Методические рекомендации педагогам

по развитию математических представлений дошкольников с помощью цветных палочек Х. Кюизенера

Дидактический материал, предложенный математиком из Бельгии Джорджом Кюизенером, известен по всему миру, так как очень эффективен в качестве предматематической подготовки к школе. Цветные палочки Х. Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет “через руки” ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и длины. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубиком.

Для успешной работы с цветными палочками Кюизенера педагогу ДОУ необходимо выполнять некоторые рекомендации:

развивать инициативность;

поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

мотивировать самостоятельность ребенка при выборе решения;

избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

При выборе методов учитываются:

учебную программу;

цели, задачи обучения;

содержание формируемых знаний на данном этапе;

возрастные и индивидуальные особенности детей;

личное отношение воспитателя к тем или иным методам;

конкретные условия, в которых протекает процесс обучения.

С целью развития активности ребёнка рекомендуется организовывать разнообразные виды деятельности:

совместные с ребёнком индивидуальные коррекционные игры и упражнения;

свободные игры;

развивающие мини-ситуации;

занятия.

При организации и проведения логико- математических игр с цветными палочками Х. Кюизенера придерживаются следующего алгоритма:

1. Создание предметно -игровой обстановки в соответствии с сюжетной линией предстоящей игры.

2. Создание игровой или проблемной ситуации (завязка)

3. Развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками игры

4. Подведение итогов (содержательный или эмоциональный)

При работе с дидактическим пособием «Цветные палочки Х. Кюизенера» необходимо соблюдать некоторые рекомендации:

В образовательной деятельности: прежде чем научить детей решать логические задачи необходимо проводить с ними подготовительные упражнения. Это могут быть задания на выкладывание различных геометрических фигур из счетных палочек.

Обязательно с ребенком нужно проводить анализ построенных фигур по следующему плану:

сравните и скажите, чем отличаются и чем похожи фигуры;

докажите, что фигура составлена правильно.

Освоение комплекта включает в себя четыре этапа:

1. «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и длину лесенки.

2. Игры на освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е. А. Носовой «Логика и математика для дошкольников»)

3. Составление ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания.

4. Составление рисунков.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например, «Покажи палочку 3, какого она цвета. «Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

Задания с палочками Кюизенера, которые способствуют математическому развитию детей дошкольного возраста.

Задание 1 (знакомство детей с числовым значении палочек Кюизенера, считать в прямом и обратном порядке в пределах 10)

Перед вами находится набор палочек Кюизенера. Рассмотрите их. Выложите лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, при этом считая вслух от 1 до 10 и обратно.

Задание 2 (образование чисел в пределах 10, знания о составе числа)

Сегодня мы узнаем один секрет, секрет этих волшебных палочек. Каждая палочка обозначает число. Найдите в наборе самую короткую палочку. Какого она цвета? Какое число оно обозначает? Почему?

У меня 1карандаш, а мне надо 2. Что надо сделать? (взять ещё 1, станет 2)

Как получить число 2 (к 1 прибавить 1)

Как получить палочку 2? палочке 1 положите палочку 1)

Найдите в наборе такую палочку, которая по длине будет как 2 палочки 1

Какого цвета эта палочка? (розовая) Какое число обозначает розовая палочка? Почему?

Задание 3 (образование чисел в пределах 10, знания о составе числа)

Найдите в наборе бордовую палочку. Какое число она обозначает? Найдите в наборе 2 таких палочки, чтобы по длине они вместе были такие же, как бордовая палочка. Докажите. Из каких чисел состоит число 8? (рассмотреть все варианты). Составление числового домика.

Задание 4 (логическое мышление)

Д/и «Угадай палочку»

А сейчас я загадаю одну палочку из набора, а ваша задача при помощи вопросов об этой палочке, кроме её цвета, на которые можно ответить «да» или «нет». Вопросы ставятся до тех пор, пока вы не отгадаете цвет палочки и её числовое значение.

Задание 5 (различать количественный и порядковый счет, умение отвечать на вопросы «Какой? Который? Сколько?»; умение обозначать словами месторасположение предметов в пространстве)

Д/и «Поезд»

Предлагаю вам составить поезд от самой короткой до самой длинной палочки. Сколько всего вагонов? Каким по порядку стоит голубой вагон? Вагон какого цвета стоит четвертым? Какой по цвету вагон стоит между белым и голубым? Какой он по порядку? Найди палочку жёлтого цвета. Какое это число? (5) Найди в наборе две такие палочки, которые вместе по длине будут такие же, как 5. Из каких чисел состоит число 5? Убери 4, что осталось? Сколько будет, если из5вычесть 4? Составь пример.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: