7.2)
где - степень последующего расширения.
Для ДсИЗ , поэтому
; (5.15
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ВЕЛИЧИНУ СРЕДНЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ ПОЛИТРОПЫ РАСШИРЕНИЯ
На величину среднего показателя политропы расширения влияют различные факторы, основными из которых являются обороты коленчатого вала двигателя, нагрузка, геометрические размеры, цилиндра, тип камеры сгорания, режим охлаждения, характер протекания процесса сгорания и др.
Скоростной режим.. С увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя уменьшается время, отводимое на процесс расширения. Это вызывает уменьшение теплоотдачи от рабочего тела к стенкам цилиндра и увеличение утечки газа через неплотности. Кроме того, при неизменном угле опережения впрыска топлива увеличивается догорание топлива в процессе расширения. Все эти явления направлены на уменьшение отводимого от рабочего тела тепла, поэтому средний показатель политропы расширения уменьшается.
Режим нагрузки. С увеличением нагрузки при постоянном числе оборотов коленчатого вала двигателя увеличивается цикловая подача топлива, что при постоянном угле опережения впрыска топлива приводит к увеличению догорания на линии расширения (к увеличению подвода тепла к рабочему телу) и уменьшению среднего показателя политропы расширения.
Техническое состояние двигателя. При увеличении износа цилиндро-поршневой группы увеличиваются утечки рабочего тела, что влияет аналогично отводу тепла. Поэтому в двигателях, имеющих значительный износ этих деталей, показатели политропы расширения выше, чем у двигателей с хорошим техническим состоянием.
Отложение нагара, накипи способствует ухудшению отвода тепла от рабочего тела и, следовательно, приводит к снижению значений среднего показателя политропы расширения.
При повышении давления воздуха на впуске при неизменной цикловой подаче топлива увеличивается действительный весовой заряд цилиндра, а поверхность, приходящаяся на единицу весового заряда, уменьшается, что приводит к относительному уменьшению отвода тепла от рабочего тела и, следовательно, уменьшению среднего показателя политропы расширения.
Обычно с ростом давления наддува увеличивается цикловая подача топлива, что приводит к увеличению догорания топлива на линии расширения и к дополнительному уменьшению среднего показателя политропы.