Можно выделить следующие главные области применения науки и искусства психологической помощи:
1. Психическое развитие ребенка психологическая помощь ребенку в преодолении эдипова комплекса; удовлетворение эмоциональных запросов в обретении личностной идентичности в процессах культурного, этнического и этического самоопределения.
2. Экзистенциальные и личностные проблемы подростка – помощь в преодолении кризиса психологического отделения от родителей и идентификация подростка с другими значимыми лицами. 3. Брак и семья. 4. Проблематика психического и личностного здоровья. 5. Психологическая помощь умирающему и психотерапия горя. 6. Проблемы пожилого возраста. 7. Места заключения, больницы, казармы, студенческие городки. 8. Психологическая помощь и поддержка в кризисных ситуациях: внезапная смерть, попытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви, работы и т.п. 9. Школьное консультирование, охватывающее проблемы отношений учителя и учащихся, учащихся между собой, и т.п. 10. Профессиональное консультирование, включающее в себя как общую ориентировку в выборе той или иной профессии, так и частные вопросы. 11. Психологическая помощь, относящаяся к кросскультурной проблематике. 12. Управленческое консультирование (консультирование в организациях).
|
|
Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога можно выделить следующие: 1) психодиагностическая работа; 2) психологическое консультирование; 3) психотерапия; 4) коррекционно-развивающая деятельность; 5) психопрофилактическая работа.
Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, обеспечивающих надежность и достоверность данных, позволяющих получать значимую информацию о конкретном человеке или группе людей.
Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм человека или группу с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т. д.
Коррекционно-развивающая деятельность психолога наиболее востребована в работе с детьми, где она направлена на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка.
Психопрофилактическая деятельность связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, – родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. – с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции.
|
|
Задачи и формы психологической помощи. Структура процесса принятия человека человеком.
Задачи:
• Помочь клиенту осознать стиль своей жизни (или отдельную ситуацию), разобраться в ней.
• Помочь клиенту осознать переживаемые эмоции, не убегать от них, отдавать себе отчет в том, что происходит.
• Подводить к пониманию общих существующих процессов и парадоксов жизни. Как клиент сам создает существующие противоречия? Какие у него основные иллюзии?
• Помочь клиенту найти ресурсы в самом себе. Определить совместно возможности и пределы возможностей.
• Гармонизация жизни клиента через понимание того, как его проблема отражается во всех измерениях (здоровье, взаимоотношения, профессиональная реализация).
Конкретные задачи психологической работы определяются характером проблем клиентом и его запросом.
Психологическая помощь разделяется на следующие формы: психокоррекция, психологическое консультирование, тренинг и психотерапия.
Психологическая коррекция: является направленным психологическим воздействием на определенные психологические структуры для обеспечения всесторонне эффективной и полноценной жизнедеятельности человека в данный момент и в дальнейшем, симулирования способности к развитию.
Психологическое консультирование – это деятельность профессионального психолога, направленная на оптимизацию психической активности консультируемого, преодоление его неприятных психических состояний, психологических затруднений, помощь в организации его самовоспитания.
Психологический тренинг. Его целями являются: личностный рост, обучение разнообразным психологическим техникам, отработка новых вариантов поведения в известных ситуациях. Групповой психологический тренинг направлен на формирование навыков самопознания, саморазвития и самокоррекции. Его отличием от психотерапии является отсутствие собственно лечения.
Психотерапия носит интердисциплинарный характер как следствие ее широкого и эффективного применения. В круг ее задач входят собственно лечебные, лечебно-профилактические и лечебно-реабилитационные действия