Что же понимается под рефлексией?
Существуют несколько подходов к определению рефлексии.
С лово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)
Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов)
Рефлексия (в самом общем виде) – способность понимать, оценивать мысли и действия свои и другого человека. *
Психологи утверждают, что рефлексия это свойство человеческой психики, способность мышления к критическому самоанализу поступков, мыслей, чувств. Подобное свойство, позволяет, образно говоря, «оглянуться назад» и сделать необходимые выводы.
|
|
Мы же будем рассматривать особенности педагогической рефлексии в системе «учитель - ученик» по отношению к содержанию образования к формированию метапредметных умений в образовательном процессе. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия позволяет ученику и учителю оценивать свои действия и мысли, планировать деятельность, выбирать стратегию обучения.
Таким образом, рефлексия является обязательным условием развития таких качеств человека как:
- Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности;
- Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их;
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
- диагностическую функцию – выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
- проектировочную – предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
- организаторскую – выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
- коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
- смыслотворческую – формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
- мотивационную – определение направленности и целевых установок деятельности;
- коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Рефлексивные умения, с помощью которых происходит осмысление, конструирование и оценка реальной деятельности, управление ею, называют метакогнитивными умениями. Выше названные педагогические функции рефлексии отображаются в следующих метакогнитивных умениях учащихся*1:
|
|
• Умение диагностировать то, что уже знает и то, что ещё не знает;
• Умение ставить перед собой определённую учебную задачу и продумывать программу её осуществления;
• Умение реализовывать намеченные планы (подбирать необходимый учебный материал, прорабатывать его);
• Умение регулировать процесс собственного учения и контролировать успешность своих действий;
• Умение анализировать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями;
• Умение определять направление дальнейшей работы над собой.
Итак, мы видим, что рефлексия это то средство, которое позволяет нам достичь тех метапредметных результов о которых говорится ФГОС. Рефлексия это тот инструмент который позволяет нам воспитать человека – думающего, умеющего анализировать ситуацию, умеющего критически оценивать обстановку, находить пути решения, что так важно в условиях современного мира.
Рефлексия, с неё урок начинается, ею урок и заканчивается. Начиная урок мы задаемся вопросом, что мы делали на прошлом уроке, что узнали, чему научились, решая определенную задачу мы сталкиваемся с проблемой нехватки знания и начинаем планировать, что же ещё надо узнать, чему надо научиться. Заканчивая урок мы вновь задумываемся, а удалось ли нам достичь того что было запланировано, что успели сделать чего не успели, что получилось, а что наоборот вызвало затруднения. На мой взгляд, окончание урока должно быть похоже на не дописанную книгу, не досмотренный фильм, чтобы ученики понимали, что им есть ещё к чему стремиться.
Рефлексия может осуществляться по итогам различных временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п.
Выше мы уже обговаривали, что рефлексия это способность, а значит, как любую способность её можно развивать.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения
- анализ своих успехов
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)
3 этап – анализ работы одноклассников
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать:
ü цель занятия;
ü содержание и трудности учебного материала;
ü тип занятия;
ü способы и методы обучения;
ü возрастные и психологические особенности учащихся.
Какая рефлексия бывает?
Однозначного подхода к определению классификации рефлексии нет. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся в различной литературе.
В психологии различаютследующиевиды рефлексии:
· Коммуникативная - ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
· Личностная - объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
|
|
· Интеллектуальная - проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
В педагогике различают рефлексию
· по содержанию: устная и письменная;
· по форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная;
· по способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок;
· по функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
Так же различают рефлексию собственной деятельности субъекта. Она рассматривается в трех формах:
-перспективная рефлексия проводится, как правило, в начале выполнения каждого практического задания и включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе планирования, выборе наиболее эффективных способах и приемов достижения поставленной цели
- ситуативная рефлексия проводится как правило, в процессе выполнения упражнения и предназначена для выявления непосредственной включенности обучающегося в проблему или ситуацию, осмысления её элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия «здесь» и «теперь». Как правило, такой вид рефлексии осуществляется в процессе диалога.
- ретроспективная рефлексия, как правило, служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности в конце занятия. Этот вид рефлексивной работы должен быть направлен на более полное осознание, понимание, обобщение и структурирование полученного результата.