Цели и задачи программы

Методические рекомендации

По проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (традиционных)

(разработаны на основе рекомендаций «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые и модульные программы)», составители О.Н. Кулик, Е.Н. Коюшева, Сыктывкар, 2019 г.)

   

 

Составитель: Кузнецова

Оксана Анатольевна,

методист дополнительного

образования

 

 

с. Усть-Кулом

2020 г.

 

Дополнительные общеобразовательные - дополнительные общеразвивающие программы разрабатываются в соответствии следующих нормативных документов:

· Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

· Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р)

· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14»

· Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

· Рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (Включая разноуровневые и модульные программы) (Приложение к Письму Министерства образования, науки и молодежной политики РК от 19.09.2019 г. № 07-13/631)

 

Структура дополнительных

Общеобразовательных общеразвивающих программ (ДООП)

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

- Титульный лист;

- Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»: пояснительная записка; цель и задачи программы; содержание программы; планируемые результаты;

- Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»: календарный учебный график; условия реализации программы; формы контроля/аттестации; оценочные материалы; методические материалы; список литературы. 

 

Рассмотрим элементы структуры дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

 

Титульный лист включает в себя следующие элементы, необходимые для заполнения:

- наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности организации);

- наименование образовательной организации;

- дата и № протокола экспертного совета (методического совета, методического объединения или др.), рекомендовавшего программу к реализации; 

- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа); - наименование вида программы (дополнительная общеразвивающая программа); 

- название программы, отражающее ее содержание; 

- адресат программы (учащиеся определенного возраста); 

- вид программы по уровню освоения (стартовый, базовый);

- срок реализации программы; 

- ФИО, должность разработчика (-ов) программы; 

- место (село, другой населенный пункт); 

- год разработки программы. 

 

Программа считается принятой к работе в образовательной организации с момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера приказа. 

 

Дополнительные общеразвивающие программы обновляются и утверждаются ежегодно с учетом развития науки, техник и, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок № 196, п.11).

 

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты».  

1.1. Пояснительная записка программы включает следующие элементы:

- направленность программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок №196, п.9); 

- актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность определяется как ориентированность на решение наиболее значимых для дополнительного образования детей проблем. Важно найти актуальные, значимые моменты для конкретной программы, необходимо объяснить, почему именно данная программа (ее направление, вид деятельности) важны и актуальны для современных детей.

Новизна может быть объективной (действительное новшество, ранее нигде и никем не используемое), корпоративной (новшество для данной организации), субъективной (новшество только для этого педагога). Также новизна может быть определена относительно рода занятия, осуществляемого в данном объединении.

Педагогическая целесообразность это аргументированное обоснование педагогических приемов, использования форм, средств и методов образовательной деятельности разработчиком программы в соответствии с целями и задачами дополнительного образования детей.

- отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;

- адресат программы;

- вид программы по уровню освоения; Содержание и материал программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии с уровнями освоения программы: «стартовый уровень», «базовый уровень», «продвинутый уровень».

- объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения;

 

Год обучения Количество часов в неделю Количество недель в учебном году Всего часов
Первый 6 36 216

- сроки реализации программы (количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения);

- формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, очно-дистанционная, дистанционная (ФЗ №273, г.2, ст.17, п.4);

- режим занятий – периодичность и продолжительность занятий – общее количество часов в год, количество часов и занятий в неделю;

- особенности организации образовательного процесса – состав группы (постоянный, временный и др.), виды занятий по организационной структуре (индивидуальные, групповые, коллективные).

 

Цели и задачи программы.

Цель программы – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к определенному моменту времени.

Описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности, отражать развитие личностных качеств, а также общих и специальных способностей.

Цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Задачи программыконкретные, измеримыешаги по достижению цели программы.

Задачи подразделяются на группы:

- обучающие, направленные на формирование теоретических представлений, практических умений учащихся;

- развивающие, направленные на развитие познавательного интереса, творческих способностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи и т.д.;

- воспитательные, направленные на формирование ценностей, отношений, личностных качеств учащихся.

 

1.3. Содержание программы должно быть отражено в учебно-тематическом плане и содержании учебно-тематического плана.

Учебный план программы должен содержать: наименование разделов (модулей), определять последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля). Учебный план оформляется в виде таблицы; составляется на каждый учебный год.

Учебный план

Наименование разделов/тем       

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1.          
2.          

 

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

- содержание составляется в соответствии с учебным планом;

- формулировка и порядок разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;

- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу;

- материал следует излагать назывными предложениями (например: История создания первых советских автомобилей. Инструменты, приспособления и материалы для изготовления цветов.)

- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.)  

 

Планируемые результаты программы.

В данном блоке программы необходимо сформулировать:

- предметные результаты;

- метапредметные результаты;

- личностные результаты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: