Применительно к совокупности, у которой число параметров исследования меньше 30 (n < 30), для проверки типичности параметров уравнения регрессии используется t -критерий Стьюдента. При этом вычисляется фактическое значение t -критерия:
Отсюда
где – остаточная среднеквадратическая погрешность. Полученные ta и tb сравнивают с критическим tk из таблицы Стьюдента с учётом принятого уровня значимости (a = 0,01 = 99% или a = 0,05 = 95%). P = f = k1 = m – число параметров исследуемого уравнения (степень свободы). Например, если y = a + bx; m = 2, k 2 = f 2 = p 2 = n – (m + 1), где n – количество исследуемых признаков.
ta < tk < tb.
Вывод: по проверенным на типичность параметрам уравнения регрессии производится построение математической модели связи . При этом параметры примененной в анализе математической функции (линейная, гипербола, парабола) получают соответствующие количественные значения. Смысловое содержание полученных таким образом моделей состоит в том, что они характеризуют среднюю величину результативного признака от факторного признака X.