Социальный конструкционизм как методологическое основание постмодернистского подхода к пониманию психологической помощи

Методологическим основанием постмодернистского направления психологической помощи является социальный конструкционизм. Начало такого подхода было заложено в 1982 г. Кеннетом Гергеном в книге «К трансформации социального знания». К. Герген начал с идеи о том, что научное содержание всех теорий и моделей зависит в большей степени от того, как именно исследователи договариваются использовать термины и понятия, а не от объективности, что в свою очередь, определяется социально-историческим контекстом.

Социальный конструкционизм предлагает признать, что объяснение окружающего мира может быть лишь конвенцией между людьми, вступающими друг с другом в определенные отношения, а слова, употребляемые для этих объяснений, имеют смысл только в контексте сложившихся отношений.

В. Барр выделяет следующие отличия социального конструкционизма от традиционной психологии:

1) одной из целей традиционной психологии состоит в том, чтобы обнаружить, как устроен отдельный человек (индивид), исследовать процессы, происходящие в нем, понять причины индивидуальных различий, и, нанеся на карту все механизмы человеческого функционирования, предсказывать и контролировать поведение и проявления людей. Социальный конструкционизм, напротив, утверждает, что единственный способ правильно понять человека и все человеческое – это рассматривать их как неотчуждаемую часть социальной жизни, т.е. оперировать не в логике «либо человек, либо социум», а «и человек, и социум», т.к. социальный мир состоит из людей. Люди являются одновременно и индивидами, и обществом.

2) традиционная психология изучает и ищет механизмы, структуры и процессы, существующие «внутри» всех людей и порождающих те феномены, которые хотелось бы объяснить. Социальный конструкционизм же утверждает, что все феномены, связанные для человека с тем, что такое «быть человеком», являются продуктами тех социальных условий и процессов, в которых он живем.

3) традиционная психология видит одной из своих задач понимание того, каковы же люди «на самом деле». Социальный конструкционизм заявляет, что т.к. люди являются продуктом социальных процессов и условий, и эти социальные процессы и условия постоянно изменяются в ходе истории, то люди тоже постоянно меняются. Вся психология человека зависит от тех исторических и культурных условий, в которых он живет. Этим социальный конструкционизм утверждает, что социальные условия могут опосредовать психологическую предрасположенность, и что люди во всех аспектах и отношениях конструируются, создаются социальным окружением.

4) традиционная психология, как дисциплина, целью своей видит поиск истины посредством объективного изучения явлений с предварительным их расчленением (наподобие естественных наук). Социальный конструкционизм утверждает, что такого рода истины не существует, и то, что сегодня называется «фактами» – это всего лишь версии событий, которые в настоящее время по разным причинам получили широкое распространение.

 

Краткая характеристика постмодернистких подходов: текстологического, симуляционного, номадологического, шизоаналитического и нарративного.

Текстологический подход, который был предложен Р. Бартом в первой половине 1970-х. Текстологический подход изучает различные тексты, например, произведения письменности и литературы в целях восстановления истории, критической проверки и установления их текстов. Одной из проблем текстологии является проблема атрибуции текста, которая проводится в рамках судебной психологии на основе методов контент-анализа и психолингвистики;

Номадологический подход, который был предложен Ж. Делезом и Ф. Гваттари. Этот подход отказывается от жесткого детерминизма и от бинаризма, т.е. различных оппозиций (например, внешнего–внутреннего, прошлого–будущего, мужского–женского и т.п.). С точки зрения Ж. Делеза и Ф. Гваттари, современность демонстрирует отчетливо выраженную «потребность в номадизме». Для лучшего представления сущности номадологического подхода Ж. Делез и Ф. Гваттари используют следующую метафору. Если линейную модернистскую модель можно представить в виде «корня», как предполагающего жестко фиксированную конфигурацию и осевую структуру, то постмодернистскую модель – в виде «корневища-луковицы», который может прорасти в каком угодно направлении, или сети «корневых волосков», потенциально возможные переплетения которых невозможно предусмотреть [8, с. 524]. Благодаря номадологии объясняется феномен живости психики, души. Именно в нем заложены механизмы творчества, мышления и интуиции;

Симуляционный подход (Ж. Бодрийар), в отличие номадологического, позволяет найти в смысловых структурах человека ригидные смысловые структуры (например, деструктивные ценности), как симулякры, т.е. некие психические «протезы», оторванные от реальности и сформированные как извне (например, социумом), так и изнутри (например, эмоциями);

Шизоаналитический подход (Ж. Делез, Ф. Гваттари), в отличии от симуляционного, отводит место отсутствию осознания деструктивных смыслов. С точки зрения шизоаналитического подхода, каждый человек потенциально обладает шансом начать жить согласно естественным законам желания, восстановив гармоничные отношения с природой, обществом и самим собой;

Нарративный подход. В нарративном подходе (Т. Сарбин, К. Герген, Д. Макадамс, П. Гидденс, Г. Херманс, Б. Дэйвис, Р. Харре) особое внимание уделяется контекстуальному процессу взаимодействия, образующим фактором которого является язык. Идентичность понимается как нарратив, история, рассказываемая о себе в процессе жизни. Человек заимствует бытующие в культуре повествовательные мотивы, ценности, нормативы, трансформируя их в свои жизненные истории, идентичность формируется из субъективно отобранных биографических фактов своей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: