Содержание учебной дисциплины

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет мировой культуры

Кафедра искусствоведения

А.Ю.Демшина

Проблемы и методы изучения современного искусства

Учебно-методическое пособие

 

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

2019


УДК

7.036:001.8(07)

ББК

85.10в.р30

 

Д 31

 

 

 

Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № 1 от 15.10.2019 г. в качестве учебно-методического пособия

 

 

 

 

Рецензенты:

кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А.И. Герцена Соловьева Вайда Линасовна

 

доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры СПбГИК Суворов Николай Николаевич

 

 

Демшина Анна Юрьевна

 Д31

Проблемы и методы изучения современного искусства: учебно-методическое пособие / А.Ю.Демшина. - Санкт-Петербург: СПбГИК, 2019. – 165 с.

 

Дисциплина «Проблемы и методы изучения современного искусства» посвящена формированию методологической базы научного исследования применительно к изучению современных художественных процессов и изобразительного искусства, а также совершенствование методологических основ критического анализа и аналитическо-экспертной деятельности.

Курс предполагает обучение принципам исследовательской деятельности в сфере истории и современной практики изобразительного искусства; постижение основ современной научной методологии на основе междисциплинарных подходов в искусствознании;  применение основ современных философских учений в аналитической и исследовательской деятельности.

Особое внимание уделяется изучению развития актуальных подходов в современном искусствознании, в контексте проблемы определения границ актуального искусства, формирования практических навыков применения отдельных методов и их комплексов к конкретным исследовательским задачам.

 
 

УДК

7.036:001.8(07)

ББК

85.10в.р30

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019

         



Оглавление

Введение. 6

1.Содержание учебной дисциплины.. 7

1. 1. Проблемы систематизации, классификации и периодизации современного искусства. 7

1.1.1. Организация самостоятельной работы студента. 12

Вопросы для самостоятельного контроля. 12

1.2. Постмодернизм как теория и практика изобразительного искусства второй половины ХХ века. 13

1.2.1. Организация самостоятельной работы студента. 24

Вопросы для самостоятельного контроля. 24

1.3. Формально-художественный метод и исторический подход в изучении современного искусства. 25

1.3.1. Организация самостоятельной работы студента. 31

Вопросы для самостоятельного контроля. 31

1.4. Социально – психологические аспекты рекламы в сфере искусства. 32

1.4.1. Организация самостоятельной работы студента. 47

Вопросы для самостоятельного контроля. 47

1.5. Постструктуралистский и семиотический методы анализа в современном искусствознании. 48

1.5.1. Организация самостоятельной работы студента. 58

Вопросы для самостоятельного контроля. 58

1.6. Современный психоанализ и проблемы изучения искусства. 59

1.6.1. Организация самостоятельной работы студента. 68

Вопросы для самостоятельного контроля. 68

1.7. Институциональный метод. Проблемы рассмотрения специфики современного искусства с позиции институциональной методологии. 69

1.7.1. Организация самостоятельной работы студента. 78

Вопросы для самостоятельного контроля. 78

1.8. Исследование искусства как индивидуальных художественных практик, анализ с точки зрения типологии творчества. 79

1.8.1. Организация самостоятельной работы студента. 93

Вопросы для самостоятельного контроля. 93

1.9. Технологический, медийный и инновационный аспекты изобразительного искусства в эпоху информационных технологий. 94

1.9.1. Организация самостоятельной работы студента. 127

Вопросы для самостоятельного контроля. 127

2.1. Примерные опросы к экзамену: 129

2.2. Примерные варианты заданий для творческих работ. 129

3. Тестовые задания для самоконтроля. 132

Список литературы.. 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 148

Приложение 1. Примеры кураторской практики выставочных проектов. 149


 


Введение

Учебно-методическое пособие для студентов – бакалавров заочной формы обучения по дисциплине «Проблемы и методы изучения современного искусства» посвящено одной из самых сложных и интересных для искусствоведа тем: как анализировать и презентовать современное искусство, как искусствоведу работать с актуальным художественным процессом. Учебно-методическое пособие содержит корпус теоретического материала, но акцент делается на формировании умений самостоятельной работы с феноменами актуального искусства, на формировании навыков анализа, контекстуализации и презентации различных форм художественных практик.

Каждая тема представляет собой систему блоков из теоретического материала и практических заданий. Теоретический материал поделен на отдельные блоки. В нем рассматриваются актуальные методы и проблемы исследования современного искусства, анализируются конкретные стратегии. Практический  материал ориентирован на формирование навыков самостоятельного анализа артефактов искусства с применением различных методов и самостоятельной постановки проблем исследования или презентации конкретных произведений. Это позволит избежать стереотипов и шаблонов при выполнении заданий в процессе обучения и в дальнейшей профессиональной деятельности.

Дисциплина «Проблемы и методы изучения современного искусства» посвящена формированию методологической базы научного исследования применительно к изучению современных художественных процессов и изобразительного искусства, а также совершенствование методологических основ критического анализа и аналитическо-экспертной деятельности.

Курс предполагает обучение принципам исследовательской деятельности в сфере истории и современной практики изобразительного искусства; постижение основ современной научной методологии на основе междисциплинарных подходов в искусствознании; применение основ современных научных учений в аналитической и исследовательской деятельности.

Особое внимание уделяется изучению развития актуальных подходов в современном искусствознании, в контексте проблемы определения границ актуального искусства, формирования практических навыков применения отдельных методов и их комплексов к конкретным исследовательским задачам.

 



Содержание учебной дисциплины


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: