АВС-анализ ассортимента

Муромский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(МИ (филиал) ВлГУ)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ контрольной РАБОТЫ

 

по дисциплине

 

Маркетинг

 

Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

факультет экономики и менеджмента

кафедра экономики

 



Цель контрольной работы

 

Целью выполнения контрольной работы является закрепление теоретических знаний по курсу «Маркетинг».

Контрольная работа является обязательной частью учебного процесса и без ее успешного выполнения студенты не допускаются к экзамену по данной дисциплине.

 

Основное содержание и требования к контрольной работе

 

Контрольная работа по курсу «Маркетинг» включает теоретическую и практическую части.

В теоретической части контрольной работы студентом рассматриваются теоретические проблемы маркетинга. Тематика контрольной работы выбирается в соответствии вариантом, который соответствует порядковому номеру в журнале.

При выполнении работы необходимо сделать ссылки на источники литературы. Объем данной части контрольной работы составляет не более 15-20 страниц.

Вторая часть работы предполагает выполнение практического задания в соответствии с данными своего варианта.Выполнение работы в обязательном порядке должно сопровождаться необходимым теоретическим обоснованием, формулами, подробными пояснениями. По результатам выполнения каждого задания должен быть сформулирован вывод.

В список литературы вносятся все использованные при написании контрольной работы источники.

Контрольная работа сдается на проверку, после чего проводится защита контрольной работы. При наличии ошибок в расчетах контрольная работа возвращается на доработку.

 



Перечень тем контрольной работы по вариантам

 

1. Социально-экономическая роль маркетинга на современном этапе.

2. Становление маркетингового подхода в Российской Федерации и особенности его реализации.

3. Основные функции маркетинга, их содержание и механизм реализации.

4. Маркетинговые исследования в системе маркетинга.

5. Исследование и анализ внешней среды маркетинга.

6. Рыночная конъюнктура, ее специфика и динамика в России.

7. Критерии, стратегии и алгоритм выбора целевого рынка (сегмента).

8. Брендинг как инструмент позиционирования на целевом рынке.

9. Процесс сегментации рынка, его алгоритм и характеристика.

10. Практика отечественных организаций (предприятий, фирм) по сегментации рынка в России.

11. Виды маркетинговых стратегий, их характеристика и критерии выбора.

12. Маркетинговый раздел бизнес-плана, его предназначение и структура.

13. Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ), ее роль в формировании «товарного портфеля» предприятия.

14. Методы ценообразования, практика их применения в маркетинговой деятельности отечественных предприятий.

15. Виды ценовой стратегии, их характеристика.

16. Особенности продвижения и реализации продукции на российском рынке.

17. Развитие связей с общественностью российскими организациями (предприятиями, фирмами).

18. Реклама в системе маркетинговых коммуникаций, ее особенности в современной России.

19. Сбытовая политика российских организаций (предприятий, фирм) и особенности системы товародвижения в России.

20. Механизм стимулирования сбыта, его характеристика.

21. Служба маркетинга организации (предприятия, фирмы), ее функции и основные задачи.

22. Оценка эффективности маркетинговой деятельности.

23. Виды планов маркетинга, их характеристика.

24. Информационное обеспечение маркетинговых исследований.

25. SWOT - анализ, его сущность, цель и содержание.

 

 



Методические указания по выполнению контрольной работы

 

Методы анализа ассортимента продукции

 

Объективно охарактеризовать спрос на продукцию предприятия, сформировать представление о товарном портфеле позволяет количественная оценка динамики реализации продукции и ее структуры.

Анализ динамики реализации продукции.

На первом этапе анализа рассматриваются данные о физических и стоимостных объемах производства и сбыта различных видов продукции предприятия (при широкой номенклатуре и ассортименте данные по однотипным видам продукции можно сгруппировать), рассчитываются темпы роста по годам и за анализируемый период в целом.

Расчеты необходимо представить в таблице 2. Здесь рассчитываются темпы роста физического объема производства продукции и темпы роста выручки от реализации по видам продукции и в целом по ассортименту.

По результатам расчетов необходимо сформулировать вывод о динамике продаж отдельных видов продукции:

- наличие или отсутствие стабильности изменения продаж,

- соотношение темпов роста различных товаров,

- продажи каких товаров изменяются более быстрыми темпами и т.д..

В таблице 1 приводятся условные данные для анализа ассортимента продаж.

 

Таблица 1 - Исходные данные для выполнения работы

Товар

Объем продаж, руб.

Годовой объем продаж, руб.

I кв II кв III кв IV кв
Молоко свежее 87 000 91 000 90 000 89 500 357 500
Молоко топленое 8 350 16 500 18 000 16 700 59 550
Молочный коктейль 2 000 6 000 5 000 4 000 17 000
Кефир 59 000 60 000 65 000 62 800 246 800
Ряженка 7 500 9 500 6 600 8 200 31 800
Сливки 6 000 6 400 6 700 6 500 25 600
Йогурт 10 000 20 000 23 000 15 000 68 000
Сыворотка 3 000 7 500 9 350 5 600 25 450
Закваска молочная 2 100 2 200 2 000 2 300 8 600
Айран 480 2 780 3 000 2 200 8 460
Итого 185 430 221 880 228 650 212 800 848 760

 

В таблице 2 приведены результаты расчета показателей.

 

 

Таблица 2 – Оценка динамика и структуры реализации продукции

Товар

Объем продаж, руб.

Темпы роста продаж, %

Годовой объем продаж, руб.

Удельный вес в объем объеме продаж, %

I кв II кв III кв IV кв II кв. к I III кв. к II IV кв. к III
Молоко свежее 87 000 91 000 90 000 89 500 104,6 98,9 99,4 357 500

42,1

Молоко топленое 8 350 16 500 18 000 16 700 197,6 109,1 92,8 59 550

7,0

Молочный коктейль 2 000 6 000 5 000 4 000 300,0 83,3 80,0 17 000

2,0

Кефир 59 000 60 000 65 000 62 800 101,7 108,3 96,6 246 800

29,1

Ряженка 7 500 9 500 6 600 8 200 126,7 69,5 124,2 31 800

3,7

Сливки 6 000 6 400 6 700 6 500 106,7 104,7 97,0 25 600

3,0

Йогурт 10 000 20 000 23 000 15 000 200,0 115,0 65,2 68 000

8,0

Сыворотка 3 000 7 500 9 350 5 600 250,0 124,7 59,9 25 450

3,0

Закваска молочная 2 100 2 200 2 000 2 300 104,8 90,9 115,0 8 600

1,0

Айран 480 2 780 3 000 2 200 579,2 107,9 73,3 8 460

1,0

Итого 185 430 221 880 228 650 212 800 119,7 103,1 93,1 848 760

100,0

АВС-анализ ассортимента.

АВС-анализ учитывает неравномерное распределение, отмечающееся во многих хозяйственных ситуациях, и представляет собой ранжирование товаров по определенным признакам. С его помощью удается определить наиболее приоритетные товарные позиции и позиции, от закупки которых можно вообще отказаться. Идея ABC-анализа базируется на методе Парето, который применительно к сфере продаж утверждает, что 20% товаров приносят магазину 80% прибыли, а 80% покупателей довольствуются 20% ассортимента. Критериями оценки могут служить: объем продаж (в натуральном и денежном выражении); доход; прибыль; оборачиваемость; товарные запасы и т.д.

Целью проведения анализа является распределение товаров по группам:

А — наиболее ценные, 20 % — ассортимента; 80 % — продаж

В — промежуточные, 30 % — ассортимента; 15 % — продаж

С — наименее ценные, 50 % — ассортимента; 5 % — продаж

АВС-анализ проводится в следующей последовательности:

- используя данные таблицы 2 – доли в объеме продаж по каждой единицы продукта (необходимо брать данные в целом за год), проводится ранжирование продуктов в порядке уменьшения их относительных долей в общей прибыли. Результаты заносятся в таблицу 3.

- суммируются относительные доли продаж продуктов, начиная с наибольшей. Когда суммарная доля прибыли достигнет 80%, считается завершенным формирование группы «А».

- когда суммарная доля прибыли достигнет 95%, считается завершенным формирование группы «В».

- оставшиеся продукты, которые дают 5% прибыли, составляют группу «С».

На основе АВС-анализа мы можем узнать, какими продуктами предприятие должно заниматься больше. Целесообразно уделять внимание прежде всего А-продуктам, поскольку интенсивная работа с данной группой может оказать воздействие на 80% продаж

 

Таблица 3 - АВС-анализ ассортимента продукции

Наименование продуктов

Доля в объеме продаж, %

Доля в объеме продаж нарастающим итогом, %

Суммарная доля в объеме продаж %

Суммарная доля в общем кол-ве %

Категория продуктов

Молоко свежее

42,1

42,1

79,2

0,3

А

Кефир

29,1

71,2

Йогурт

8,0

79,2

Молоко топленое

7,0

86,2

13,8

0,3

В

Ряженка

3,7

90,0

Сливки

3,0

93,0

Сыворотка

3,0

96,0

7,0

0,4

С

Молочный коктейль

2,0

98,0

Закваска молочная

1,0

99,0

Айран

1,0

100,0

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: