ЛЕКЦИЯ 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV(V)-ХIV вв.)
Основные черты и этапы средневековой философии.
Патристика: Августин Блаженный.
Схоластика: Фома Аквинский.
Спор об универсалиях: номинализм и реализм.
Основные черты и этапы средневековой философии.
Понятие «Средневековье» впервые было введено в XV в. гуманистами Возрождения. В XVIII в. оно приобрело уничижительный смысл «темного времени». На современном этапе на философию средних веков принято смотреть как на итог своеобразного слияния христианства с достижениями античной мысли. Философия Средневековья формировалась как осмысление христианского вероучения, религиозного опыта и образа жизни. Религия в свою очередь обращалась к философии за поддержкой и обоснованием своих учений (прежде всего использовались труды Платона). Философия призывается на службу вере с тем, чтобы представлять и объяснять религиозные истины в категориях разума. Почти все средневековые философы были священнослужителями, а философия была для них подспорьем в проповедовании христианского учения.
|
|
Единого подхода к определению временных рамок эпохи средневековья нет.
476 – падение Западной Римской империи
324 – христианство объявлено государственной религией Римской империи.
Относительно конца Средневековья у историков также нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), Битва при Павии (1525), начало Английской революции (1640), конец Тридцатилетней войны, Вестфальский мир и уравнение в правах католиков и протестантов по принципу: чья земля, того и вера в 1648 году, 1660-е годы, рубеж 1670-х-1680-х годов, рубеж 1680-х-1690-х годов и некоторые другие периоды. Сторонники так называемого «Долгого Средневековья», основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, Великую французскую революцию.
Основные черты средневековой философии
1. В философии вера главенствует над разумом
2. Священные тексты - неоспоримый авторитет
3. Гносеология сводится к толкованию священных книг и божественных откровений.
4. Принципы монотеизма (единобожия) являются идеологией. Философия античности вне закона, так сформировалась до установления веры в единого Бога
5. Философский рационализм подменяется религиозным мистицизмом
Основные этапы средневековой философии:
1. ПатристикаIV- VIII вв. (Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген).
2. СхоластикаIХ-ХIV вв. (Иоанн Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский).
|
|
Принципы средневековой философии
теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;
креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
провиденциализм — истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.;
ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.
Патристика: Августин Блаженный.
Патристика – это теологические политические принципы, принесённые в Средневековье из античности. Раннехристианские мыслители отличаются античной образованностью и разделяют убеждения в абсолютной правоте Библии. Разработчиками основных догматов христианства стали Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан.
Главные проблемы патристики:
1. проблема связи человека и Бога:
- в гносеологическом аспекте эта проблема понимается как проблема соотношения разума и веры.
-в этическом аспекте это проблема предопределения и свободы выбора.
2. проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема);
3. соотношение веры и разума (откровения христиан и мудрость язычников);
4. понимание истории как движения к определенной конечной цели – Граду Божьему;
5. понимание свободы человека как возможности спасения или гибели его души;
6. проблема происхождения зла;
Наиболее значимой фигурой эпохи патристики считается Августин Аврелий Блаженный. Труды: «О граде Божьем», «О троице», «Исповедь».
Основные идеи Августина Блаженного
1. Теоцентризм – Бог в центре бытия и философии.
2. Душа – самобытная субстанция, не содержащая в себе ничего материального, выполняющая следующие функции:
Ø мышление
Ø воля
Ø память
3.Бытие дуалистично. Существует 2 мира: мир Бога и мир человека.
4.Общество строится по законам церкви.
5.Цель и смысл жизни человека – счастье. Достижение счастья связано с познанием Бога.
6.Человеческая жизнь должна быть ориентирована на аскетизм. Только аскетизм может преодолеть первородный грех.
Гносеология Августина – мир познаваем, но истина не даётся чувствам, должно быть откровение. Человек черпает знания из самого себя, т.к. он наделён знанием от рождения, это априорное знание вложено в него Богом. Познание мира реализуется через познание своего внутреннего «Я»
Человек, по Августину – тварное существо, он немощен, т.к. отягощён первородным грехом. Грех преодолевается стремлением к добродетели, а добродетель – это стремление к Богу.
Наибольшее внимание Августин уделяет воспитанию. В книге «Исповедь» он анализирует собственный путь становления и указывает основное требование к воспитанию – ориентация на церковь.
Перспективы человечества Августин рассматривает в своем учении о «двух градах». Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает град земной, а любовь к Богу, вплоть до презрения к себе, рождает град небесный, который незрим. На этой земле гражданин первого царства выглядит повелителем, господином мира; гражданин небесного града – пилигримом, странником. После первого пришествия Христа, с появлением церкви град небесный расширился и будет расширяться, пока не совпадет с невидимым градом небесным. В этом заключается смысл человеческой истории.
Апологетика - это часть христианской теологии, представляющая собой систематизированное аргументированное рассуждение, отстаивающее божественное происхождение и непреложность христианской веры.
Суждения Тертуллиана выражают сущность апологетической аргументации. «В христианской вере не требуется толкование Евангелия, всё должно пониматься буквально. Даже то, что противоречит логике, опыту и даже здравому смыслу. Правило чистой веры – не знать ничего, значит знать всё, основной постулат веры - верую, ибо абсурдно». За свои характерные особенности апологетику называли христианская неософистика.
|
|