№ задания | Цель задания | Исходный диагностический инструментарий | Диагностический материал | Содержание задания | Содержание проб | |||
Четвертая серия заданий Цель: изучение особенностей использования осязания в процессе продуктивной, игровой и бытовой деятельности. | ||||||||
1 | Изучение особенностей конструктивных действий детей при создании плоскостных изображений. | Л.А. Венгер: выявление уровня восприятия сложной формы | Два набора, в каждом 2 квадрата и треугольник. | Перед ребенком выкладывается домик из трех частей. Затем ему предлагается рядом выложить такой же домик. Предполагается выполнение одной пробы. | 1. «Составь домик из частей» - воспроизведение домика по образцу из геометрических фигур. | |||
2 | Изучение особенностей конструктивных действий детей при создании объемных построек. | Требования программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида | 8 деревянных кубики, 2 кирпичика. | Экспериментатор строит конструкцию из кубиков. Ребенку предлагается рядом построить такую же. Предполагается выполнение двух проб. | 1. «Башенка» - построение башенки из пяти кубиков одинаковой величины (один кубик выкладывается на другой, при этом грани кубиков точно совмещены). 2. «Ворота» - построение ворот, состоящих из четырех кубиков (по два с двух сторон ворот) и кирпичика (верхняя перегородка). | |||
Критерии оценки 1 и 2 заданий: правильность выполнения задания, точность совмещения плоскостных деталей конструкции, соответствие пространственных отношений созданной конструкции образцу. Обращается внимание на характер выполнения действий.
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение задания, точность при совмещении деталей конструкции; средний – правильное выполнение задания, наличие неточностей в совмещении деталей; низкий – отмечается нарушение пространственной организации деталей или всей конструкции, несовмещение граней, несоответствие образцу.
| ||||||||
3 | Определение состояния зрительно-моторной координации, согласования двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации, сформированность формообразующих движений руки. | А.Л. Лурия «Копирование фигур» | 3 листа белой бумаги, черный фломастер. | «Срисовывание фигур» Перед ребенком выкладывается лист бумаги. Экспериментатор проводит на нем линию, затем предлагает ребенку нарисовать такую же. Предполагается выполнение трех проб | 1. копирование непрерывной прямой вертикальной линии по заданному образцу (сверху-вниз); 2. копирование непрерывной прямой горизонтальной линии по заданному образцу (слева-направо); 3. копирование круга по заданному образцу. | |||
Критерии оценки: соответствие направления движений, точность движений, соответствие скопированной фигуры образцу (пространственная координация, соответствие величины).
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – точное и полное выполнение задания, соответствие скопированной фигуры образцу; средний – нарушение направления движения, неполное соответствие скопированной фигуры образцу; низкий – выраженное несоответствие скопированной фигуры образцу, нарушение направления движения; частичное выполнение задания, отказ от выполнения задания.
| ||||||||
4 | Изучение способности согласовывать свои действия с внешним пространством в рабочей зоне на расстоянии вытянутой руки ребенка, особенности зрительно-моторной координации. | Н.И. Озерецкий «Лабиринт» | Полотно размером 25×35 см с изображенным на нем лабиринтом. В 3 года дети легче передают округлые формы. Поэтому лабиринт выполнен в виде волнистой дорожки с разнообразными изгибами. | «Прохождение лабиринта» - проведение указательным пальцем по элементам лабиринта между стимульными линиями. Предполагается выполнение одной пробы. | 1. Проведение пальцем по «дорожке». | |||
Критерии оценки: соответствие направления движений, точность движений, соответствие скопированной фигуры образцу (пространственная координация, соответствие величины).
| ||||||||
5 | Изучение способности согласовывать свои действия с внешним пространством при обведении предметного рисунка по контуру, особенности зрительно-моторной координации, характер движений кисти руки | З.А.Репина «Обведи рисунок» | Карточка размером 15×20 см с изображенным на ней контурным изображением гриба. Фломастер контрастного цвета. | «Обведи грибок» - обвести грибок фломастером по контурной линии. Предполагается выполнение одной пробы. | 1. Обведение контурного изображения грибка фломастером. | |||
Критерии оценки: соответствие (совпадение) стимулирующей линии, пропуски элементов рисунка, завершенность рисунка, наличие прерывистости линий.
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня (4 и 5 задание): высокий – точное и полное выполнение задания, соответствие конфигурации стимулирующей линии, возможны незначительные отклонения от стимулирующей линии; средний – грубые отклонения от стимулирующей линии, присутствуют 1-2 пропуска элементов лабиринта; низкий – грубые отклонения от стимулирующей линии, 3 и более пропусков элементов лабиринта, частичное выполнение задания, отказ от выполнения задания. | ||||||||
6 | Изучение особенностей использования осязания в процессе игровой деятельности (нанизывание колец в горизонтальной плоскости) | С.Д. Забрамная «Пирамидка» | Пирамидка из семи колец разной величины. | «Пирамидка» Перед ребенком ставится пирамидка из семи колец разной величины и цвета. Экспериментатор разбирает пирамидку, затем собирает ее с учетом величины колец. После этого ребенку предлагается разобрать и вновь собрать пирамидку самостоятельно. Предполагается выполнение одной пробы. | 1. Собирание пирамидки. | |||
Критерии оценки: объем выполнения задания, правильный захват колец пальцами, точная траектория их переноса, согласованность движений обеих рук, частота попаданий отверстия колец на ось с первой попытки, умение располагать предметы в сериационном ряду с учетом величины, сформированность исполнительской стороны действия. Обращается внимание на скорость, темп, ритм движений.
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное расположение колец, согласованные движения рук, попадание на ось с первой попытки; средний – не всегда учитывается величина колец, затруднена согласованность движений рук, частота попадания отверстия кольца на ось пирамидки 5-6; низкий – отсутствие ориентировки на величину, нарушение согласованности движений рук, частота попадания отверстия кольца на ось пирамидки менее 5, значительные отклонения от траектории движений.
| ||||||||
7 | Изучение особенностей использования осязания в процессе игровой деятельности (нанизывание бус в сагиттальной плоскости). | Л.И. Плаксина: методика выявления уровня сформированности предметно-практических действий
| Бусы для куклы из 10 элементов. Для этого использовались крупные бусы (красного цвета, диаметр 2 см) и толстая мягкая проволока контрастного цвета (белая). | «Собери бусы» Ребенку предлагается собрать бусы для куклы. Предполагается выполнение одной пробы. | 1. Нанизывание бус. | |||
Критерии оценки: объем выполнения задания, правильный захват бус пальцами, точная траектория их переноса, согласованность движений обеих рук, частота попаданий отверстия бус на ось с первой попытки, сформированность исполнительской стороны действия. Обращается внимание на скорость, темп, ритм движений, время выполнения задания.
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – выполнение задания в полном объеме, наличие согласованных движений рук, количество попаданий на проволоку с первой попытки 9-10; средний – выполнение задания в полном объеме, нарушение согласованности движений рук, частота попадания отверстия на проволоку 7-8; низкий – частичное выполнение задания, нарушение согласованность движений рук, частота попадания отверстия на проволоку менее 7, значительные отклонения от траектории движений, нарушение исполнительской стороны действий.
| ||||||||
8 | Определение степени сформированности предметных действий детей, умения использовать осязание в процессе бытовой деятельности. | З.А.Репина: «Уложим куклу спать», «Кукла пошла на прогулку»
| Большая кукла, одетая в платье, застегивающееся спереди на четыре крупные пуговицы (контрастных цвету платья). | «Застегивание и расстегивание пуговиц» Предполагается выполнение двух проб. | 1. «Уложим куклу спать» детям предлагается расстегнуть все пуговицы на платье у куклы (кукла находится напротив ребенка). 2. «Кукла пошла на прогулку» необходимо все пуговицы застегнуть. | |||
Критерии оценки: объем выполнения задания (количество застегнутых или расстегнутых пуговиц), количество ошибок (пропуски, несоответствие петли и пуговицы), сформированность исполнительской стороны действия, наличие согласованности движений. Обращалось внимание на особенности использования осязания в деятельности.
| ||||||||
Ранжирование данных в три уровня: высокий – правильное выполнение задания в полном объеме, наличие скоординированности и согласованности движений; средний – частичное выполнение (2-3 пуговицы) задания, возможна 1 ошибка, нарушение скоординированности и согласованности движений, исполнительских компонентов действий; низкий – частичное выполнение задания (1-2 пуговицы), нарушение скоординированности и согласованности движений, несформированность исполнительских компонентов действий; отказ от выполнения задания.
| ||||||||
Методом исследования является индивидуальный эксперимент. Выполнение всех заданий осуществляется в наглядно-действенном плане. Экспериментатор показывает способ выполнения каждого задания и предлагает ребенку сделать так же.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2