Лабильный ТИП – краткая характеристика

 

Основные черты Ситуации психологического комфорта Провоцирующие факторы и непереносимые ситуации
Ведущий чертой данного типа является крайняя изменчивость настроения, которое легко и быстро меняется вслед за обстоятельствами. Быстрота в перемене настроения сопровождается глубиной: от оптимизма до черного уныния, от радости до печали со слезами на глазах. Значительная глубина переживаний проявляется в мимике, позно-тонической активности; прямо проявляется в самочувствии, трудоспособности, коммуникабельности. Однако преобладают периоды хорошего настроения, во время которых лабильный подросток общителен, легко приспосабливается к новому, отзывчив на просьбу о помощи, умеет сопереживать проблемы своих близких и друзей как свои. Лабильные подростки обладают развитой интуицией, легко улавливают отношение других к себе и отвечают адекватно. Лабильные подростки комфортно чувствуют себя в кругу семьи, близких друзей, понимающих заботливых взрослых, которые принимают и любят их такими, какие они есть, прощая им непостоянство настроения, случайные аффективные вспышки, не имеющие, однако, ни глубокой агрессивной наполненности, ни напряженности. Лабильные подростки очень верны в любви и дружбе, они стремятся к доверительному общению со значимыми для них взрослыми. Интуитивно чувствуют симпатию к себе, стараются ответить тем же. Напротив, явно чуждаются, теряются во взаимодействии с теми взрослыми, которые относятся к подростку безразлично или, тем более, с антипатией. При воспитании в гармоничных семейных условиях провоцирующим лабильность фактором может быть общий инфантилизм, вызываемый чаще рецидивирующими простудными заболеваниями. Явно способствуют формированию лабильной акцентуации воспитание в условиях жестких взаимоотношений, маятниковое, противоречивое воспитание, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. При сформированной акцентуации непереносимы: отвержение со стороны значимых лиц (близких, друзей, учителей), вынужденная разлука с ними; явная несправедливость, порицания, выговоры. Унизительные нотации (даже правильные) со стороны взрослых глубоко переживаются подростком. Чрезвычайно тяжело переживаются действительные неприятности и несчастья, которые могут привести к острым аффективным реакциям, реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам (вплоть до суицидных попыток).

Таблица 6


ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП – индивидуальный подход и коррекция

 

Общие требования



Индивидуальный подход и коррекция

в урочной деятельности во внеурочной деятельности
Обстановка доброжелательности и тепла. Комфортный психологический микроклимат в семье, классном коллективе. Частное позитивное подкрепление, одобрение, простенькая похвала способна окрылить его. В стадии спада настроения лабильный подросток нуждается в искреннем сопереживании. Нельзя: проявлять малейшую грубость, категоричность; указывать на отрицательные черты, упрекать в несерьезности, непоследовательности; конфликтно отвечать на аффективную вспышку подростка; демонстрировать невербальные проявления негативного отношения к подростку. Необходимо: проявлять симпатию, давать позитивную оценку определенным чертам личности и поведения подростка. Организовать работу на уроке в спокойной доброжелательной обстановке, поощряя деятельность лабильного подростка позитивным оцениванием его усилий, ласковым понимающим взглядом, поддерживающим прикосновением. Учебное задание облекать в форму просьбы, сопровождая ее уверенностью в обязательности определенного успеха, при этом содержание задания подбирается индивидуально. При организации групповой работы на уроке не "разлучать" лабильного подростка с его другом, не включать в группу явно более сильных в учебном плане и психологически доминантных ребят. По результатам деятельности давать как можно более определенные оценки, с особым акцентом на позитивных сторонах. Поручения: старательно исполняет все поручения, исходящие от значимого взрослого, но особенно успешен в индивидуальных поручениях, требующих заботы, сохранения, учета (полив цветов, ведение журнала и т.п.). Организатор дел, связанных с общением, участник дел в сфере интересов. Внушение: оптимистического взгляда на жизнь; интересный собеседник, надежный помощник, отзывчивый человек, хороший друг, верный товарищ, его ценят и уважают. Обучение: приемам эмоциональной саморегуляции, умению преодолевать трудности, чувство обиды; рациональному расходованию своих сил. Воспитательные воздействия: просьба, проявление доброты, внимания, заботы; психологическая поддержка; организация успеха в деятельности; поощрение; поддержка адаптивных черт характера; ласковый упрек. В скрытом тренинге - роль донора или реципиента эмоционально-теплого отношения.

Таблица 7





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: