История социально-педагогической мысли в философских и педагогических произведениях античности и нового времени

На протяжении всей истории человечества великими людьми: философами, педагогами, историками и врачами постоянно озвучивалась идея необыкновеной сложности науки воспитания человека, о ее единстве с физической, нравственной и умственной сторонами. В настоящую хрестоматию включены отрывки и наиболее значимые высказывания выдающихся философов античного мира, средневековья, нового времени и новейшего времени.

Цель иллюстрации этих высказываний о воспитании человека – провести аналогию, дать простор студенту в его видении идеи воспитания человека, так как близится время, когда от воспитателя и учителя потребуется принципиально новых решений основных вопросов формирования личности, решений о целях и задачах, содержании образования, новых методах обучения. Демократическое общество требует быстрого решения многих сложных проблем, одна из которых – воспитание человека, достойного жить и процветать в новом обществе, где люди не только равны и свободны, но и понимают друг друга.

В развитии цивилизации человек играет главную роль. Каждое поколение людей обогащает следующее поколение своим новым содержданием культуры, своим опытом, результатами своих научных исследований, новыми знаниями, что является причиной неожиданных взлетов государств и народов, их исторической активности, повышает процесс их достижений, движения к процветанию и всеобщему благоденствию.

Первым приступил к «Жизнеописаниям» знаменитых людей Греции и Рима выдающийся греческий писатель Плутарх (46-120 г.г. н.э.). Он создает исторические образцы воспитания людей. Именно по его работам восстанавливаются основные черты спартанского воспитания, так как известно, что Спарта была крупным государством, спартанцы главным образом занимались военным делом, однако там стремительно развивалиь ремесла и торговля. В результате Спарта стала классическим образцом полиса с олигархическим государственным строем. Возглавил Спарту Ликург (9-8 в.в. до н.э.) – легендарный спартанский законодатель, которому греческие авторы приписывают создание институтов спартанского общества и государственного устройства. Удивительно, что в Спарте не было разделения детей по половому признаку, и мальчики, и девочки должны были упражняться в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы тела были сильными и крепкими, чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Считалось, что девочки, воспитанные таким образом, легче будут выносить муки деторождения и будут здоровыми, способными защитить себя и своих детей.

Считая воспитание высшей и благороднейшей задачей для законодателя, Ликург приступил к осуществлению своих планов издалека – с самого зачатия и рождения, регулируя заключение браков. Он не отказывался (как говорит Аристотель) от попытки подчинить женщин строгим правилам. Правда, они пользовались большой свободой и большим вниманием благодоря частым походам своих мужей, когда они были полными властительницами семьи и, таким образом, приобретали незаслуженное почтение и несоответственное значение. Но, несмотря на это, он проявил и в отношении их наивозмоную заболивость.

Платон (427-348 до.н.э.) – знаменитый греческий филосиф, ученик Солкрата, в своих работах неодкратно подчеркивал важность воспитания, которое он возводил в ранг политической проблемы.

Свою педагогическую систему Платон раскрыл в двух произведениях: «Государство» и «Законы». Платон берет за основу практику афинского воспитания своего времени и «поправляет» ее практика Спарты.

В произведении «Законы» о устанавливает следующие законы:

беременная женщина должна гулять, младенца надо формировать, точно он из воска, пока он гибок и пеленать до 2-х летнего возраста.

Дитя должно находиться в непрестанном движении. Основное начало: кормление грудью и движение, совершаемое в течение всей точности и дня.

Душевный склад трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего и даже шестилетнего ребенка нуждается в забавах. Однако надо избегать изнеженности, надо наказывать детей, но так, чтобы не задеть их самолюбия; надо это делать так же, как делаешь и по отношению к рабам, именно: не надо позволять наказывающим оскорблять наказываемого, так как это вызывает в нем раздражение; но нельзя и баловать отсутствием наказаний. Так вот точно так же надо поступать и с детьми свободорожденных. У детей этого возраста некоторые забавы возникают как-то сами собой; когда дети собираются вместе, они сами их изобретают. Все дети этого возраста, т.е. с трех лет до шести лет, пусть собираются в святилищах каждого поселка, так что дети всех жителей поселка будут там вместе. Кормилицы должны заботиться также и о детях этого возраста, чтобы они были благопристойны, а не распущены. Над самими же кормильцами и над всеми этими детскими садами будут поставлены двенадцать женщин – по одной для каждого такого детского сада, чтобы следить за порядком; их будут ежегодноисла вышеупомянутых кормилиц. Выборы их будут производить женщины, ведающие попечением о браках; из числа своих ровесниц они выберут по одной из каждой филы. Поставленная на эту должность будет посещать ежедневно определенное святилище и всякий раз налагать наказание, если кто провинится; раба или рабыню, чужестранца или чужестранку она будет наказывать сама при помощи государственных рабов, а гражданина, если он оспаривает необходимость наказания, она поведет на суд астиномов; если же гражданин не оспаривает, она и его наказывает сама. После того как дети достигнут шестилетнего возраста, оба пола отделяются. Мальчики проводят время с мальчиками, точно так же девочки – с девочками. Но и те и другие должны обратиться к учению. Мальчики поступают к учителям верховой езды, стрельбы из лука, из пращи, метания дротиков. Если девочки согласятся, они точно так же обучаются этому; в особенности же следует им научиться употреблению оружия.

Воспитание ребенка не зависело от воли отца — он приносил его к старшим членам филы, которые осматривали ребенка. Если он оказывался крепким и пропорционально сложенным, его отдавали на воспитание отцу, выделив ему при этом один из девяти тысяч земельных участков, а слабых н уродливых детей кидали в пропасть возле Тайгета. Они думали, что жизнь такого ребенка не принесет пользы пи ему самому, ни обществу, поскольку природа с самого начала не дала ему силы и хорошего телосложения. Спартанские дети не имели купленных или нанятых «дядек», и родители не могли воспитывать своих детей, как им хочется. Но все дети, которым только исполнилось семь лет, соби­рались вместе и делились на «агелы» (кучки). Они жили и ели вместе, приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто оказывался понятливее других и более смелым в гимнастических упражнениях; остальным следовало брать с него пример и исполнять его приказания и беспрекословно подвергаться от него наказанию, так что школа эта была школой послушания. Ста­рики смотрели за играми детей и нарочно доводили их до драки, ссо­рили их и при этом прекрасно узнавали характер каждого — храбр ли он, не побежит ли с поля битвы.

Что касается чтения и письма, то они учились только самому не­обходимому, остальное же их воспитание преследовало одну цель: бес­прекословное послушание, выносливость и науку побеждать. С летами их воспитание становилось суровее: им наголо стригли волосы, приучали ходить босыми и играть вместе — обыкновенно без одежды. На тринадцатом тоду они снимали с себя рубашку и получали на год по од­ному плащу. Их кожа была загорелой и грубой, они не брали теплых ванн и не мазались маслом — только несколько дней в году позволя­лась им эта роскошь. Спали они вместе по «илам» (отделениям) и «агелам» на постелях, сделанных из тростника, который они собирали на берегах Еврота, причем рвали его руками, без ножа. Зимой клалась под низ подстилка.

Сократ (469—399 гг. до н. э.) — один из крупнейших философов древнего Греции. Он славился неотразимостью в споре. Путем вопросов Сократ за­ставлял своего противника развивать последовательно спорное положение и приводил его к осознанию абсурд­ности этого исходного положения. Затем Сократ наталкивал собесед­ника на правильный путь и подводил к выводам. Этот метод искания истины и обучения носит название «сократического». Приведенный отрывок из «Вос­поминаний» Ксенофонта является ти­пичным образчиком сократического метода. К Сократу приходит юноша Эвтидем, желающий стать государственным человеком. Между ними происходит следующий разговор:

Скажи мне, Эвтидем, дествительно ли, как я слышал, ты собрал много сочинений из­вестных мудрых мужей?

Действительно, Сократ,— отвечал Эвтидем,—и я продол­жаю собирать, пока не приобрету их возможно больше.

Клянусь Герой, — отвечал Сократ, — я вполне уважаю тебя, что ты предпочел собирать сокро­вища добродетели, а не сокрови­ща серебра и золота. Очевидно, по твоим убеждениям серебро и золото ни в чем не делают людей лучшими, тогда как учения мудрых мужей обогащают своих обла­дателей добродетелью.

Эвтидему было приятно слушать это. Он думал, что этот путь к зна­нию Сократ признает настоящим. Сократ, подметив его удовольствие от этой похвалы, сказал:

В чем же именно ты желаешь быть знающим, если ты собираешь эти сочинения?,

Но так как Эвтидем молчал, соображая, что ответить, то Сократ спросил:

 

Не во врачебном ли деле? Ведь есть много сочинний врачей.

Клянусь Зевсом, нет, – отвечал Эвтидем.

И архитектором не желаешь быть? И это требует человека образованного.

Нет, – отвечал Эвтидем.

И астрологом быть не хочешь?

Когда Эвтидем и на это отвечал отрицательно, Сократ спросил:

И не рапсодом? Говорят, ты приобрел все поэмы Гомера?

Разумеется, нет, – отвечал Эвтидем, – хорошо знают поэмы Гомера, но сами они – люди очень ограниченые.

Тогда Сократ сказал:

Уж не к той ли ты стремишься добродетели, посредством которой люди делаются политиками, домоправителями, начальниками и вообще полезными для себя и для других?

Клянусь Зевсом, Сократ, я ищу этой добродетели, – отвечал Эвтидем.

Ты стремишься к самой высокой и самой важной добродетели, – сказал Сократ. – Это – добродетель царей и называется царской добродетелью. Но думал ли ты, чтобы можно было быть справедливым, не будучи добрым?

Разумеется, нельзя, точно так же, как без справедливости невозможно быть хорошим гражданином.

А достиг этого? – спросил Сократ.

Я думаю, Сократ, что могу считаться справедливым нисколько не меньше, чем всякий другой.

Не таковы ли действия справедливых, как, например, действия ремесленников?

Конечно, – отвечал Эвтидем.

Но подобно тому как ремесленники показывают свои произведения, могут ли также показать свои произведения и справедливые?

Действия справедливости или несправедливости? – спосил Эвтидем, – почему же нет? Да их немало можно видеть и слышать каждый день.

Так вот, - говорил Сократ, - здесь мы напишеми Д, а здесь А; затем то, что признаем делом справедливости, будем относить к Д, а что признаем делом несправедливости, - к А.

Пиши, если находишь нужным, - сказал Эвтидем.

Тогда Сократ, написавши, как сказал, спросил:

Междду людьми встречается ложь?

Разумеется.

Куда ее причислить?

Конечно, к справедливости.

Обман тоже встречается?

И очень.

Его куда причислить?

Тоже к несправедливости.

Злоумышленность?

 

Программа обучения юношества.

Обучением надо бы воспрользоваться, так сказать, двояко; по отношению к телу – гтмнастическим искусством, а для развития хороших качеств души – мусическим. Относящееся к гимнастическому искусству в свою очередь подразделяется на два вида: во-первых, пляска, во-вторых, борьба. Один вид пляски воспроизводит язык Музы, сохраняя величественность и вместе с тем благородство; другой вид служит для придания здоровья, ловкости и красоты членам и частям самого тела путем подходящих для каждого из них сгибаний и растягиваний, причем ритмическое движение распространяется на протяжении всей пляски и вместе с тем в достаточной мере сопровождает ее.

Во всех государствах, утверждаю я, никому неведомо, что характер игр высшей степени влияет на установление законов в том смысле, будут ли установленные законы прочными или не будут. Если игры установлены так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, точно так же соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это позволяет пребывать незыблемыми также и серьезным узаконениям.

Художественные произведения должны быть специально подобраны и исправлены для юношества

Различие мужских и женских песнопений. Платон считал, что для юношества песни должны побуждать к мужеству, а девушка побуждать к скромности, благопристойности, поддерживать величественную роль женщины, как продолжательныцы рода.

Гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек.

Обязательные занятия арифметикой, геометрей и астрономией.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) – ученик Платона, один из замечательных умов в истории человечества, ученый и философ, систематизировавший и обобщивший все области научного исследования своего времени и в области общей и социальной педагогики оставил после себя богатое наследство.

Аристотель считал: «Воспитание юношества – главное средство сохранения государственного строя». «Молодежь должно оберегать от соприкосновения со всем дурным, в особенности с тем, в чем заключается что-либо низменнное или что разжигает дурные страсти». Он подчеркивал, что «воспитание детей с семи лет – дело государства» (Аристотель. Политика. Педагогическое наследие. М., 1989, с.43-47).

Очень важной является и мысль Аристотеля о том, что физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

 

Ян Амос Коменский (1592-1670) – епископ секты «богемских братьев» в своих педагогических произведениях и прежде всего в «Великой дидактике» подвел итоги развития педагогической мысли, начинал с античных времен до XVI века, заложил основы современной европейской школы. Конечно, многое еще Коменским удерживается от средневековья, священного писания, однако педагогика Коменского – это педагогика XVII века и в центре этой педагогики – методика реформированной европейской латинской школы, несущий слезы того общества, из которого она вышла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: