Преимущества:
+ Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений.
+ Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь.
+ Язык жестов часто нагляден.
+ Ребёнку можно помочь своими руками.
+ Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт.
Недостатки:
- Некоторые жесты понятны только «посвящённым».
- Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций.
- Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли». Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.
Графические символы
Преимущества:
+ Меньше приходится запоминать.
+ Родителям легче понять ребенка.
+ Проще подсказывать.
+ Формируются навыки визуального различения.
Недостатки:
— Низкая скорость коммуникации.
— Нужно носить с собой.
— Трудно вести беседу.
—Трудно передать грамматические и семантические особенности речи.
— Нужен доступ к технологиям, программам методикам и материалам. [54].
Однозначного ответа не существует, по крайней мере, нельзя точно сказать какая АДК-модель лучше, а какая однозначно хуже. Выбор этих форм и методов зависит от диагностики актуального развития ребенка, его поведенческих, интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных особенностей. Корректировка индивидуального коррекционного и образовательного маршрута каждого ребенка должна происходить регулярно по мере решения поставленных целей и задач.
Альтернативная и дополнительная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.