Пациент Б. 48 лет находится на стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении с диагнозом: «Язвенная болезнь желудка, фаза обострения». Жалобы на сильные боли в эпигастральной области, возникающие через 30-60 минут после еды, отрыжку воздухом, иногда пищей, запоры, вздутие живота, наблюдалась однократная рвота цвета «кофейной гущи». Больным считает себя в течение 1,5 лет. Ухудшение, наступившее за последние 5 дней, больной связывает со стрессом.
Задание:
- Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациента.
- Определите приоритетную проблему и составьте план сестринского ухода для её решения.
- Проведите с пациентом беседу о профилактике осложнений.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи при желудочном кровотечении.
- Продемонстрируйте технику сбора анализа кала на реакцию Грегерсона.
Эталон ответа к задаче № 1
Проблемы пациента:
- Настоящие:
- боли в эпигастральной области;
- отрыжка;
- запор;
- метеоризм;
- плохой сон;
- общая слабость.
- Потенциальные:
- риск развития осложнений (желудочное кровотечение, перфорация, пенетрация, стеноз привратника, малигнизация).
|
|
- Приоритетная проблема пациента: боль в эпигастральной области.
Краткосрочная цель: пациент отмечает стихание боли к концу 7-го дня пребывания в стационаре.
Долгосрочная цель: пациент не предъявляет жалоб на боли в эпигастральной области к моменту выписки.
План | Мотивация |
1.Обеспечить лечебно-охранительный режим. | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики желудочного кровотечения. |
2.Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой №1а. | Для физического, химического и механического щажения слизистой желудка пациента. |
3.Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств. | Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом, и эффективности действия препаратов. |
4.Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики. | Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе заболевания. |
5.Обеспечить правильную подготовку пациента к ФГДС и желудочному зондированию. | Для повышения эффективности и точности диагностических процедур. |
6.Провести беседу с родственниками об обеспечении питания с достаточным содержанием витаминов, пищевых антацидов. | Для повышения иммунных сил организма, снижения активности желудочного сока. |
7.Наблюдать за внешним видом и состоянием пациента (пульс, АД, характер стула). | Для раннего выявления и своевременного оказания помощи при осложнениях (кровотечение, перфорация). |
Оценка эффективности: больной отмечает исчезновение болей, демонстрирует знания по профилактике обострения язвенной болезни. Цель достигнута.
|
|
Студент представляет алгоритм оказания неотложной помощи при желудочном кровотечении.
Студент демонстрирует технику сбора анализа кала на реакцию Грегерсона в соответствии с алгоритмом действий.
Ситуационная задача № 2
Пациент 27 лет впервые госпитализирован в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: «Хронический гастрит типа В». Предъявляет жалобы на частую изжогу, ноющую боль в эпигастральной области после еды, пониженный аппетит. От изжоги по совету родственника избавляется с помощью частого приема соды в больших количествах. Состояние удовлетворительное, рост 185 см, масса тела 70 кг, кожные покровы обычной окраски, температура тела 36,6° С, пульс 72 в мин., АД 110/70 мм рт. ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.
Задание:
1. Сформулируйте настоящие и потенциальные проблемы пациента.
2. Определите приоритетную проблему и составьте план сестринского ухода для её решения.
3. Проведите с пациентом беседу о рациональном питании при гастрите.
4. Составьте план подготовки пациента к ФГДС.
5. Продемонстрируйте на фантоме оказание помощи пациенту при рвоте.
Эталон ответа е задаче № 2
Проблемы пациента:
- не может принимать пищу и жидкость, спать и отдыхать из-за сильной изжоги;
- не знает о вреде приема соды в больших количествах при изжоге;
- снижение аппетита.
Приоритетная проблема: не может принимать пищу и жидкость, спать и отдыхать из-за сильной изжоги.
Цель: пациент не будет страдать от изжоги во время пребывания в стационаре.
План | Мотивация |
1.М/с рекомендует пациенту строго соблюдать диету №1. | Максимальноещажение желудка. |
2.М/с рекомендует пациенту отказаться от продуктов, взывающих изжогу (сладкие соки, кисели, варенье, ягоды). | Предотвратить появление изжоги. |
3.При появлении изжоги м/с обеспечит пациенту прием стакана теплого молока или щелочной минеральной воды без газа. | Прекратить изжогу. |
4.М/с побеседует с родственниками о характере передач. | Исключить из передач продукты, которые могут вызвать изжогу. |
Оценка эффективности: эпизоды изжоги у пациента появляются редко и быстро купируются. Пациент знает, как правильно питаться при склонности к изжоге. Цель достигнута.
Студент составляет план подготовки пациента к ФГДС.
Студент демонстрирует на фантоме помощь пациенту при рвоте.