Тема 14. Международный гражданский процесс: понятие, источники, основные институты

1.Понятие международного гражданского процесса. Источники правового регулирования. Универсальные, региональные, двусторонние международные договоры. Национальное законодательство России и зарубежных стран.

2.Понятие международной подсудности. Критерии определения подсудности. Пророгационные и дерогационные соглашения. Исключительная компетенция. Международно-правовое понимание и национальное регулирование исключительной компетенции. Вещные и обязательственные иски. Lis pendens. Негативный установительный иск.

3.Процессуальное положение иностранных лиц. Особенности подтверждения правового статуса предпринимателей и юридических лиц. Требования к документам, предоставляемым в суд из-за рубежа. Консульская легализация. Апостиль. Двусторонние договоры.

4.Понятие правовой помощи. Международно-правовое и национальное регулирование порядка оказания правовой помощи. Судебные поручения. Административный порядок направления поручений. Упрощенный порядок. Гаагские конвенции 1965 и 1970 года.

Признание и исполнение иностранных судебных решений. Международно-правовые и национальные источники. Понятие взаимности. Доказательства существования взаимности. Возможность признания и исполнения иностранного решения на основе взаимности. Многосторонние конвенции (Брюссельская и Луганская конвенции). 5.Региональные договоры (СНГ). Двусторонние договоры. Различные системы исполнения решений. Экзекватура. Принципы признания и исполнения иностранных судебных решений. Основания для отказа в признании и исполнении. Основания частного характера. Основания публичного характера. Оговорка о публичном порядке. Понятие, практика применения иностранными и российскими судебными органами.

6.Порядок исполнения решения, в отношении которого выдана экзекватура. Срок исполнения.

Форма проведения занятия: у стный опрос, групповая дискуссия, анализ текста международных договоров, проведение деловой игры.

Сценарийпроведения интерактивного занятия «Case Study»

Интерактивное занятие со студентами в виде Case study имеет своей задачей участие обучающихся в предполагаемом процессе осуществления своих профессиональных функций. Для чего студентам необходимо умение использования полученных знаний на практике. Имитация профессиональной деятельности наиболее эффективным образом может быть продемонстрированы в ходе Case study.

Решить практическую задачу.

17 мая 1985 г. суд Франкфурта-на-Майне рассмотрел следующее дело. Итальянская супружеская пара, проживающая в Германии, составила совместное завещание, в соответствии с которым переживший супруг наследует имущество за умершим. После смерти мужа вдова сослалась на это завещание. По итальянскому закону такое завещание недействительно, по немецкому -действительно. Возник вопрос о выборе применимого права. Если составление совместного завещания это вопрос формы, то применяется немецкое право и завещание действительно. А если это вопрос, связанный с отношением наследования, применяется закон гражданства наследодателя, то есть Италии, и завещание недействительно. Немецкий суд посчитал, что в данном случае вопрос касается наследственных отношений, и применил итальянское право. Дополнительным аргументом было то, что в Италии соответствующее правило рассматривается как гарантирующее свободу завещания.

Что такое «коллизия права»? Какие особенности МЧП отражены в решении немецкого суда? Считаете ли Вы, что при рассмотрении аналогичного дела отечественный суд должен занять такую же позицию?

Проведение занятия «Case Study» предполагает:

- ознакомление студентов с теоретическими положениями темы изучения и возможностями применения их на практике;

- получение навыков применения нормативно-правовых актов и договорных обязательств в профессиональной деятельности;

- умение находить компромиссное решение в рамках действующего законодательства;

- владение правовыми информационными механизмами при вынесении и принятии того или иного решения;

- способность студентов грамотно и этично вести диалог с участниками юридического процесса и многое другое.

В результате проведённого занятия «Case Study» студенты должны:

знать:

• природу и сущность международного частного права;

• основные закономерности возникновения, функционирования и развития международного частного права, исторические типы и формы международного частного права;

• механизм и средства правового регулирования, реализации международного частного права;

• особенности государственного и правового развития международного частного права в России;

• роль международного частного права в политической системе общества, в общественной жизни;

уметь:

• оперировать юридическими понятиями и категориями;

• анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

• анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

• принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

владеть:

• юридической терминологией;

• навыками работы с правовыми актами;

• навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: