Изучение особенностей использования осязания в процессе продуктивной, игровой, бытовой деятельности

№ задания Цель задания Исходный диагностический инструментарий

Диагностический материал

Содержание задания Содержание проб

Четвертая серия заданий

Цель: изучение особенностей использования осязания в процессе продуктивной, игровой и бытовой деятельности.

1 Изучение особенностей конструктивных действий детей при создании плоскостных изображений.

Л.А. Венгер: выявление уровня восприятия сложной формы

Два набора, в каждом 2 квадрата и треугольник. Перед ребенком выкладывается домик из трех частей. Затем ему предлагается рядом выложить такой же домик. Предполагается выполнение одной пробы. 1. «Составь домик из частей» - воспроизведение домика по образцу из геометрических фигур.
2 Изучение особенностей конструктивных действий детей при создании объемных построек.

Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида

8 деревянных кубики, 2 кирпичика. Экспериментатор строит конструкцию из кубиков. Ребенку предлагается рядом построить такую же. Предполагается выполнение двух проб. 1. «Башенка» - построение башенки из пяти кубиков одинаковой величины (один кубик выкладывается на другой, при этом грани кубиков точно совмещены). 2. «Ворота» - построение ворот, состоящих из четырех кубиков (по два с двух сторон ворот) и кирпичика (верхняя перегородка).

Критерии оценки 1 и 2 заданий: правильность выполнения задания, точность совмещения плоскостных деталей конструкции, соответствие пространственных отношений созданной конструкции образцу. Обращается внимание на характер выполнения действий.

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение задания, точность при совмещении деталей конструкции; средний – правильное выполнение задания, наличие неточностей в совмещении деталей; низкий – отмечается нарушение пространственной организации деталей или всей конструкции, несовмещение граней, несоответствие образцу.

 

3 Определение состояния зрительно-моторной координации, согласования двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, сформированность формообразующих движений руки.

А.Л. Лурия «Копирование фигур»

3 листа белой бумаги, черный фломастер. «Срисовывание фигур» Перед ребенком выкладывается лист бумаги. Экспериментатор проводит на нем линию, затем предлагает ребенку нарисовать такую же. Предполагается выполнение трех проб 1. копирование непрерывной прямой вертикальной линии по заданному образцу (сверху-вниз); 2. копирование непрерывной прямой горизонтальной линии по заданному образцу (слева-направо); 3. копирование круга по заданному образцу.

Критерии оценки: соответствие направления движений, точность движений, соответствие скопированной фигуры образцу (пространственная координация, соответствие величины).

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – точное и полное выполнение задания, соответствие скопированной фигуры образцу; средний – нарушение направления движения, неполное соответствие скопированной фигуры образцу; низкий – выраженное несоответствие скопированной фигуры образцу, нарушение направления движения; частичное выполнение задания, отказ от выполнения задания.

 

4 Изучение способности согласовывать свои действия с внешним пространством в рабочей зоне на расстоянии вытянутой руки ребенка, особенности зрительно-моторной координации.

Н.И. Озерецкий «Лабиринт»

Полотно размером 25×35 см с изображенным на нем лабиринтом. В 3 года дети легче передают округлые формы. Поэтому лабиринт выполнен в виде волнистой дорожки с разнообразными изгибами. «Прохождение лабиринта» - проведение указательным пальцем по элементам лабиринта между стимульными линиями. Предполагается выполнение одной пробы. 1. Проведение пальцем по «дорожке».

Критерии оценки: соответствие направления движений, точность движений, соответствие скопированной фигуры образцу (пространственная координация, соответствие величины).

 

5 Изучение способности согласовывать свои действия с внешним пространством при обведении предметного рисунка по контуру, особенности зрительно-моторной координации, характер движений кисти руки

З.А.Репина «Обведи рисунок»

Карточка размером 15×20 см с изображенным на ней контурным изображением гриба. Фломастер контрастного цвета. «Обведи грибок» - обвести грибок фломастером по контурной линии. Предполагается выполнение одной пробы. 1. Обведение контурного изображения грибка фломастером.

Критерии оценки: соответствие (совпадение) стимулирующей линии, пропуски элементов рисунка, завершенность рисунка, наличие прерывистости линий.

 

Ранжирование данных в три уровня (4 и 5 задание): высокий – точное и полное выполнение задания, соответствие конфигурации стимулирующей линии, возможны незначительные отклонения от стимулирующей линии; средний – грубые отклонения от стимулирующей линии, присутствуют 1-2 пропуска элементов лабиринта; низкий – грубые отклонения от стимулирующей линии, 3 и более пропусков элементов лабиринта, частичное выполнение задания, отказ от выполнения задания.

6 Изучение особенностей использования осязания в процессе игровой деятельности (нанизывание колец в горизонтальной плоскости)

С.Д. Забрамная «Пирамидка»

Пирамидка из семи колец разной величины. «Пирамидка» Перед ребенком ставится пирамидка из семи колец разной величины и цвета. Экспериментатор разбирает пирамидку, затем собирает ее с учетом величины колец. После этого ребенку предлагается разобрать и вновь собрать пирамидку самостоятельно. Предполагается выполнение одной пробы. 1. Собирание пирамидки.

Критерии оценки: объем выполнения задания, правильный захват колец пальцами, точная траектория их переноса, согласованность движений обеих рук, частота попаданий отверстия колец на ось с первой попытки, умение располагать предметы в сериационном ряду с учетом величины, сформированность исполнительской стороны действия. Обращается внимание на скорость, темп, ритм движений.

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное расположение колец, согласованные движения рук, попадание на ось с первой попытки; средний – не всегда учитывается величина колец, затруднена согласованность движений рук, частота попадания отверстия кольца на ось пирамидки 5-6; низкий – отсутствие ориентировки на величину, нарушение согласованности движений рук, частота попадания отверстия кольца на ось пирамидки менее 5, значительные отклонения от траектории движений.

 

7 Изучение особенностей использования осязания в процессе игровой деятельности (нанизывание бус в сагиттальной плоскости).

Л.И. Плаксина: методика выявления уровня сформированности предметно-практических действий

 

Бусы для куклы из 10 элементов. Для этого использовались крупные бусы (красного цвета, диаметр 2 см) и толстая мягкая проволока контрастного цвета (белая). «Собери бусы» Ребенку предлагается собрать бусы для куклы. Предполагается выполнение одной пробы. 1. Нанизывание бус.

Критерии оценки: объем выполнения задания, правильный захват бус пальцами, точная траектория их переноса, согласованность движений обеих рук, частота попаданий отверстия бус на ось с первой попытки, сформированность исполнительской стороны действия. Обращается внимание на скорость, темп, ритм движений, время выполнения задания.

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – выполнение задания в полном объеме, наличие согласованных движений рук, количество попаданий на проволоку с первой попытки 9-10; средний – выполнение задания в полном объеме, нарушение согласованности движений рук, частота попадания отверстия на проволоку 7-8; низкий – частичное выполнение задания, нарушение согласованность движений рук, частота попадания отверстия на проволоку менее 7, значительные отклонения от траектории движений, нарушение исполнительской стороны действий.

 

8 Определение степени сформированности предметных действий детей, умения использовать осязание в процессе бытовой деятельности.

З.А.Репина: «Уложим куклу спать», «Кукла пошла на прогулку»

 

Большая кукла, одетая в платье, застегивающееся спереди на четыре крупные пуговицы (контрастных цвету платья). «Застегивание и расстегивание пуговиц» Предполагается выполнение двух проб. 1. «Уложим куклу спать» детям предлагается расстегнуть все пуговицы на платье у куклы (кукла находится напротив ребенка). 2. «Кукла пошла на прогулку» необходимо все пуговицы застегнуть.

Критерии оценки: объем выполнения задания (количество застегнутых или расстегнутых пуговиц), количество ошибок (пропуски, несоответствие петли и пуговицы), сформированность исполнительской стороны действия, наличие согласованности движений. Обращалось внимание на особенности использования осязания в деятельности.

 

Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение задания в полном объеме, наличие скоординированности и согласованности движений; средний – частичное выполнение (2-3 пуговицы) задания, возможна 1 ошибка, нарушение скоординированности и согласованности движений, исполнительских компонентов действий; низкий – частичное выполнение задания (1-2 пуговицы), нарушение скоординированности и согласованности движений, несформированность исполнительских компонентов действий; отказ от выполнения задания.

 

             

 

Методом исследования является индивидуальный эксперимент. Выполнение всех заданий осуществляется в наглядно-действенном плане. Экспериментатор показывает способ выполнения каждого задания и предлагает ребенку сделать так же.

                                                                                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: