Схоластика: Фома Аквинский

 

Фома Аквинский( 1221-1274 гг.) Основные сочинения: «Сумма против язычников», «Сумма теологии», «О спорных вопросах истины». Выступал против противопоставлении духа и природы, что вело к отрицанию земной жизни и всего, что с ней связано («дух – все, тело – ничто» - наследие Платона). Фома утверждал, что человека необходимо изучать целиком, в единстве души и тела. «Труп (тело) – это не человек, но и привидение (дух) - тоже не человек». Человек – это личность в единстве души и тела, а личность - самая главная ценность. Природа – не злое начало, а доброе. Природу создал Бог и в ней отражается, так же как и в человеке. Надо жить в реальном мире, в единстве с природой стремиться к земному (а не только) райскому блаженству.

Фома Аквинский выдвинул 5 доказательств существования Бога:

(только онтологические, когда существование бога выводится из существования его творения – окружающего мира):

1. движение: все, что движется, приводится в движение чем-то (кем-то) другим – следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог;

2. причина: все, что существует имеет причину, следовательно есть первопричина всего – Бог;

3. случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, есть первоначальная необходимость – Бог;

4. степени качества: все, что существует, имеет различные степени качества (лучше, уже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;

5. цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему - Бог.

 

Спор об универсалиях.

Философские основы схоластики характеризуются подчинением мысли авторитету догмата. «Философия должна служить Священному Писанию, как служанка — своей госпоже».

Одна из основных проблем, рассматриваемая в период схоластики: об отношении общего к единичному или спор об «универсалиях» (общих понятиях). Вопрос ставился так: существуетли общее вне человеческого ума само по себе или нет? Этот вопрос имеет отношение прежде всего к обоснованию существования бога в трех Лицах – Бога-отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого и вообще доказательства бытия Божия.

Реализм. Ансельм Кентерберийский утверждал, что общие понятия существуют реально, все то, что есть в мысли, есть и в действительности. Есть понятие Бога в мысли - он есть и в реальности. Общие понятия существуют сами по себе, независимо от человеческой мысли и речи.

Номинализм. Понятия не существуют реально независимо от человека. Это лишь слова и даже «звуки голоса» - «ноумены». Отсюда название этого направления – «номинализм» (Росцелин из Компьена). Нет «общего», есть только «единичное», реально существующее. Нет «человека вообще», только конкретные люди. «Человек» - это общее имя, которым называется каждый единичный человек. Общее – отвлечение, абстракция (если есть только «единичное», то Троица либо состоит из трех Лиц, либо речь идет о трех названиях одного реального существующего Лица).

Ученик Росцелина – Пьер Абеляр пытается примирить реализм и номинализм. Он создаёт новое учение – концептуализм. По Абеляру общее не существует реально вне вещей, а только в вещах и выделяется нашим умом, когда мы их познаем. Три лица троицы – это 3 атрибута Бога (могущество, мудрость и благость). Вместе они образуют совершеннейшее существо.

И реализм, и номинализм неоднородны. Для крайнего реализма Платоновского толка универсалии существуют только вне вещи, до вещи и являются формообразующим вещь принципом. Крайний реализм выражает и отстаивает идеалистическую тенденцию, а номинализм - материалистическую. Для крайнего номинализма универсалии не только не существуют до вещи, но в самой вещи. Церковь официально осудила и признала еретическими как «номинализм», так и «так и «концептуализм»

Окончательно спор о природе универсалий был решен Фомой Аквинским.

Фома Аквинский предлагал идею о трёх видах существования универсалий: 1.до вещей в божественном разуме 2. в самих вещах, как сущность 3. после вещей в человеческом разуме, как результат абстракции. Спор об универсалиях представляет собой всё содержание Средневековой схоластики. Он оказал влияние на последующее развитие философии.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

1. Основные черты средневековой философии.

2. Периодизация средневековой философии

3. Патристика: Августин Блаженный.

4. Схоластика: Фома Аквинский.

5. 5 доказательств существования Бога по Аквинату.

6. Спор о природе универсалий. Концептуализм.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

 

1. Исторические и социокультурные предпосылки формирования философии средневековья

2. Религиозные идеи Василия Великого (Кесарийского)

3. Каппадокийский кружок (деятельность и представители)

4. «О граде Божьем» - важнейший труд Августина Блаженного

 

Литература

 

1. Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Брянск: «Курсив», 1998. – 336с. – С. 48-81

2. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. Ред. В.П. Кохановский. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 574с. – С.32-34

1. История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736с. – С. 102-146

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: