Основные постановления ЦК ВКП (б), посвященные литературе

Русская литература советского периода как социальный институт («литературный быт», типы «литературного поведения», партийное и государственное «руководство литературой»).

литературный быт. Понятие ввели Ю.Тынянов и Б.Эйхенбаум.

 – все то, что окружает литературный текст. (комплекс жизненных событий: обстоятельства выпуска текста, его тиражирования, восприятия)

При этом сам текст всегда самодостаточен.

Важно, что слово «быт» непереводимо.

Лит. Быт (тынянов -статья лит факт, 24 год, эйхенбаум-статья лит. быт) – отношения, связи, переписки, издание, замысл, обсуждение – все, связанное с лит текстом – все, что его окружает

Представитель русского формализма Ю. Н. Тынянов считал, что литературный быт состоит из текстов, которые приобретают или утрачивают значение литературного факта. Бытовые тексты, содержащие события литературной жизни, при отнесении их к литературе, становятся литературными. Например, текст элементов быта пиателей – писем, дневников, мемуаров – часто служит дополнительным материалом к литературным произведениям и входит в структуру литературы эпохи. + про лит. Факт - Концепция литературного факта связана у Тынянова с развивавшейся им идеей системности литературы как «динамической речевой конструкции» и литературной эволюции как «скачка» и «смещения». По Тынянову, то или иное явление речевого быта (заумь, шарада, дружеское письмо) в определенный момент начинает осознаваться как принадлежащее сфере литературы и выдвигается в центр, в то время как становящееся неактуальным вытесняется на периферию.

литературное поведение. (Лотман. «Декабрист в повседневной жизни».Выдержки оттуда: Декабристы культивировали серьезность как норму поведения. Весь облик декабриста был неотделим от чувства собственного достоинства. Оно базировалось на исключительно развитом чувстве чести и на вере каждого из участников движения в то, что он – великий человек.) – поведение творца и читателя.

Бывает:

-когда ведут себя сопрягая социальное и лит поведение

-когда лит поведение героев влияет на человека

-профессиональное поведения (мб бродский)

До 19 в писатель – это не работа

Проза и поэзия – разные виды искусства

Проф.лит. поведение. – в советское время писатель – юридически закрепленная профессия. В наши дни не более 3 сотен писателей могут сказать, что живут исключительно писательством. С литературным поведением тесно связана и литературная репутация. Она меняется на протяжении жизни автора (например: бунтарь-дебютант – канонизирован – классик, противник бунтарей-дебютантов). Это – равнодействующая 3х факторов:

- то, что автор хотел бы, чтобы о нем думали (биографический миф)

- то, что знают профессионалы

- тиражи, популярные мнения читателей.

Для литературного поведения важен и тип репрезентации текста: способ тиражирования.

Предыстория «огосударствления» литературы: статья В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература».

Термин «огосударствление» ввел К.Аймермахер. Этот процесс подразумевает, что литература стала отраслью производства, появилась профессия писателя, а частные издательства не существовали. (1905-1934г)

Статья «Партийная организация и партийная литература» появилась в ноябре 1905г в газее «Новая Жизнь». Но стала известна она гораздо позже – при появлении о ней никто не знал.

Основные положения:

- прогресс. Прогресса в искустве/литературе нет – всякое новая стадия не отменяет предыдущей. У Ленина: искусство развивается поступательно, имеет познавательную функцию.

- классовость. Искусство у Ленина имеет классовый характер. (класс — группа людей, обьединенных общим отношением к орудиям и средствам производства. Классы есть господствующие и угнетенные). Искусство выражает идеалогию классов, защищает интересы.

- партийность. «Долой литераторов беспартийных». Литература должна быть частью партийной организации.

- народность. Создается людьми из народа для них же. «Литература принадлежит народу!»

 

«Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, «колесиком и винтиком» одного единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».

«Литература может теперь, даже "легально", быть на 9/10 партийной. Литература должна стать партийной. В противовес буржуазным нравам, в противовес буржуазному литературному карьеризму и индивидуализму, "барскому анархизму" и погоне за наживой, -- социалистический пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литератур»

«литературное дело должно непременно и обязательно стать неразрывно связанной с остальными частями частью социал-демократической партийной работы. Газеты должны стать органами разных партийных организаций. Литераторы должны войти непременно в партийные организации. Издательства и склады, магазины и читальни, библиотеки и разные торговли книгами - все это должно стать партийно-подотчетным. За всей этой работой должен следить организованный социалистический пролетариат, всю ее контролировать»

«мы делаем это чтобы лицемерно-свободной, а на деле связанной с буржуазией, литературе противопоставить действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу. Это будет свободная литература, потому что не корысть и не карьера, а идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды.»

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» — часто цитируемая и широко известная фраза из этой статьи Ленина. (насчет того, что нет частного)

3 съезд РКСМ (рос комунист союз молодежи) – речь «учиться коммунизму»- учиться класичесской литре, ведущей к коммунизму+образование комсомола в 1918

идея писательских райнов

переделкино-городок писателей

 

Основные постановления ЦК ВКП (б), посвященные литературе.

Партия, согласно Конституции 36г. – руководящая сила общества. Постановления партии имеют силу законов.

1 дек. 1920 – постановление о «пролеткультах». Партия против  пролеткультов.

18 июня 1925 – о политике партии в области художественной литературы.

1928 – об обслуживании книгой массового читателя. Создание «изб-читален». Создание инфраструктуры книжного дела. Частные издательства замещаются госуд.: укрупняются, разделяются по отрослям «производства» (худ., детск. литература; «Мир» – научная, «Прогресс» – социальная, «Радуга» – художественная.)

(культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности)

25 г – о политике партии в области худ литры

Писатели были:

-пролетарские

-враждебные

-попутчики

28- постановление «об обслуживании книгой масового советского читателя» - с этого года сменяется парадигма (стабильное состояние): появляются читальные избы в селах, книжные палаты, частные издательства заменяются государственными (монополисты, кот укрепляются и раздеялются по отраслям производства.

Издательства, как и заводы, работают в режиме плановой экономики. Цензурой занимается Главлит. Художественные (редакционные) советы – партия направляет своих работников в издательства. Пониятие «спецхрана»

1932 — перелом. Статья о перестройке литературно-художественных организаций.

Все они были уничтожены, 30е — новый виток репрессий, их пик — 37 год.

Курс на создание единой организации — Союза Светских Писателей.

ЦК ВКП(б) постановляет:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП,

РАПП);

2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу

Советской [стоящих за политику советской] власти и стремящихся

участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз

советских писателей с коммунистической фракцией в нем;

3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];

Первый съезд советских писателей и его значение. Понятия «советская литература», «творческий метод» советской литературы – «социалистический реализм».

Создается комитет по организации сьезда — 2 года.

- привлекается М.Горький в кач-ве нац.лит. лидера.

-первый съезд советских писателей -всесоюзное собрание литераторов, проходившее в Москве в 1934

 С докладами выступали Максим Горький, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Николай Бухарин, Юрий Олеша, Илья Эренбург, Алексей Толстой также были многие иностранные писатели, симпатизирующие СССР и социалистическому строительству.писательские дома, писательские поселки (напр. – в протопоповском переулке)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: