Тема 15. Рассмотрение споров с участием иностранных лиц в Российской Федерации

Основные вопросы:

1. Рассмотрение споров с участием иностранных лиц в арбитражных судах России в соответствии с АПК 2002 года.

2. Особенности процессуальной формы.

3. Компетенция арбитражных судов РФ по делам с участием иностранных лиц. Исключительная компетенция.

4. Пророгационные соглашения о выборе арбитражных судов.

5. Предварительные обеспечительные меры.

6. Меры по обеспечению доказательств и предварительному обеспечению доказательств. Иммунитет государств и международных организаций.

7. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц. Поручения о выполнении отдельных процессуальных действий.

8. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц. Подсудность споров. Судебные поручения. Особенности оформления документов.

Форма проведения занятия: у стный опрос, групповая дискуссия, анализ текста международных договоров, в частности, Конвенции стран СНГ «О правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным делам» 1993 и 2002 гг.

 

Тема 16. Международный коммерческий арбитраж

Основные вопросы:

1. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража.

2. Международно-правовые основы МКА.

3. Национальное законодательство.

4. Виды международного третейского разбирательства.

5. Обязательный арбитраж.

6. Институциональный арбитраж и арбитраж ad hoc.

7. Арбитражное соглашение как основание компетенции арбитража.

8. Порядок заключения. Виды арбитражных соглашений.

9. Дерогационный эффект арбитражного соглашения.

10. Условия действительности арбитражного соглашения.

11. Возможность рассмотрения спора в государственном суде при наличии арбитражной оговорки.

12. Предмет спора, который не может быть передан в арбитраж.

13. Порядок рассмотрения спора в институциональном арбитраже.

14. Порядок рассмотрения спора в арбитраже на случай.

15. Порядок устранения пробелов в арбитражной оговорке (наименование и вид арбитража, количество арбитров, место арбитража, язык, применимое право). Порядок назначения и отвода арбитров. Определение компетенции арбитража.

16. Рассмотрение спора по существу. Доказательства а арбитражном процессе. Порядок вынесения решения и вступления его в силу. Регламенты ЮНСИТРАЛ, Лондонского Международного Третейского Суда, Арбитражного института МТП, их юридическая природа.

17. Контрольные функции государственного суда. Возможность отмены решения МКА. Компетенция суда по отмене решения МКА. Основания для отмены. Последствия отмены решения МКА.

18. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений. Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении иностранных арбитражных решений 1958 года. Роль государственного суда в обеспечении исполнения иностранного арбитражного решения. Порядок обращения с заявлением о признании и исполнении, сроки. Основания для отказа в признании и исполнении решения МКА. Оговорка о публичном порядке. Основания и порядок применения. Возможность частичного признания и исполнения арбитражного решения.

Форма проведения занятия: у стный опрос, групповая дискуссия, решение задач, анализ текста международных договоров

Задачи.

Задача 1. Австралийская компания обратилась в российский арбитражный суд с иском. Судья потребовал от ее представителя устав и надлежащим образом заверенную выписку из торгового реестра. Представитель заявил, что он может предоставить только учредительный договор, а все остальные документы отсутствуют, поскольку организации соответствующего типа не создаются в Австралии в форме юридического лица и не нуждаются в государственной регистрации. Каким образом должен поступить российский суд?

Задача 2. Соотнесите понятия: «арбитражный суд», «международный коммерческий арбитраж», «третейский суд». Применяется ли Нью-Йорская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений к решениям государственных арбитражных судов РФ?

Задача 3. Между российским юридическим лицом и испанской фирмой заключен договор купли-продажи. Условие о разрешении споров сформулировано в договоре следующим образом: «Все споры по настоящему договору рассматриваются Арбитражным судом г.Новгорода. Когда между сторонами возник спор, оказалось, что при заключении договора испанская сторона полагала, что согласован третейский способ разрешения споров, а российская –что достигнута договоренность о передаче спора на рассмотрение в государственный Арбитражный суд Новгородской области. Какой орган вправе принять спор к рассмотрению: арбитражный суд Новгородской области или один из третейских судов, действующих на территории Новгородской области? Какой орган компетентен разрешить спор, если в арбитражной оговорке указаны следующие органы:

. Международный арбитраж при ТПП РФ;

. Арбитражный суд РФ;

. арбитражный суд по российскому праву;

. Арбитраж при ТПП РФ;

. Международный суд ООН;

. Европейский суд по правам человека;

. Экономический суд СНГ;

. Лондонский международный арбитражный суд?

Для подготовки к дискуссии студентам необходимо углубленно изучить содержание вопросов, вынесенных на занятие. Ознакомиться с точками зрения ученых, современной практикой применения положений нормативных актов, регулирующий обсуждаемые правоотношения. Подготовить 1-2 углубленных вопроса по каждому из обсуждаемых вопросов, для участия в дискуссии. 

 

Лабораторные занятия (практикумы)

Не предусмотрены.

Учебно-методические рекомендации по выполнению различных форм

Самостоятельной работы

Общие положения

К формам самостоятельной работы студентов относятся:

· чтение текстов нормативных правовых актов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);

· конспектирование данного текста;

· работа со словарями и справочниками;

· работа со справочно-правовыми системами и ресурсами сети интернет;

· составление плана и тезисов ответа на вопросы семинара (практического занятия);

· выполнение тестовых заданий;

· решение учебно-практических, в том числе, расчетно-графических задач;

· выполнение контрольной работы;

· подбор нормативных правовых актов по теме практического занятия;

· написание рефератов (эссе) по изучаемой тематике;

· участие в круглых столах, научно-практических конференциях;

· подготовка к сдаче зачета;

· иные формы самостоятельной работы студента.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: