Система К.С.Станиславского

 

Творческое наследие К. С. Станиславского имеет большое значение для отечественной и мировой культуры. Весь современный театр опираются на концепцию созданную К. С. Станиславским. Константин Сергеевич Станиславский-Алексеев вошел в историю отечественного и мирового театра как великий реформатор. Созданная им концепция театра, получившая название Системы, изменила представление о сущности театрального творчества, дала импульс плодотворному развитию театра в 20 веке. Понятие "Система Станиславского" охватывает совокупность взглядов по вопросам теории театра, творческого метода, принципов актерской и режиссерской техники. Задуманная как практическое руководство для актеров и режиссеров, Система приобрела более широкое значение, стала эстетической и профессиональной основой сценического искусства в целом.

Это учение о роли актера и режиссера в создании театрального спектакля.

"Система" распадается на две главные части:

-- внутренняя и внешняя работа артиста над собой,

-- внутренняя и внешняя работа над ролью.

Внутренняя работа над собой заключается в выработке психотехнической техники, позволяющей артисту вызывать в себе творческое самочувствие, при котором на него всего легче сходит вдохновение.

Внешняя работа над собой заключается в приготовлении телесного аппарата к воплощению роли и точной передаче ее внутренней жизни.

 

Работа над ролью заключается в изучении духовной сущности драматического произведения, того зерна, из которого оно создалось и которое определяет его смысл, как и смысл каждой из составляющих его ролей" (К. С. Станиславский)

До Станиславского в театрах был режиссер как должностное лицо, отвечающий за ход спектакля. Он выполнял функцию "разводящего" т.е. постановщика сцен. Но он не был создателем спектакля в полном смысле. Замысел и ход спектакля, его успех и провал определял не режиссер, а исполнитель главной роли пьесы - т.е. прима-актер, остальные ему только подыгрывали. У Станиславского, режиссер - это создатель единого образа спектакля. Его задача - создание идейно-художественного замысла постановки. Режиссер вступает в соавторство с драматургом. Он может, как принять точку зрения драматурга на данную пьесу, так и пересмотреть ее в зависимости от сверхзадачи данного спектакля (так как он это видит). Режиссер организует (согласно своего замысла) работу всего сценического ансамбля (игры актеров, декорации, костюмы, свет, музыка и т.д.) Важной функцией режиссера является и в помощи актеру в его работе над ролью. Режиссер является наставников и тренером актера, его соавтором в работе над ролью.

Актер является центральной фигурой в Системе Станиславского. Учение о природе и законах актерского творчества, о методах и приемах управления им - бесценный вклад К. С. Станиславского в историю мировой культуры. До Станиславского актеры утверждали, что их работа над ролью осуществляется бессознательно, свое творчество они называли "тяжелой душевной работой" или даже "шаманством". Станиславский же сделал вывод о связи сознательного и бессознательного в творчестве актера и впервые показал возможности сознательного управления подсознательными процессами творчества. "Истинное искусство должно учить, как сознательно возбуждать в себе бессознательную творческую природу для сверхсознательного творчества". (К. С. Станиславский) В старом театре являлось классическим требование как можно дальше уйти от самого себя, "изгнать из роли свой жизненный и духовный опыт". Станиславский предложил иной подход: "Познайте свою природу, дисциплинируйте ее, и при наличии таланта вы станете великим артистом" (искусство переживания). Это не имитация состояния, а переживание роли в соответствии с заранее продуманной логикой жизни и развития образа. Станиславский предложил актерам "идти от себя", то есть пытаться достоверно представить себя в рамках тех жизненных условий (предлагаемых обстоятельствах), в которых находится в пьесе его герой, и в соответствии со своей природой реагировать на происходящее. "Не играть образ, а стать образом - это высшая форма актерского творчества" (К. С. Станиславский)

"Истинное значение и смысл Системы ученик должен понимать так: Система не может создать актера, не может вложить в него талант и не может научить человека играть на сцене, если об этом не позаботился сам бог. Система сберегает актеру его творческие силы. Указывает ему пути, по которым следует направлять свой талант с наименьшей затратой сил и с большим успехом для дела... Настоящая, единственная цель системы - дать актеру в руки самого себя... Она просто "наука". Система есть исключительно "практическое" руководство... Система - для талантливых, которым есть что "систематизировать..." (М. Чехов)

Хочется отметить, что ни один элемент Системы не действует сам по себе. Не может быть упражнений только на развитие воображения или только на развитие памяти. Все элементы Системы тесно взаимосвязаны и разделяются только теоретически.

 

В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.

· Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.

· Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.

· Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.

 

Внимание.

 

"Творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы". (К. С. Станиславский)

"Толковый словарь русского языка" С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова так объясняет слово "внимание": "Внимание - сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-то".

Сценическое внимание - это основа внутренней техники актера, это самый важный элемент творческого состояния актера, главное условие правильного внутреннего сценического самочувствия. Внимание - это начало любого действия. Без развитого внимания актер не может играть, не может действовать в предлагаемых обстоятельствах, он все время будет отвлекаться на свои собственные (бытовые) мысли и переживания. Кроме того, не внимательный актер - беда для режиссера.

Поэтому, воспитание будущих актеров нужно начинать именно с воспитания внимания. Различные упражнения на внимание должны воспитать способность, "во-первых, концентрировать свое внимание на определенном произвольно выбранном объекте; во-вторых, длительно удерживать внимание на этом объекте, сообщая процессу активный характер путем присоединения к внешнему вниманию также и внутреннего (т.е. мышления); в-третьих, превращать произвольное активное внимание в высшую форму сосредоточенности, т.е. в непроизвольное активное внимание (в увлечение объектом), и, наконец, в-четвертых, легко, быстро и свободно переключать свою активную сосредоточенность с одного объекта внимания на другой" (Б. Е. Захава).

Внимание можно подразделить на: внешнее и внутреннее. Внутреннее внимание - это внимание к самому себе, к процессам, которые происходят внутри тебя (послушать, как стучит сердце, как бежит кровь по венам и артериям; вспомнить свой сегодняшний день; составить план своего выступления на классном собрании и т.д.). Как говорил великий русский ученый и педагог Н. И. Пирогов: "Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу и самого себя". Упражнения на развитие внимания к самому себе это большая кропотливая работа и сосредоточенность. Ведь нужно научиться сосредоточится на той или иной мысли так, что бы ни что и ни кто не смог тебя отвлечь.

Начинать работу над развитием внимания нужно с самых простых упражнений - упражнений, основанных на наблюдениях. Эти упражнения, особенно те, которые связанные с внутренней сосредоточенностью, с ассоциативностью мышления, такие, как "...вспомните и расскажите, как вы провели ваш вчерашний день", "что привлекло ваше внимание по дороге из школы домой", "какие особенности вы заметили у проходящих мимо людей" - дают материал для того, чтобы судить об особенностях и характере внимания и памяти. В этих упражнениях проявляются внутренние качества особенности  мышления, характер фантазии. Ведь если научится видеть прекрасное вокруг себя, улавливать в каждом человеке какую-то ценность, то богаче станет и их творческий круг, больше и шире их возможности отражать жизнь на сцене.

Внимание всегда имеет объект. Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле, переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами - развить у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой. Для развития этого внимания хороши упражнения типа:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: