Психологические условия успешного воспитания

Психология воспитания изучает психологические закономерности формирования человека как личности в условиях целенаправленной организации педагогического процесса. Педагогика занимается целями, задачами и методами воспитания, поэтому главный предмет её исследования - содержание воспитательного процесса, его организация, приёмы, методы и формы, вытекающие из тех целей и задач, которые на данном историческом этапе выдвигаются обществом. Психология воспитания исследует внутреннюю психологическую сущность процесса воспитания как формирования личности. Психология воспитания изучает процесс возникновения новых образований личности, черт характера, привычек, потребностей, мотивов и способов поведения личности. Личность - единое целое, поэтому каждая отдельная черта личности приобретает своё значение в зависимости от особенностей личности как целого. Например, настойчивость как умение длительно преследовать цели имеет положительное значение только в сочетании с высокими моральными качествами. В связи с этим существует такой принцип: личность нельзя воспитывать по частям, без учёта всей её структуры, склада. Личность - продукт развития психики в определённых социальных условиях. Определяющей причиной поведения, деятельности и развития личности являются потребности и формирующиеся на их основе мотивы. Поэтому

48

качество личности можно рассматривать как единство определённых потребностей с привычным и устойчивым способом их реализации, следовательно, качество личности - это не просто форма поведения, а форма поведения, в которой реализуются определённые потребности, мотивы и цели. При этом необходимо учитывать, что одинаковые формы поведения могут быть проявлением различных качеств, в зависимости от мотива. Например, выполнение учебных заданий учеником может побуждаться разными мотивами: проявление интереса, чувство долга, страх пред экзаменом. Надо учитывать, что одинаковые потребности и мотивы могут по-разному реализовываться в поведении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, от условий, в которых выполняется деятельность.

Другим важным положением в психологии воспитания является то, что какая-нибудь форма поведения, возникшая для удовлетворения определённой потребности, сама может стать потребностью, а рождение новой потребности может привести к появлению нового качества. Поэтому в психологии воспитания как формирования качеств личности исключительно важное значение имеет формирование новых потребностей и на их основе новых мотивов поведения.

В формировании личностных свойств важное значение имеет упражнение, приучение, тренировка. Однако иногда даже самые длительные упражнения не приводят к формированию новых качеств. Так под влиянием требований и учителей учащиеся выполняют ряд правил и обязанностей, но как только контроль снимается, то требования не выполняются. Нормы и правила поведения на уровне личностных свойств могут быть сформированы тогда, когда у школьника появится потребность в их применении. Такая потребность может быть сформирована в процессе упражнений, в практике социального поведения как результат накопления опыта положительного социального поведения, который приобретает ребёнок под руководством взрослого.

Однако не только правильная организация деятельности учащихся, накопление опыта поведения способствуют появлению потребности в правильном поведении. Необходима специальная работа по воспитанию правильных мотивов поведения как системы мыслей, чувств, интересов, ценностей, побуждающих к поведению.

Известно, что в одной и той же деятельности, в учебной или другой, могут формироваться различные и даже противоположные качества личности. Это зависит от того, чем и как мотивируется деятельность. Положительные мотивы возникают у школьников в определённых обстоятельствах, и эти мотивы будут закрепляться, если они будут реализовываться в сходных ситуациях.

Из сказанного следует, что в структуру любого личностного качества входят мотив, обеспечивающий положительное отношение к соответствующей форме поведения, и закреплённый способ поведения.

49

Потребности формируются в деятельности, поэтому главное- это воспитание и формирование личности в деятельности, и в деятельности, побуждаемой положительным потребностями и мотивами. Следовательно, методы воспитания как конкретные меры воздействия могут дать эффект в том случае, если они реализуются через деятельность, в которой формируются соответствующие мотивы и формы поведения. Традиционно это были учение и общественно-полезная работа в школе.

Формирование у детей правильного поведения в основном заключается в том, что требование от ребёнка определённых форм поведения должно сочетаться с научением этим качествам.

В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать индивидуальные психологические качества учащихся как основу индивидуального подхода. Индивидуальный подход - принцип обучения и воспитания, означающий действенное внимание каждому ученику, его творческой индивидуальности, разумное сочетание групповых, фронтальных и индивидуальных занятий. Индивидуальный подход тесно связан с педагогическим тактом.


 


Б. Колберг

Уровни и стадии морального развития

Колберг выделил три уровня и шесть стадий развития морального сознания человека. Все стадии строго следуют друг за другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: